Санкции развернули Германию на Восток
Министр иностранных дел Германии Хайко Маас призывает Европу освободиться от американской зависимости. Берлин также намерен дать ответ вредящим европейскому бизнесу санкциям США против Ирана, Турции и России
Политическая неделя в Берлине началась с поднятия одного из важнейших геополитических вопросов — зависимости Германии и Европы от США. Именно зависимость станет одним из центральных тезисов внешнеполитической стратегии, которую вскоре обещает представить министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас.
Основные идеи стратегии Маас уже раскрыл в специальной статье в деловой газете Handelsblatt. В ней политик от партии СДПГ отметил, что наметившееся между Европой и США размежевание в свете «тарифной войны» и разногласий по Ирану не связано исключительно с президентством Дональда Трампа, а является историческим, необратимым и усиливающимся процессом. Противостояние по линии Восток-Запад в духе холодной войны, несмотря на все попытки Вашингтона и Лондона вдохнуть в него вторую жизнь (расследования Конгресса, «дело Скрипалей», химатаки в Сирии), остается на страницах истории и более не может считаться надежной платформой для американо-германского союза.
Х. Маас. Фото: www.globallookpress.com
Германия хочет жить без американской дубинки
Красные линии
Маас призывает больше «не полагаться на Вашингтон», пересмотреть партнерство с Соединенными Штатами и создать США противовес там, где они «переходят красные линии».
«Красные линии» — это вопросы, в которых США попирают европейские интересы. Во-первых, речь идет о повышении пошлин на европейский алюминий и сталь под предлогом торгового дефицита Америки в торговле с Европой. Маас справедливо напоминает о том, что на европейской земле активно работают интернет-гиганты из США, такие как Apple, Facebook и Google. Высасывая доходы из ЕС, а налоги отправляя за Атлантику, они тоже создают денежный дефицит, но для Европы.
Вторая «красная линия» — санкции Конгресса против Ирана, Турции и России, имеющие экстерриториальный характер и бьющие в том числе по европейскому бизнесу в перечисленных странах.
Санкционная политика Вашингтона заставляет нас формулировать европейские ответы. Когда США вдруг без согласования решают ввести санкции против России, Китая, Турции, …., они бьют также по Германии и Европе,
— заявил сегодня Маас на открытии конференции немецких послов, добавив, что Берлину нужно реагировать на эти меры США и защищать затронутые рестрикциями европейские компании.
В Германии требуют выгнать американского посла
Что делать?
В качестве рецепта немецкое правительство видит формулу, которую периодически повторяют многие политики Старого света — «Независимая и сильная Европа».
«Первостепенная цель нашей внешней политики — построить суверенную, сильную Европу. Только в тесном сотрудничестве с Францией и другими европейцами можно добиться баланса с США. Европейский союз должен стать основой международного порядка», — пишет Маас.
В плане безопасности глава немецкого МИД предлагает заместить НАТО его континентальным аналогом — Европейским союзом по безопасности и обороне. До его формирования увеличение военных расходов, которое Трамп требует от Евросоюза, бессмысленно, полагает он.
Независимость нужно наращивать в финансах и торговле. Маас предложил создать Европейский валютный фонд и независимую платежную систему Swift. В ведении бизнеса ответом Европы может стать усиление связей с такими партнерами, как Япония, Канада и Южная Корея. К слову, в середине июля ЕС и Япония создали крупнейшую зону свободной торговли в мире.
Фото: www.globallookpress.com
Бунт на корабле Меркель: Голоса сторонников сближения с Россией звучат все громче
Найдут ли смелые и прогрессивные идеи министра отражение не только в стратегии, но и в реальной политике? Депутат горсобрания немецкого города Квакенбрюк от партии Die Linke Андреас Маурер считает необратимым отход Германии от США.
«Я считаю, что официальная позиция Германии пусть не кардинально, но все больше и больше будет отворачиваться от Соединенных Штатов. Мы видим, что за последние два года госпоже Меркель не удалось наладить контакты с Трампом на уровне предыдущих президентов. Реакция Трампа заставляет Германию и Европу задуматься о будущей стратегии. Я уверен, что тенденция независимой политики Германии в следующие месяцы будет усиливаться», — рассказал Маурер в беседе с Царьградом.
А. Маурер. Фото: www.globallookpress.com
Депутат напомнил, что в первые дни на посту руководителя МИД Маас выступал с яро антироссийских позиций. Однако принципы внешней политики устанавливает канцлер Ангела Меркель, а текущая ситуация не оставляет ей другого выбора, кроме как вести самостоятельный курс.
Какие пункты войдут в стратегию внешней политики Германии?
Резюмируя, можно выделить реперные точки новой стратегии внешней политики ФРГ:
— независимость от США в сфере обороны и безопасности путем создания «европейского НАТО»;
— противодействие протекционизму путем создания зон свободной торговли ЕС со странами Америки и Восточной Азии;
— укрепление финансовой самостоятельности через «европейский МВФ» и автономную Swift-систему;
— противодействие санкциям через принятие законов о запрете их соблюдения европейскими компаниями.
В общем и целом идеи немецкого министра, являющиеся предисловием к новой геополитической концепции Германии, — это возврат к тому тренду «многополярности», который обозначился в 2003 году во время Иракской войны, во время канцлерства Герхарда Шредера — тоже социал-демократа. Слово «многополярность» — одно из наиболее частотных, в статье Мааса используется пять раз. Об этом на протяжении всего своего президентства говорит Владимир Путин своим западным партнерам. Несмотря на видимую схожесть идей, их воплощение на практике диктуется не пониманием, а все новыми ударами, которые Трамп и США наносят по Европе.