Россия в Африке: Интересы и противоречия
В начале следующей недели в Москву прибывает с визитом президент Зимбабве Эммерсон Мнангагва. Он встретится с Владимиром Путиным. Приезд зимбабвийского лидера в нашу столицу — ещё один шаг на пути большого возвращения России в Африку
В семидесятых годах прошлого века в африканских странах работало больше 40 000 наших советников. Советское влияние ощущалось во всём: от науки и образования до грандиозных экономических проектов и военного присутствия.
После хаоса 1990-х годов всю эту работу надо было начинать заново. Но уже сейчас можно говорить, что Россия осознала свои интересы на континенте и готова их отстаивать на новом этапе.
Основные конкуренты
В XXI веке место Советского Союза в Африке почти безоговорочно занял Китай. Китайцы уже давно обогнали США по инвестициям в африканскую экономику (вложили 120 млрд долларов и обещают ещё около 60 млрд). Однако китайское присутствие связано не только с финансовыми и инфраструктурными проектами, а также взаимовыгодной торговлей, но и с важнейшими идеологическими и имиджевыми предпочтениями.
Россия возвращается в Африку
Как и 50 лет тому назад, большая часть африканских стран южнее Сахары и сейчас балансируют между сохранением связей со старыми колониальными державами и желанием максимально дистанцироваться от них. Когда-то Советский Союз очень успешно играл на этом поле. Теперь его место заняли китайцы.
Но традиционно у России здесь тоже много козырей. Память о нашем вкладе в постколониальное развитие ещё живёт на континенте.
Помимо Китая и России, за влияние в Африке борются Соединённые Штаты и Индия, а также страны ЕЭС, в первую очередь Франция и Великобритания, особенно в своих бывших колониях. И хотя на сегодняшний день, по чисто формальным показателям, Россия проигрывает своим основным соперникам, наши африканские возможности достаточно велики. Главное, что в Африке мы в большинстве случаев — желанные гости, за которыми к тому же не тянется длинного шлейфа колонизаторских преступлений. Напротив, на слуху только положительные воспоминания. Один только Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы чего стоит. Сотни, если не тысячи представителей политической и интеллектуальной элиты африканских стран среднего и старшего поколения закончили в своё время это учебное заведение. И они часто вспоминают Россию с благодарностью, а то и с ностальгией. Так что на этом направлении почти все козыри в наших руках.
Трудовой семестр студентов Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, 1968 год. Фото: Семён Майстерман/ТАСС
Политические и экономические интересы России
На сегодняшний день мы можем говорить о триедином интересе России в Африке.
В основании лежит, безусловно, пласт геополитических проблем. Укрепление политического сотрудничества со странами континента должно обеспечить поддержку позиций России по ключевым вопросам международной жизни (например, в рамках ООН, где африканские страны составляют отчасти сплочённую и влиятельную группу). По мере обострения противостояния со странами Запада сотрудничество с африканскими странами уже играет существенную геополитическую роль.
Россия стремится захватить Африку «армией наемников и врачей» - Bloomberg
Из политического напрямую вытекает и военное сотрудничество. В этом отношении Россия остаётся исключительно конкурентоспособной. Многие африканские страны ещё владеют оружием советской эпохи и испытывают большой интерес к новым отечественным вооружениям.
На сегодняшний день двусторонние военные соглашения связывают Россию с Демократической Республикой Конго и Центрально-Африканской Республикой. Недавно промелькнуло сообщение, что в ЦАР готовятся к созданию отдельной русской военной базы, первой на континенте после краха Советского Союза.
И, наконец, третий аспект — торгово-экономический. Речь здесь идёт о добыче или покупке в африканских странах минеральных ресурсов, продуктов тропического земледелия (кофе, какао, цитрусовых), а также увеличении поставок фруктов и овощей, которые должны прийти на смену попавшей под санкции продукции из Европы.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров на открытии общественного форума «Россия — Африка», Москва, 22 октября 2018 года. Фото: www.globallookpress.com
Важнейшее значение в двусторонней торговле имеют также и поставки из России в Африку удобрений, продукции машиностроения, зерна, а также экспорт отечественных услуг и технологий (строительство АЭС, гидроэлектростанций, заводов, трубопроводов).
Особое место занимает добыча на африканском континенте редких полезных ископаемых, в том числе и тех, которых нет или мало в России. Так, в той же Зимбабве Россия осваивает одно из крупнейших в мире месторождений металлов платиновой группы «Дарвендейл», в Анголе группа «Алроса» добывает алмазы, в той же Центрально-Африканской Республике речь идёт о разработке золота и алмазов. Кроме того, особое стратегическое значение имеют месторождения редкоземельных металлов в Демократической Республике Конго, ЦАР, Зимбабве и других странах.
ЦАР: Русский мир в центре Африки
Присутствовать повсюду
Но, пожалуй, самое существенное значение в современной геополитической ситуации для нас имеет само присутствие на африканском континенте. В обстоятельствах обостряющегося противостояния с Западом Россия нуждается в Африке не меньше, чем Африка нуждается в России. Прежде всего нам необходимо создать такие условия, при которых наши геополитические противники не смогут усилить свои позиции и играть против России на африканском поле за счёт африканских стран…
В 2018 году президент Владимир Путин и глава МИД Сергей Лавров встречались с лидерами 26 стран африканского континента. На вторую половину 2019 года запланирован полномасштабный саммит «Россия — Африка», который должен открыть новый этап в русско-африканских отношениях. И визит президента Зимбабве в Москву — ещё одна веха на этом большом и очень важном пути.