Россия не останется на глифосатных бобах
В феврале тема гербицидов и ГМО всё ещё остаётся на первых страницах в российских СМИ. На днях выяснилось, что Бразилия поставляет в нашу страну опасную для здоровью сою. В латиноамериканских бобах нашли повышенное содержание опасного гербицида глифосат. Об этом сообщается на сайте ведомства
Россельхознадзор предупредил своих коллег в Бразилии, что намерен временно запретить поставки соевых бобов из этой латиноамериканской страны, если ситуация не будет исправлена.
Глифосат — основной компонент гербицида раундап, продукт, выпущенный на рынок компанией «Монсанто» (теперь она часть концерна «Байер»). Именно к этому химикату устойчива большая часть трансгенных растений, в том числе соя. Так называемая раундап реди (Roundup Ready) соя выращивается в Бразилии на больших площадях. Это, однако, не означает, что вся соя, которая его содержит, генетически модифицирована. Раундап, как правило, распыляют над полями с самолётов, поэтому он распространяется и на соседние посевы с обычными растениями, попадает в воду и почву. В сентябре прошлого года Академия наук США опубликовала данные о том, что этот химикат может быть причиной даже массовой гибели пчёл.
Фото: Pixavril/shutterstock.com
В Бразилии, по данным портала Grain.org, предельно допустимая концентрация глифосата в зерне сои с внедрением ГМ-растений была многократно повышена и теперь составляет 10 мг/кг. Неудивительно, что это вызывает проблемы у импортёров. Согласно Методическим указаниям 4.1 от 2005 года «Методы контроля. Химические факторы. Определение остаточных количеств глифосата в зерне и масле сои, семенах и масле подсолнечника методом высокоэффективной жидкостной хроматографии», в России максимально допустимый уровень содержания глифосата в зерне сои равен всего 0,15 мг/кг, это в 66 раз меньше бразильской нормы.
Россельхознадзор в своём сообщении указывает, что
препарат может способствовать возникновению таких тяжёлых заболеваний, как рак кожи, печени и почек, врождённые генетические аномалии разного рода (карликовость, альбинизм, слабоумие и др.), а также вызывать гормональные сбои у детей, склонность к заболеванию менингитом, бесплодие женщин, низкий уровень тестостерона у мужчин и др.
Глифосат используется и в России. С его помощью борются с сорняками дачники на своих шести сотках, он применяется в лесном хозяйстве и даже в агрохолдингах. Собственного производства глифосата в стране нет. Но в 2015 году было подписано соглашение с китайскими инвесторами о строительстве завода по производству гербицида в чувашском Новочебоксарске в ближайшие годы.
Кому удобны ГМО?
За 2018 год против компании «Байер» из-за глифосата было подано около восьми тысяч исков, в основном от работников сельского хозяйства и их семей. Они уверены, что этот химикат стал причиной диагностированных у них онкологических заболеваний.
Ещё в 2015 году Всемирная организация здравоохранения признала, что глифосат может являться канцерогеном, а значит, вызывать рак. Эта информация шокировала мировое сообщество, но не привела к запрету опасного гербицида.
ГМО на полях? Спасибо, нет!
Фото: mailsonpignata/shutterstock.com
Всё же пока в России не выращиваются ГМ-растения, устойчивые к раундапу, его обильное распыление на полях с уже растущими сельскохозяйственными культурами вряд ли возможно. Лишь трансгенные растения способны выдержать ударную дозу препарата и не погибнуть.
Заместитель руководителя министерства сельского хозяйства Оксана Лут считает, что запрет на выращивание ГМ-растений, введённый в стране в 2016 году, должен сохраняться.
Маркировка ГМО: Ставка на процент?
Об этом она рассказала в интервью «Российской газете» в начале февраля. По её словам, в ближайшие пять лет планируется ввести в оборот от 5 до 10 миллионов гектаров сельскохозяйственных земель. В ГМ-растениях в этой ситуации нет необходимости, считает замминистра. Оксана Лут также сообщила, что импортные трансгенные корма для животных будут постепенно заменяться на отечественные.
По данным Biosafety.ru, именно для кормовых целей Россия закупает наибольшее количество наименований ГМО. Но в последние годы число регистрируемых ГМ-кормов резко сокращается. Если в 2018 году реестр таких кормов содержал 312 наименований, то в 2019 году их, по данным реестра, опубликованного на сайте Россельхознадзора 30 января, значится всего 30. Среди производителей и поставщиков кормовой трансгенной сои и кукурузы в Россию — немецкая, американская, голландская, аргентинская и даже украинская компании.
Фото: a katz/shutterstock.com
О рисках, связанных с использованием ГМО в сельском хозяйстве, говорилось на недавнем заседании Томатного клуба — регулярной встрече руководителей и специалистов тепличных комбинатов из России и зарубежных стран в Москве. Как оказалось, даже самые передовые технологии редактирования генома крупные компании планируют использовать прежде всего для повышения устойчивости растений к химикатам. Права на такую деятельность от разработчиков технологии CRISPR Cas 9 и других уже получают крупные компании-производители семян и химикатов: «Сингента», «Дюпон Пионер» и «Байер».
Однако потребителям (и сельхозпроизводители в России это понимают) нужны не наполненные гербицидами, а полезные и безопасные продукты.
Гербициды — это химические вещества, которые помогают истреблять сорняки. Но очевидно, что полезными для живых существ они быть никак не могут. Пока без них бывает сложно обойтись, если речь идёт не об органическом хозяйстве. Но мы стараемся информировать членов нашего клуба о технологиях, которые помогают выращивать овощи в более здоровых условиях и с учётом самых современных знаний о рисках при использовании тех или иных препаратов,
— прокомментировал ситуацию Царьграду Александр Цыдендамбаев, главный редактор журнала «Мир теплиц», бизнесмен, организатор Томатного клуба.
Так или иначе, покупая сейчас продукты, произведённые при помощи генной инженерии, потребитель рискует съесть хорошую дозу гербицидов. В России для использования в продуктах питания пока разрешены 22 линии трансгенных сельскохозяйственных культур. Это соя, кукуруза и рис компаний «Байер», «Сингента», BASF (находится в процессе покупки части активов концерна «Байер») и «Дюпон Пионер». Сырьё из них используется в мясных продуктах, хлебе, консервах, кондитерской промышленности.