Путин отобрал у Макрона африканские колонии. Лавров утрясает детали
Россия расширяет политическое, экономическое и военно-техническое партнёрства с Альянсом государств Сахеля (АГС), куда входят Буркина-Фасо, Мали и Нигер. Пока что Запад не бросил вызов России в Африке, преследующей прежде всего экономические цели. Но это может произойти, когда Москва наведёт в подшефных странах порядок в сфере безопасности. За что не хочет больше браться никто, включая бывшую колониальную владычицу Францию, убравшую из региона свои войска. России важно иметь тесные связи со странами Африки, построенные на честных хозрасчётных отношениях. Но надо знать меру и пределы своим возможностям. Чтобы не остаться в конечном счёте у разбитого корыта. Потому что, когда русские сделают самую тяжёлую работу, нас могут оттуда и попросить.
Россия имеет серьёзные виды на Африку, где со времён СССР репутация Москвы по-прежнему очень высока. Чем у нас и решили воспользоваться, но уже в новых условиях, когда идеология не имеет значения, а помощь должна окупаться.
Африканцы этому очень рады, потому что западники Африку просто грабят – за подачки для тамошних элит и предоставление им возможностей заниматься коррупцией. Благодаря чему почти все деньги оттуда утекают на Запад и без всякого колониализма, обрекая африканцев на нищету (на всю Африку есть всего лишь несколько относительно успешных стран).
Россия этим не занимается, помогая ещё и решать самые острые местные проблемы – прежде всего с безопасностью, что и привлекает к Москве лидеров Африки, которым небезразлична судьба своих народов и стран.
Развивать одновременно отношения со всеми африканскими странами невозможно. У России очень хорошие отношения с Египтом, Алжиром, Эфиопией, Эритреей, Южной Африкой – почти со всеми африканскими странами. Но реально помочь, чтобы не надорваться и не действовать себе в убыток, можно лишь некоторым. Этой мыслью и руководствовался глава МИД России Сергей Лавров, собрав в Москве своих коллег из Буркина-Фасо, Мали и Нигера, являющихся членами АГС.
3 апреля в Москве состоялась первая министерская встреча Россия – Конфедерация государств Сахеля (АГС) с участием главы российского МИД Сергея Лаврова. Фото: МИД России
Впервые и о важном
Открывая переговоры в Москве – первое мероприятие такого рода, Лавров заявил:
Мы с удовлетворением отмечаем динамичное развитие интеграционных процессов в рамках альянса. Это открывает дополнительные возможности для укрепления нашего взаимодействия в торгово-экономической, инвестиционной, транспортной, логистической сфере, в сфере сотрудничества между банковскими учреждениями. По ряду направлений с каждой из ваших стран мы уже достигли первых результатов… Необходимо двигаться дальше и выводить отношения на качественно новый уровень.
МИД России сообщил, что стороны обсудили пути укрепления дружественных отношений между Россией и АГС с акцентом на углубление политического диалога и наращивание секторального взаимодействия, отметив близость позиций по большинству вопросов. Россия обязалась содействовать странам АГС в выстраивании "независимого политического курса и формировании новой архитектуры региональной безопасности с опорой на собственные силы". При этом, указывается в заявлении, "значительное внимание было уделено продвижению взаимодействия в рамках Форума партнёрства Россия – Африка".
На пресс-конференции по итогам переговоров Лавров сказал:
Альянс государств Сахеля – яркое свидетельство второго пробуждения Африки, стремления африканцев играть активную самостоятельную роль в мировых делах, избавляться от остатков неоколониальной зависимости.
Фото: МИД России
Лавров подчеркнул "обоюдный настрой на укрепление нашего партнёрства, которое основывается на взаимном доверии, взаимном уважении, взаимной выгоде". И заявил о готовности России оказывать содействие трём государствам Сахеля на трёх приоритетных направлениях.
Это, во-первых, оборона и безопасность, во-вторых, экономика и, в-третьих, дипломатия в смысле участия в международных процессах,
– сказал глава МИД России. Лавров заявил, в частности, о готовности Москвы "всячески способствовать наращиванию потенциала объединённых сил государств Сахеля, повышению их боеспособности, боеспособности и национальных вооружённых сил каждой из трёх стран, подготовке военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов".
Другой важный момент, о котором упомянул Лавров: объём взаимной торговли между Россией и "сахельской тройкой" за год увеличился более чем в 10 раз. И ему есть куда расти, так как в числе основных торговых партнёров этих стран Россия пока не фигурирует.
Лавров сообщил, что посольство России в Нигере будет "совершенно точно" открыто в 2025 году. В советские времена оно там было, но потом закрылось. Глава МИД России подтвердил "продолжение предоставления необходимой помощи Нигеру в противодействии угрозе терроризма, обеспечении внутренней стабильности и безопасности, решении вопросов социально-экономического развития".
Аналогичное заявление сделано по итогам встречи Лаврова с главой МИД Буркина-Фасо Карамоко Жан-Мари Траоре.
Министр иностранных дел Мали Абдулайе Диоп по итогам переговоров заявил о решимости членов АГС бороться с терроризмом совместными усилиями и назвал Россию стратегическим партнёром и "постоянным союзником, которому мы можем доверять". Он заявил также, что Мали рассматривает Украину как "террористическое государство" и спонсора местных сепаратистов, и "это необходимо остановить".
Сергей Лавров и глава МИД Мали Абдулайе Диоп. Фото: МИД России
Глава МИД Мали засвидетельствовал, что "Сергеем Викторовичем Лавровым была подтверждена нацеленность России и далее оказывать комплексную поддержку Мали в вопросах антитеррора, достижения устойчивого социально-экономического развития".
На этот счёт Лавров обнадёжил в ходе переговоров всех своих визави:
Поставки продукции военного назначения – это тоже необходимый шаг для становления вооружённых сил в трёхстороннем формате. И конкретно наши специалисты могут помочь разработать схему оснащения этих вооружённых сил конкретными видами вооружения и техники.
Русский министр признал, что на этот счёт существуют "достаточно конкретные договорённости". Новое же состоит в том, что раньше такого рода сотрудничество осуществлялось по двусторонней линии, а "теперь ещё и четырёхсторонний формат будет обогащать наши связи в военно-технической области".
А теперь по существу
Всё это, конечно, прекрасно, но существует и одно большое НО. Все вышеперечисленные страны – беднейшие государства мира, занимающие также и последние места по индексу человеческого развития. Их правительства не контролируют полностью собственные территории, на части которых намерены создать своё государство "Азавад" африканские "курды" – бесстрашные, умелые, жестокие воины, не брезгующие грабежом туареги, которых в своё время европейцы не спросили о границах, нарезая себе в Сахеле колонии.
Население стран, примыкающих к Сахаре, живёт в очень неблагоприятных условиях. Фото: hutchison/Global Look Press
Население этих примыкающих к Сахаре стран (в Нигере, например, 80% территории – пески) находится под угрозой не только терроризма, но и голода. Там низкая продолжительность жизни и масса социальных проблем. В этих суровых условиях живут примерно 60 миллионов человек. Подавляющее большинство населения этих стран – мусульмане суннитского толка.
Основная часть населения занята в примитивном сельском хозяйстве, находящемся в сильной зависимости от милостей природы, насылающей часто засухи. Выхода к морю эти три страны не имеют. Политическая жизнь в них регулируется через военные перевороты.
Единственную ценность для внешнего мира представляют имеющиеся на этой территории полезные ископаемые. В Нигере это урановая руда, по запасам которой он находится на девятом, а по добыче – на шестом месте в мире. Там также есть вольфрам, тантал, медь, литий, марганец, никель… В Мали – золото (третье место в Африке). Имеет значение и экспорт хлопка. Последнее актуально и для Буркина-Фасо, где имеют значение также такие природные ресурсы, как марганцевые и медные руды, никель, титан ну и, конечно, золото.
Во многих странах Африки политические вопросы решаются при помощи военных переворотов. Фото: Vladimir Dvoynikov/Global Look Press
Разрабатывать эти природные ресурсы, заниматься транспортировкой добытого приходится зачастую в условиях, когда над головой свистят пули и правительственные силы, усиленные русскими военными и сотрудниками ЧВК, гоняют местных – и пришлых – террористов (которым стал помогать Киев), пытающихся наложить на них лапу для самофинансирования.
В чём главная причина успехов Москвы?
Давайте будем честны: Россия добилась больших успехов в странах "сахельской тройки" прежде всего потому, что французы, американцы и другие западники считают эти места, несмотря на некоторые важные природные ресурсы, слишком гиблыми и не хотят нести связанных с ними издержек. В этот вакуум и вступила Россия. Но если русские, не имеющие надёжного тыла и при слишком подвешенной логистике, всё же наведут там элементарный порядок, ситуация может измениться. И тогда окажется, что у западников и китайцев будет больше того, чего можно будет предложить местным, чем у русских, чья экономика ещё не раскрутилась. Именно так, кстати, уже произошло в ЦАР: когда ситуация с безопасностью благодаря вмешательству России нормализовалась, русские оказались не так уж и нужны.
В Африке нередко можно увидеть российские флаги. Фото: Djibo Issifou/dpa/Global Look Press
Есть и другой немаловажный момент. Наш основной фронт сейчас на Украине, где Россия ведёт с Западом борьбу за существование. А Африка при всей её потенциальной важности отвлекает от главного направления наши далеко не безграничные ресурсы, уникальных военных профессионалов типа "вагнеров" и талантливых генералов вроде опального Суровикина, которому самое место не в Сахеле, а под Харьковом, Киевом или Одессой.
Что с того?
Царьград об этом уже писал, но можно повторить, хотя некоторым это не понравится. Да, конечно, сейчас элиты бывших французских африканских колоний, которые безжалостно грабила бывшая метрополия, страшно рады, так как Россия и наши фирмы довольствуются, по сравнению с Францией, немногим. Наши военные – не расисты, неприхотливы и готовы рисковать своей жизнью для наведения порядка и обеспечения безопасности этих стран. Тогда как французы с американцами лишь жирели на своих базах, отдав огромные территории террористам, которые за бесценок продавали подконтрольные им ресурсы западным компаниям.
Однако через какое-то время в странах "сахельской тройки" привыкнут к новому порядку вещей и, оставшись без западных подачек, столкнувшись с блокадами и санкциями, начнут ждать большего от Москвы, вопрошая, а что Россия ещё может предложить? Мы же пока что, увы, многого дать не можем. А в Африке любят получать! И тогда неизбежно наступит разочарование. Так наши нынешние друзья могут и к старым хозяевам на новых условиях запроситься, могут – к американцам, хорошо, если к китайцам. А мы с чем останемся?
Так ли нам нужно на самом деле, подкрепляя слабенькие армии этих стран, а нередко воюя вместо них, становиться частью местных интриг, вендетт, теряя при этом русских мужиков-пассионариев за непонятно кому и куда идущие от хозяйственной деятельности доходы "коммерсов?" Не уверен.
В этой ситуации остаётся только одно: относясь ко всем достойным того с уважением, следует проявлять лояльность к законным местным властям, не сильно при этом озлобляя и тех, кто может ими стать завтра. И во всём чётко преследовать свои интересы. А если минусы начнут перевешивать плюсы, делать из этого честные выводы. Ну а если на пути нашей политики в Африке окажутся украинские террористы, Сахелю придётся стать ещё одним фронтом: какая разница, где бить врага?