Православный Букер: Патриаршая литературная премия как данность и задание
В День славянской письменности и культуры в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил одну из самых престижных церковных наград – Патриаршую литературную премию за 2018 год
"Живая книга – жива!" – тост или констатация факта? Самоутешение или данность? Да, в последние годы очень многие с грустью (а иные со злорадством) констатировали: "самая читающая нация" давно уже и не читающая, а по сути, и не нация даже, но "на-се-ле-ни-е". Уверен, подобный пессимизм далек от реальности, однако небезоснователен. Давно ли вы видели в вагоне метро, в автобусе или трамвае людей с живыми книгами? Или хотя бы с теми же электронными "читалками"? Подчеркну: именно людей, а не отдельных персонажей из "Красной книги"?
Народ обломовых иль штольцев?
Лучше не отвечайте, но возьмите любую из серьезных, предполагающих вдумчивое чтение, книг, и посмотрите тираж. Одна тысяча экземпляров, две тысячи (лучше, конечно, пять тысяч). А в академических изданиях нередко можно встретить и 300-500 экземпляров. Напомнить население нашей страны? Ну вот опять: "на-се-ле-ни-е". Но где же народ? А он все здесь же, вот только ритм его жизни радикально изменился. О чем буквально вчера, перед вручением Патриаршей литературной премии, ее лауреатам сказал человек, восемь лет назад учредивший эту награду – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
Читательское сознание значительно изменилось за последние десятилетия. Для неспешного и вдумчивого чтения у наших соотечественников порою нет ни времени, ни возможности. Современный читатель, если использовать образы известного романа Ивана Александровича Гончарова, все больше похож на деловитого и нетерпеливого Штольца, увлеченного поисками занимательного и интересного, нежели на благодушного и неторопливого Обломова, готового часами размышлять и что-то обдумывать".
Святейший Патриарх Кирилл. Церемония награждения лауреатов Патриаршей литературной премии 2018 года. Фото: свящ. Игорь Палкин/ patriarchia.ru
Нет времени размышлять. Нет времени объяснять. Может, действительно, из "народа обломовых", отнюдь не ленивых лежебок, но созерцательных подвижников, мы стали "народом штольцев", то есть подобием западных рационалистов, постепенно куда-то спешащих, суетящихся и в этой суете растрачивающих свою идентичность, размышлять, "рефлексировать" о которой банально некогда.
От "словесного молока" – к "твердой пище"
Carpe diem. Лови момент, живи одним днем. Не к этому ли нас призывает все и вся? Но нет же, выходит мини-сериал "Бесы", и тиражи Достоевского неожиданно возрастают. "Анна Каренина" – и то же самое. Можно долго спорить о качестве подобного киножанра, но факт, что подобные "развлекательные" фильмы побуждают многих открыть и живую книгу – налицо. Словом, будет жизнь и будет пища. Сначала – "молоко", а потом и твердая. И это касается не только кино, но и книг, многие из которых, "развлекая", приводят к серьезной литературе, а нередко и к Книге книг. Так, по словам Патриарха Кирилла,
развлекательная литература, которую все привыкли ругать, тоже может быть полезной. Если воспринимать ее как форму воспитания. На нашей памяти уже есть несколько удачных примеров того, как произведения на православную тематику, написанные в развлекательном жанре, становились востребованными читателями. Ими зачитывались в метро, эти книги дарили друзьям и знакомым. Через эти произведения, пусть и в занимательной форме, современники знакомились с православной верой, с жизнью Церкви, узнавали о Христе и Евангелии".
Церемония награждения лауреатов Патриаршей литературной премии 2018 года. Фото: свящ. Игорь Палкин/ patriarchia.ru
Словам Святейшего Владыки вторит один из лауреатов Патриаршей литературной премии 2018 года Владимир Костров, абсолютно убежденный в том, что посредством кино и телевидения вполне можно привить интерес и к русской классике, и к Священному Писанию.
Владимир Андреевич, "патриарх" русской советской поэзии, большинство своих произведений создал в годы, когда и подумать не мог, что в считанных метрах от Московского Кремля в возрожденном Храме Христа Спасителя получит престижную литературную премию из рук Предстоятеля Русской Церкви. И в то же время это неслучайно – ведь и советская классика зачастую несет христианские нравственные посылы:
Художественная литература обладает целым рядом возможностей: иносказания, метафорического преображения действительности. И этот великий духовный призыв, который заложен в "моральном кодексе Православия" – Десяти заповедях – все равно к нам пришел, и мы ему следовали и в советские времена. Даже когда атеист писал стихи или прозу на русском языке, он чувствовал этот великий посыл природы и Господа".
Патриарх Кирилл и Владимир Костров во время награждения. Церемония награждения лауреатов Патриаршей литературной премии 2018 года. Фото: свящ. Игорь Палкин/ patriarchia.ru
"Русский стиль бессмертен, как наша душа"
Неслучайно вторым лауреатом Патриаршей литературной премии этого года стал Виктор Потанин, советский писатель из сибирской глубинки, никогда не состоявший в компартии, но создавший множество удивительных образов русских тружеников, каждый на своем месте – от маленькой деревушки до столичных городов – созидавших нашу державу. Той самой "соли Земли Русской", которая не была бы соленой, если бы не каждодневный труд. Но вместе с тем – все та же евангельская закваска, без которой нас, русских, не было бы никогда:
Два великих писателя – Лесков и Гончаров – на мой взгляд, именно с них в нашей великой русской православной литературе начинается тот самый Русский стиль, который никогда, слава Богу, не кончится. Он бессмертен, как бессмертна наша душа. И я думаю, Патриаршая литературная премия напоминает нам об этом, и еще о том, что мы, русские люди, должны постоянно трудиться, трудиться, трудиться. Совсем недавно я с особым значением понял слова писателя Андрея Платонова: "Мечтаю написать о труде с таким же чувством, как мы пишем о первой любви". И Патриаршая литературная премия нас учит: трудиться надо, чтобы наша Родина, наша Православная Великая Россия цвела, как цветут по весне яблоневые сады".
Патриарх Кирилл и Виктор Потанин во время награждения. Церемония награждения лауреатов Патриаршей литературной премии 2018 года. Фото: свящ. Игорь Палкин/ patriarchia.ru
Непросто столь же образно передать чувство любви к своей стране и своему народу, как это сделал Виктор Потанин. Но общаясь с этим человеком, понимаешь: он отнюдь не исполнен пессимизма, поскольку прекрасно знает и многих молодых поэтов и писателей, как из Москвы, так и из глубинки, позволяющих надеяться: литературные традиции Лескова и Гончарова, Андрея Платонова и многих других творцов Русского стиля – живы. И Патриаршая литературная премия, которой так благодарен Виктор Федорович, важна именно тем, что позволяет наглядно продемонстрировать это.
Возродить историческую память
Но есть еще одно направление, которое регулярно отмечается Патриаршей литературной премией – это историческая книга. Причем как художественная, так и та, что принято именовать новомодным словом "нон-фикшн". Так и на этот раз одним из лауреатов стал Константин Ковалев-Случевский, человек, написавший целый ряд книг в серии "Жизнь замечательных людей", в том числе – и о святых Земли Русской. К слову, жанр именно этой знаменитой серии позволяет привить интерес к родной истории, не прибегая к художественному вымыслу, но и избегая академичности, которая зачастую отпугивает массового читателя:
Флорентий Павленков, который изобрел эту серию еще в начале XX века, определял это жанр, который неплохо развивался и в советское время, как "научно-художественная биография". Вы соблюдаете полную историческую достоверность, но при этом пишете литературным языком, не придумывая прямую речь или неожиданных героев, или какое-то фэнтези... Научно-художественная биография своеобразна, я этот жанр для себя еще называю "историческим расследованием": это когда автор вместе с читателем идет вглубь веков, рассматривает разные варианты событий, основывается на точных исторических фактах, вместе с читателем отвергает то, что не нужно и принимает то, что, скорее всего, нужно принять. Это очень увлекательно, это такой жанр, который позволяет не только историку выразиться, но и читателю с интересом принимать книги..."
Церемония награждения лауреатов Патриаршей литературной премии 2018 года. Фото: свящ. Игорь Палкин/ patriarchia.ru
Словом, и здесь: от "молока" к "твердой пище". От легкого, порой практически детективного жанра – к познанию родной истории, к возрождению собственной исторической памяти, без которой мы никогда не сможем быть именно народом, нацией, но только "на-се-ле-ни-ем". Но конечно, как бы ни старалась в этом направлении Русская Церковь и ее Предстоятель, одной Патриаршей литературной премии здесь мало. Необходимо подлинно симфоническое соработничество церковных и государственных структур, в том числе и возрожденного буквально на днях Министерства просвещения, призванного глубже заняться общим и средним образованием. И лично у меня нет сомнений: если книги лауреатов войдут в школьную программу, можно будет безо всяких оговорок произнести: "Живая книга – жива!" И конечно, забыть как страшный сон то, что русский народ кто-то позволял себе назвать "на-се-ле-ни-ем".