Рублёвая хандра: Как отразится на национальной валюте покупка долларов?
С 15 января по 6 февраля Центробанк по просьбе Минфина в рамках бюджетного правила закупит иностранную валюту на 265,8 млрд рублей. Это может существенно ослабить рубль – о чём, собственно, и мечтают экспортёры
Центробанк по просьбе Минфина вернулся на валютный рынок. С 15 января по 6 февраля на иностранную валюту поменяют 265,8 миллиарда рублей. Эта сумма сложилась в качестве дополнительных нефтегазовых доходов, которые были получены от продажи энергоресурсов в декабре и январе. В отличие от закупок прошлого года, операции будут проводиться на открытом рынке. При этом ЦБ выступает агентом Минфина.
Бюджетное правило и денежно-кредитная политика создали условия для стабилизации. Можно подумать, что Министерство финансов занимается дестимуляцией роста. Отнюдь нет, – заявлял ранее, выступая в Совете Федерации, первый вице-премьер правительства, министр финансов России Антон Силуанов. – Умеренно жёсткая денежно-кредитная политика способствует созданию предсказуемых условий. Вот курс рубля, например, уже практически не зависит от изменений цен на нефть.
Следует ли запретить хождение валюты в России?
Курс рубля с введением бюджетного правила действительно стал менее восприимчивым к ценам на нефть, зато внезапно проснулась чувствительность к самому бюджетному правилу. Доказательством тому служат результаты прошлого года, согласно которым российская национальная валюта обесценилась по отношению к паре доллар-евро почти на 20%. По прогнозам экспертов, в январе-феврале рубль потеряет ещё от 7 до 10%. А это, в свою очередь, чревато разгоном инфляции, которой как огня боятся в Центробанке. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, комментируя декабрьское повышение ключевой ставки, заявляла следующее:
«В 2019 год мы входим без запаса по уровню инфляции, который был ранее, а также с прогнозом последующего существенного повышения инфляции».
Э. Набиуллина. Фото: www.globallookpress.com
Понятно, что ослабление рубля и последующий разгон инфляции отразятся на жизни всех без исключения граждан России. Пойдут вверх цены на многие товары, которые ввозятся в нашу страну из-за рубежа.
«И одеваемся мы в импортную одежду, и едим мы много иностранных продуктов, и используем много зарубежных материалов, – заявил руководитель центра политэкономических исследований Василий Колташов. – Тем более что и российские производители, которые закупают иностранное оборудование, также стремятся ничего не потерять. Всё это сказывается на ценах».
Кто занижает курс рубля и кому это выгодно?
Если в слабом рубле кто и заинтересован помимо Минфина, так это экспортёры. В первую очередь – российские нефтяники и газовики, а также химики и металлурги. Чем ниже рубль, чем недоступнее в России импортные товары, тем лучше для них. В прошлом году экспортные контракты фактически обращались в чистое золото.
«Бизнес получает совершенно удивительные, рекордные прибыли, – рассказывает президент Центра системного прогнозирования Дмитрий Митяев. – Куда идут эти ресурсы? Они выводятся через дивиденды в другие юрисдикции – прежде всего на Кипр. Соответственно, они не служат развитию России».
Этот год также обещает быть урожайным для экспортёров и Минфина. Ведь несмотря на стремление уйти от нефтегазовой зависимости, львиная часть доходов страны от экспорта всё же носит сырьевой характер. В добрые намерения финансовых властей можно было бы поверить, если бы эти деньги шли на развитие отечественной экономики. Однако вместо этого Центробанк выступает агентом Минфина и закупает на открытом рынке валюту, чтобы отправить её в резервы.
«План Белоусова»: На что потратят деньги олигархов
«Нам уже давно пора отказаться от этой странной затеи использовать сверхприбыли от нефти и газа для кредитования американских военных расходов, – уверен академик РАН Сергей Глазьев. – Нам нужно вкладывать деньги в те цели, о которых говорит президент. Если мы эти нефтедоллары будем вкладывать в развитие, это будет существенным подспорьем для правительства, это же правительственные деньги».
По принципу, о котором говорит Сергей Глазьев, давно уже живёт китайская экономика. В Поднебесной дополнительные доходы направляются на так называемые инвестиционные объекты. За счёт этих денег строятся скоростные железные дороги, автомагистрали и порты, а также идёт кредитование предприятий по приоритетным направлениям.
Российские финансовые власти тоже могли бы не менять нефтегазовые доходы на иностранную валюту, а вместо этого направить на развитие отечественной экономики. Однако в Министерстве финансов этот вариант не рассматривают. Их линия – копить запасы на «чёрный день», который благодаря подобной тактике приближается всё быстрее.