«Люди, события, факты» - вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. А мы о них говорим. Это рубрика о самых актуальных событиях. Интересные сюжеты и горячие репортажи, нескучные интервью и яркие мнения.
События внутренней, внешней и международной политики, политические интриги и тайны, невидимые рычаги принятия публичных решений, закулисье переговоров, аналитика по произошедшим событиям и прогнозы на ближайшее будущее и перспективные тенденции, публичные лица мировой политики и их "серые кардиналы", заговоры против России и разоблачения отечественной "пятой колонны" – всё это и многое вы найдёте в материалах отдела политики Царьграда.
Идеологический отдел Царьграда – это фабрика русских смыслов. Мы не раскрываем подковёрные интриги, не "изобретаем велосипеды" и не "открываем Америку". Мы возвращаем утраченные смыслы очевидным вещам. Россия – великая православная держава с тысячелетней историей. Русская Церковь – основа нашей государственности и культуры. Москва – Третий Рим. Русский – тот, кто искренне любит Россию, её историю и культуру. Семья – союз мужчины и женщины. И их дети. Желательно, много детей. Народосбережение – ключевая задача государства. Задача, которую невозможно решить без внятной идеологии.
Расследования Царьграда – плод совместной работы группы аналитиков и экспертов. Мы вскрываем механизм работы олигархических корпораций, анатомию подготовки цветных революций, структуру преступных этнических группировок. Мы обнажаем неприглядные факты и показываем опасные тенденции, не даём покоя прокуратуре и следственным органам, губернаторам и "авторитетам". Мы защищаем Россию не просто словом, а свидетельствами и документами.
Экономический отдел телеканала «Царьград» является единственным среди всех крупных СМИ, который отвергает либерально-монетаристские принципы. Мы являемся противниками встраивания России в глобалисткую систему мироустройства, выступаем за экономический суверенитет и независимость нашего государства.
Протоиерей Андрей Ткачёв: Не надо стыдиться того, что Россия – Империя
Фото: Софья Сандурская / АГН "Москва"
Политика Общество Церковь

Протоиерей Андрей Ткачёв: "Не надо стыдиться того, что Россия – Империя"

Сегодня мы подводим главные итоги прошедшего 2021 года – года непростого, событийно и идейно насыщенного. И поскольку первый русский телеканал Царьград не просто информационный ресурс, но канал смысловой, преломляющий повестку дня через консервативное христианское миропонимание, идеологические итоги этого года мы подведём вместе с известным православным пастырем и проповедником, автором и ведущим программы "Святая правда" протоиереем Андреем Ткачёвым.

Россия и мир: ждать ли войны?

Царьград: – Самая главная страшилка последних недель – возможное нападение России на Украину. Возможна ли эта война – двух русских по сути народов?

Протоиерей Андрей Ткачёв: – Война России не нужна ни с одной стороны: ни с политической, ни с экономической, ни с геополитической. Война нужна каким-то силам за пределами России и Украины. Фактор войны – это чрезвычайно полезный фактор для всех жуликов мира: она переворачивает страницу и предаёт забвению всё, что было до. Но мудрость политического руководства заключается в том, чтобы не идти на поводу у провокаторов, а если что – то бить так, чтобы пропало всякое желание дёргаться дальше.

В конце прошлого года был так называемый ультиматум Западу, где были прочерчены "красные линии" в отношении возможного примирения России и Запада и поставлены чёткие условия для этого. Может ли этот документ стать некой дорожной картой мира?

Западу невыгодна мирная конкуренция, он постоянно занимается экспансией своих идеологических убеждений, своих смыслов. Когда они верили во Христа, они активно миссионерствовали, потом перестали верить во Христа и поверили в то, что нужно беречь пушных зверьков и насаждать зелёную экономику, стали вбивать в мозги эти идеи. Они и уверены, что имеют право и обязаны вбивать в мозги всем то, во что уверовали сами.

Притом что они нас постоянно обвиняют в русской экспансии – мол, русские идут...

Как вы знаете, громче всех "Держи вора!" кричит собственно вор. Но Божий суд будет, потому что человеческими силами здесь никак не разберёшься.

ТкачевПравославный пастырь и проповедник, автор и ведущий программы "Святая правда" протоиерей Андрей Ткачёв. Фото: Телеканал Царьград

От Союзного государства – к Империи

Другой вопрос, который тоже постоянно обсуждался, и ещё с позапрошлого года, – это вопрос российско-белорусского сотрудничества. В конце 2021 года были приняты дорожные карты по дальнейшей интеграции. На Ваш взгляд, необходима ли нам более тесная интеграция, возможно, даже в формате единого государства?

Интеграция совершенно необходима более тесная и в разных формах. Это в интересах обоих народов, или, точнее, двух субэтносов одного русского народа. Мы взаимно обогащаем друг друга общением. Белоруссия, например, показала, как можно было выйти из советской эпохи, ничего не развалив. А не как наши горе-реформаторы, крушившие Родину, как чужую хату.

У белорусов тоже это было поначалу, но в 1994 году они избрали Батьку – и сразу другие процессы начались.

Начались совершенно здоровые процессы – сохранение того, что нужно сохранять. Поэтому они в плане инфраструктуры там подвинулись поближе к Европе. Это замечаешь, приезжая в Белоруссию. С другой стороны, они сохранили и продолжают творчески использовать потенциал советской эпохи – то, что у нас просто разбазарили. Поэтому общение и интеграция взаимовыгодны. Но при этом внешнеполитические усилия России должны быть щадяще аккуратными и уважительными к любой стране, как бы мала она ни была. Потому что нет маленьких стран во внешней политике.

Великий русский консерватор Константин Леонтьев говорил про "цветущую сложность" этносов в рамках единой Империи. Многие не любят этот термин, да, но тем не менее исторически мы действительно Империя.

Империя не ругательное слово – есть множество слов, которые прочитаны в ложном смысле. Вот, к примеру, "прогресс" – не обязательно похвала, ибо никто не доказал, что будущее лучше прошлого. А Империя – это похвала. Не каждый народ способен её создать – Империю, это высшая форма государственного творчества народа. Потому что Империя в силу необходимости толерантна и мультикультурна, но не в европейском понимании. Русские – внутренне очень богатая культура, поскольку мы граничим со всем миром и весь мир присутствует в нас. И не надо стыдиться того, что Россия – это Империя.

Традиционный Запад смотрит на Россию с надеждой

Украина и Белоруссия, безусловно, часть Русского мира, но также они рядом с Европой, в том числе с католическим миром, который тоже может на них влиять. Однако Европа давно не "Христианский мир": новый германский канцлер Олаф Шольц, принимая присягу, отказались даже Бога упомянуть.

Видите ли, папа Бенедикт XVI, который жив, но который не занимает пост понтифика, публично продолжает высказываться и открыто говорит о том, что из общественного пространства Европы исчез Господь. То есть там вообще нет адекватной оценки вклада христианства в развитие европейской цивилизации и идентичности. Это самоубийственное занятие на наших глазах обернётся позорным крахом и большой бедой. Мы просто будем наблюдать её со стороны как посторонние.

Но многие традиционалисты Запада на Россию и лично даже на Владимира Путина смотрят с некой надеждой...

К сожалению, они смотрят на нас даже лучше, чем мы сами на себя. Спроси среднего русского: "Ты вообще понимаешь, что мы самая большая в мире православная страна?" Он скажет: "Нет". – "А ты ходишь каждое воскресенье в церковь? То есть как-то вообще духовная жизнь у тебя присутствует?" Большинство тоже скажет "нет". Поэтому проблема не в том, кем видят нас со стороны, – они-то всё правильно видят, проблема в том, что самосознание наше не соответствует нашей внутренней сущности.

Россия продолжает "сидеть на западной игле"

Но согласитесь, что и Россия тоже в значительной степени сидит на той же антихристианской игле, что и Запад. Телеканалы мы смотрим – это сплошная похабщина. В интернете и соцсетях – та же история. И вот итог: мы видим те же самые суициды; мы видим self-harm, когда дети себя уродуют, членовредительством занимаются; мы видим уже неоднократные случаи "колумбайна", когда приходят с оружием в школы и устраивают кровавую бойню. Есть ли возможность соскочить с этой иглы у нас, русских?

Есть, безусловно. Но иногда, глядя федеральные каналы, ты приходишь к мысли, что главный враг традиционной России – это российское телевидение. Вообще главный вопрос – это вопрос об информации. Мы живём в информационную эпоху и потребляем огромное количество информации, от качества которой зависит наше психическое здоровье и жизненные векторы. По сути, человек живёт мыслями.

Поэтому мы тяжко согрешаем или ведём себя просто глупо и неадекватно, когда открываем эту умную сферу человеческой жизни под перекрёстный огонь пулемётов, которые стреляют дерьмом. Я имею в виду наши федеральные каналы, степень пошлости большинства контента которых зашкаливает. Отсюда и массовые убийства в школах и институтах, самоубийства, перверсии половые, смена половой идентичности и т.д. – всё это информационная вещь. Сырая душа, потребляющая бесконтрольно всякую информацию, рано или поздно сильно испортится.

Прошедший 2021 год прославился бешеным ростом цен. Уровень жизни большинства народа значительно упал – люди начинают судорожно искать возможность выжить. Что же мы, в этом плане возвращаемся в "лихие 1990-е"?

Надеюсь, нет. Видите ли, Советский Союз как бы оставил нам тяжёлое психологическое наследие. Мы привыкли, что нам как бы что-то должны гарантированно. Но дать нам должны только одно – свободу трудиться и зарабатывать тем, кто хочет и умеет. Это инерция большого поезда – длинный тормозной путь. И люди живут всё ещё в той, старой парадигме: вы мне должны, так дайте, повысьте, умножьте, приплюсуйте... Вот превращение русского человека в хозяина на своей земле – это психологическая задача.

Мы с Вами неоднократно говорили, что есть идея создания огромных мегаполисов-агломераций, а есть идея малоэтажной России…

На неё и нужно ориентироваться, потому что всё внимание направлено на "человейники", где культ потребления, "разделяй и властвуй", "хлеба и зрелищ" и т.п. Да, в последнее время кое-что делается: газификация обычных хозяйств бесплатная, материнский капитал, который для Москвы, может, и невелик, а в провинции где-нибудь на эти деньги можно дом построить – если за двух детей. Но всё равно информация сохраняет первичность.

Тот же вопрос информации – это многодетная семья и помощь государства многодетной семье. Не бомжам, которые плодятся, а нормальным людям, которых большинство, которые любят детей и рожают их. Это тоже вопрос информации. Человека можно запугать до паранойи при помощи информации и возвеселить до бесстрашия.

Рожать самим или завозить чужих?

К теме народосбережения. Есть две позиции: либо мы действительно поддерживаем русские многодетные семьи, либо поддерживаем миграцию. Мигрантский вопрос очень острый, много было проблем, в том числе и кровавых, в течение 2021 года, но какой-то просвет в конце тоннеля вроде стал виден. Или нет?

Да, это вопрос принципиальный: рожать или завозить? Конечно рожать! Завозить тоже можно – любая страна должна быть более или менее открытой для приезжих, но здесь должна быть глубокая инкультурация. Не та европейская, которую мы видим, когда приезжают в Германию не Баха слушать, а создавать свои анклавы, куда местные полицейские и заходить не будут.

Короче, должны быть какие-то фильтры и тормоза. Так, чтобы человек знал язык, и понимал русскую историю, и желал жить в этом обществе по этим законам, чтобы он не развращался здесь. Потому что, приезжая из своих кишлаков и аулов в мегаполис, они здесь развращаются и научаются всем грехам, которыми больно цивилизованное общество.

То, о чём Вы как-то уже говорили, – это "культура стыда", которая утрачивается?

Именно так. Более традиционное общество – это общество стыда. Где, например, аборты разрешены, но их не делают. Потому что стыдно. Разводы разрешены, но это стыдно. Можно напиться и лечь под забором, но стыдно. Не потому что полицейский придёт, а потому что постыдное это дело. Значит, нужно культивировать эти вещи. Моя мечта, например, чтобы русские читали Библию, хотя бы по странице в день. И тогда через пару лет мы не узнаем страну во всех отношениях: и в демографическом, и в культуре труда, и в культуре взаимного общения. Потому что Библия – это тоже правильно поданная информация сверху.

Но национальность у преступников есть?

Есть. Особенно когда толпа преступников одной национальности забила до смерти человека другой национальности – перед нами этническая банда, которая, может быть, в своих действиях руководствовалась какими-то национальными, архаичными какими-то представлениями о враге, о чужаке, с которым так поступать можно и нужно.

К сожалению, речь не только о мигрантах, но и о приезжих из ряда наших регионов, которые, приезжая в ту же самую Москву, ведут себя неподобающим образом. Вот в отношении трудовых мигрантов в последние дни года был введён новый патент и новая карта мигрантов. Насколько эта инициатива правильная?

– Абсолютно правильная. Гости нашей страны, грубо нарушающие законодательство и ведущие себя как хотят, должны быть выдворяемы вон. Если они совершили уголовное преступление – пусть отвечают по Уголовному кодексу, а потом выдворяются вон. Если группа таджиков с ломами дерётся с группой киргизов, вооружённых лопатами, зачем нам эти таджики, эти киргизы?

Ну а если наши граждане, которые вдохновляются экстремистскими идеологиями или какой-то бытовой гордостью, совершают такое, значит, их нужно судить по закону – и всё. Потому что они не такие смелые на самом деле, как им кажется: когда надо не какую-нибудь девчонку затроллить и избить в метро, а сойтись мужик на мужика, да если ещё тот специалист... Значит, надо пресекать, наказывать, судить и ставить на место. Иначе нельзя.

И снова о ковиде и QR-кодах

Помимо того, что есть социальное расслоение, экономическое, появляется и расслоение по другому принципу, связанное с вакцинацией и QR-кодизацией. То, что это разделяет людей, и очень сильно разделяет, – это факт. Мы видели в конце года, как люди отреагировали на пока ещё законопроект о QR-кодизации. И Святейший Патриарх Кирилл об этом говорил в своём Предстоятельском слове буквально в конце года на Епархиальном собрании Москвы перед духовенством...

Это очень грамотное слово, которое отреагировало на все болевые точки этой проблемы. Вообще, цифровизация в повседневной жизни угрожает нам анонимным собиранием данных о человеке и использованием этих данных помимо его воли. По сути, мы стоим на пороге лёгкой возможности лишения базовых прав целых сообществ человеческих и отдельно взятых людей.

И это может обернуться в одну секунду таким тоталитаризмом, такой концлагерной действительностью, что сама болезнь окажется глубоко вторичной. Это же вопрос только повода. Разделить по любому принципу: еврей – не еврей; веришь – не веришь; привился – не привился. И какая тебе разница, по какому принципу тебя посадят в концлагерь, если все проголосуют, что тебя нужно побыстрее уничтожить и изолировать, вроде как чтобы не заражал никого? Об этом Патриарх как раз говорит. Это нельзя допустить, эта сегрегация чрезвычайно опасна.

В то же время не нужно называть QR-код "печатью антихриста", потому что принятие антихристовой идеологии вначале должно свершиться в духе человеческом. До тех пор, как Антихрист появится как личность, дух Антихриста действует в мире, и те, кто покоряются духу Антихриста, те поклонятся ему и как личности.

Но всё-таки какой должен быть ключевой принцип в отношении друг к другу в этом вопросе?

Помните апостольское слово про едящих мясо в пост? "Ядый не ядущаго да не укоряет: и не ядый ядущаго да не осуждает"? То же и здесь: "Привитый непривитого да не укоряет, а непривитый привитого да не осуждает". Судить будет Бог. То есть священник не имеет права запрещать прививаться или заставлять прививаться. Он должен действовать вне рамок этого. Привился, не привился – какая разница? Если ты каешься в грехах, или там просишь назидание, или хочешь принять святые тайны, я не должен спрашивать тебя об этом и не имею права осуждать.

Дела церковные

Тем не менее и по внутрицерковной жизни довольно-таки сильно ковид ударил: в 2020 году храмы на Светлой седмице и в Пасху были закрыты для абсолютного большинства верующих. Но вот есть другая история. Например, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который из-за ковида был перенесён именно на май 2022 года, будет рассматривать отношения с Константинопольским патриархатом. С которым мы ещё в 2018 году прервали евхаристическое общение, который вторгся на нашу каноническую территорию – Украину, признал раскольников, который очень много сделал и в отношении подвижек антиправославных – именно вероучительных. Есть ли смысл, на Ваш взгляд, осуждать Константинопольский патриархат не просто как канонических преступников, но как фактически еретиков?

– Я очень боюсь слова "еретик" и им бы не разбрасывался. Потому что у нас в истории были такие периоды, когда этим словом бесконтрольно пользовались и под анафему попадали люди, например, за отсутствие бороды или нарушившие пост в среду, скажем. То есть с этим термином нужно осторожно вести себя.

Наша Церковь вообще чрезвычайно осторожна, иногда, может быть, даже слишком, как кажется неким не в меру горячим. Но здесь лучше семь раз отмерить, один раз отрезать. Нам нужно выразить весь комплекс своих тревог по поводу поведения Константинополя, по сути разделяющего Православный мир на "прославянский" и "прогреческий", что непозволительно. А ведь кроме греков и славян у нас в православном мире ещё есть очень много людей разных, и это преступление на самом деле.

Нам нужно аргументированно высказать свои тревоги от того, что вытворяется различными кафедрами. Не так сейчас страшны католики, которые находятся в униженном положении и сами потеряли всякую веру в то, что именно они хранят веру вселенского масштаба. Нам их сейчас бояться вообще нечего. Но под нами, рядом, под боком у нас, выросла как бы новая греческая экклесиология, и мы просмотрели её.

Мы-то научились смотреть на мир греческими глазами. Теперь пришлось повзрослеть и посмотреть на мир своими глазами, потому что греческая, константинопольская экклесиология наделяет Константинопольскую кафедру небывалыми, неслыханными, исторически неоправданными, ничем не подтверждёнными привилегиями. То, что называется восточным папизмом. Хотя в принципе эта кафедра не имеет прямого апостольского преемства – это политический примат, это кафедра, возникшая из близости к Императору, не более того. Гораздо выше её и Антиохия, и Александрия, и, конечно, Рим.

Мы в целом любим их. Любим их за монашество, за то, что мы получили веру от них, за богословов их удивительных, за отцов, которые сплошь почти греки, но новая экклесиология Константинопольской кафедры – это страшная опасность.

И в завершение вопрос на обозримое будущее: какой всё-таки должна быть роль Церкви в государстве и обществе?

– Роль фундамента в здании. И роль крыши духовной в этом же здании. Всё остальное забирайте себе: бизнес, политику, власть – всё. Но Церковь – это фундамент, вера, осмысленное бытие и главные нравственные принципы. Взаимопомощь, сострадание, покаяние, милость, вера, связь с Богом, любовь. Нет любви без Церкви. Есть только прелюбодейное сюсюканье и какие-то самолюбивые фантазии.

Настоящую любовь можно иметь только в Духе Святом. Об этом знают наши враги даже лучше, чем мы сами. Они и говорят, что основа активного консерватизма и русской непотопляемости и исторической этой парадоксальности русской цивилизации является её укоренённость в Православной Церкви. Если это убрать, всё посыплется, как домик из песка.

 

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также:

Новая волна "минирования" школ: львовские инфопсихи на марше Кто ограничивает возможности? Общество больно, но рецепт выздоровления есть Новая волна "минирования" школ: львовские инфопсихи на марше