Профессор Вэйвэй: Есть три причины, по которым мир поддерживает Россию, а не Запад
Мир становится многополярным, и таковым делает его сам Запад, заявил профессор Фуданьского университета в Шанхае Чжан Вэйвэй, который стал участником Первого Глобального конгресса по многополярности. Китайский учёный также назвал три основные причины, по которым весь остальной мир поддерживает Россию, а не западные страны.
Царьград: Профессор Вэйвэй, в своих недавних интервью вы заявляли, что считаете Запад аутсайдером современной международной системы. Почему вы так думаете?
Чжан Вэйвэй: Накануне визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию 19 марта я дал интервью телеканалу Russia Today, и меня спросили, как я отношусь к жёстким санкциям Запада против России. Я сказал, что Россия изолирована Западом, а Запад изолирован остальными странами. Почему так? Причина проста: в то время как военная операция России на Украине является спорной, одной из заявленных целей Москвы является изменение однополярного мирового порядка во главе с Вашингтоном на многополярный мировой порядок, и этот принцип широко поддерживается или по крайней мере понимается незападным миром.
Чжан Вэйвэй. ФОТО: СКРИНШОТ ТРАНСЛЯЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ
Поддержка незападных стран или их понимание этой цели подкрепляется тем фактом, что теперь крупные незападные державы, такие как Китай, Россия, Индия и Иран, более открыто называют себя цивилизационными государствами. Они могут расходиться во мнениях о том, как именно определить термин "цивилизационное государство", но они, похоже, сходятся по крайней мере в трёх пунктах. Во-первых, все они являются уникальными цивилизациями, во-вторых, им надоело навязывание Западом своих ценностей во имя "универсальных ценностей" и, в-третьих, они сопротивляются вмешательству Запада в их внутренние дела.
Эти растущие цивилизационные государства действительно бросают вызов так называемому либеральному однополярному порядку, и, таким образом, мир переходит из состояния вертикальных взаимоотношений, где Запад выше остальных, в горизонтальные, где Запад и остальные находятся наравне друг с другом с точки зрения богатства, власти и идей. Не говоря уже о других незападных державах, один только Китай внёс больший вклад в мировой экономический рост, чем страны G7 вместе взятые (38% против 25%) за последние 10 лет.
Использование США доллара в качестве оружия в своих санкциях против России привело только к тому, что всё больше незападных стран отказывается от использования этой валюты в своей международной торговле, что нанесло огромный удар по существующему однополярному экономическому порядку. В прошлом году 70% китайско-российской торговли осуществлялось в местных валютах, Индия, Бразилия, Иран, Турция, Индонезия и другие крупные незападные страны также торгуют в своих местных валютах.
– Если говорить о разнице в подходах к устройству мира, то в чём она состоит, кроме вопроса санкций против России и других неугодных Западу стран?
– Известно, что в международных отношениях западные державы уже давно придерживаются стратегии "разделяй и властвуй", ещё с колониальных времён. Напротив, крупные незападные державы, в частности, Китай, следуя своей традиции цивилизационного государства, исповедуют прямо противоположный принцип "объединяй и процветай". На нём основана, например, его масштабная инициатива "Один пояс, один путь", которая оказалась популярной среди множества стран. Китай также считает, что принцип "объединяй и процветай" отвечает интересам самих китайцев, а также представителей большинства других народов.
Поскольку политическая мощь и моральный авторитет Вашингтона быстро ослабевают как внутри страны, так и за рубежом, вполне естественно, что незападные страны черпают вдохновение из своих собственных культур и цивилизаций, пытаясь отмежеваться от дискредитировавшей себя американской либеральной модели и её однополярной гегемонии.
– Можно ли сказать, что указанная вами модель оказывается популярной и на самом Западе? Или же там говорят только об однополярной гегемонии и другого пути для себя не видят?
– На самом деле идея цивилизационного государства привлекательна для многих в западном мире. Например, столкнувшись с пугающими проблемами "ренационализации" Европы, президент Франции Макрон почти открыто восхитился идеалом цивилизационного государства. Он сослался на Китай, Россию и Индию в качестве таких примеров и заявил, что историческая судьба Франции состоит в том, чтобы вести Европу к обновлению.
Для правых на Западе модель цивилизационного государства является одним из способов защиты традиционных ценностей, сопротивления избытку ультралиберализма и культурному вырождению, а для левых эта модель демонстрирует должное уважение к культурам и традициям коренных народов как к способу отвергнуть западный империализм и избыток неолиберализма.
– Если идея многополярного мира, построенного на диалоге цивилизационных государств, настолько универсальна, то почему Запад не перейдёт к ней сам?
– Запад сейчас изо всех сил пытается определить свою собственную идентичность, что им сделать труднее, чем Китаю или России. Во-первых, либералы уже давно проповедуют универсальные ценности за пределами национальных или цивилизационных границ. Они считают, что их ценности универсальны и не являются ни западными, ни европейскими, ни христианскими. Однако, как утверждает европейский политолог Бруно Машаиш, "либеральный Запад уже мёртв", а сам процесс он называет "восстанием против глобальной безродности".
Однако может ли Запад существовать как самостоятельное цивилизационное образование? Британский учёный Кристоф Кокер отмечает, что ни греки, ни европейцы XVI века не считали себя "западными", этот термин появился только к концу XVIII века. Некоторые западные либералы выступают за возвращение к европейскому Просвещению, но очевидно, что либерализм Просвещения с его "универсализирующими" тенденциями и привёл Запад к его нынешней дилемме, которая отрезала Запад и Европу от её собственных культурных корней.
Машаиш отмечает, что западные общества пожертвовали своими специфическими культурами ради универсального проекта. Действительно, разделённому в культурном, социальном и политическом отношении Западу всё ещё предстоит тяжёлая битва, прежде чем он создаст общую цивилизационную идентичность, если таковая вообще имеется.
– Каким вам видится будущее с учётом процессов, о которых вы сегодня рассказали?
– В среднесрочной и долгосрочной перспективе, по мере того как мировой порядок будет становиться всё более горизонтальным, чем вертикальным, Запад и остальные страны всё больше сравняются друг с другом с точки зрения богатства, власти и идей. Мы, вероятно, станем свидетелями роста количества цивилизационных сообществ или государств, самопровозглашённых или подлинных, в числе которых вполне может существовать и западное цивилизационное сообщество.
Будем надеяться, что "универсальные ценности", определяемые Западом в одностороннем порядке, будут постепенно заменены некоторыми общими ценностями, одобряемыми всем международным сообществом. Такими, как мир, гуманность, международная солидарность и единое человеческое сообщество. А все цивилизационные сообщества внесут свой вклад в это благородное дело, отвечающее интересам всего человечества.
Самые яркие выступления и главные смыслы – в нашей специальной рубрике "Марафон многополярности".