Полётами в Галактику будут управлять из Москвы
Национальный космический центр способен стать символом России, устремлённой в будущее. Но в то же время его уже начали сравнивать со «Сколково», что настораживает…
По меркам государства от объявления до исполнения прошло мгновение – два дня. Только 20 февраля президент России Владимир Путин поручил «Роскосмосу» сформировать Национальный космический центр (НКЦ), который бы объединял деятельность основных профильных организаций космической отрасли, организовывал проведение научных исследований и подготовку кадров для отрасли, – как уже 22-го числа Дмитрий Рогозин официально объявил о создании НКЦ. И перспективы нарисовал достаточно завораживающие.
Перспективы – в устремлении в будущее
Завораживает уже само архитектурное исполнение будущего центра. По словам руководителя «Роскосмоса», основное здание должно быть исполнено в виде ракеты.
Уже началась эскизная проработка самого здания Национального космического центра, – объявил Рогозин. – Наши архитекторы предлагают сделать одно высокое здание, которое будет местом размещения инженерно-конструкторских бюро. Оно должно восприниматься как символ «Роскосмоса» и будет построено в районе улицы Мясищева. Они предлагают разные варианты, они похожи на ракету, один из вариантов напоминает ракету-носитель сверхтяжелого класса.
В похожем на ракету новом здании "Роскосмоса" разместят предприятия и вузы отрасли - Рогозин
Правда, Дмитрий Рогозин тут же оговорился: строение будет размещено так, чтобы не перекрывать вид из окон жителям близстоящих домов, что несколько снизило пафос от описанной картинки в духе романтических представлений о будущем в 1960-х годах. Понятно, что человеку хотелось превентивно успокоить возможные протесты будущих соседей Центра, но получилось так, как получилось: светлая мечта 60-х тут же был посажена на цепь мещанских, как тогда говорили, интересов.
Хотя, понятное дело, жить в тени небоскрёбного монстра, хотя бы и в виде красивой ракеты, никому неохота, но, как говорится, где есть место пафосу – не должно быть места быту. Потому что перспективы Национального космического центра Дмитрий Рогозин нарисовал поистине грандиозные. Особенно на фоне до трагичности отчаянного положения Центра имени Хруничева, на базе которого НКЦ и будет разворачиваться.
Генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин..Фото:Сергей Савостьянов/ТАСС
В общей сложности здесь планируется разместить более 15 предприятий ракетно-космической отрасли, которые на данный момент находятся в Москве и Подмосковье. Сюда переедет собственно сам «Роскосмос», переместятся также Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ), Научно-технический центр «Заря» – по сути главное управление «Роскосмоса» по спецсвязи и защите информации, НПО «Техномаш» – головное предприятие госкорпорации по технологическому обеспечению создания ракетно-космической техники и другие.
"Роскосмос" продал две космические путевки и готовит новый "гагаринский" маршрут вокруг Земли
Здесь же, по словам Рогозина, будет функционировать Центр управления дальними космическими полётами. Причём это не означает переноса имеющегося и работающего Центра управления полётами (ЦУП) из города Королёва, а – именно новое управляющее ядро для руководства будущими российскими экспедициями в дальний космос. Как отметил по этому поводу глава «Роскосмоса», это будет именно ещё один полноценный центр, необходимый «для принятия решений по развитию новых научных программ и лунной программы, освоению дальнего космоса. Это ЦУП под перспективные, в том числе и пилотируемые программы».
Фото: testing / Shutterstock.com
Под дальним космосом, впрочем, начиная с фантастов, всегда подразумевалось пространство вне Солнечной системы. То есть при должном уровне романтизма можно ситуацию понимать и так, что на территории Центра Хруничева в Москве строится штаб будущих межзвёздных космических экспедиций. Но на деле до них далеко. А вот если под дальним космосом понимать пространство хотя бы межпланетное, то, в общем, логично напрашивается действительно новый центр управления. Особенно если добавить к этой идее информацию об успешных испытаниях компонентов ядерного космического двигателя, которые проводятся в России. И тогда – тогда вся эта романтика и прагматика увязываются: новые двигатели – новые ракеты – новые возможности по скорости и дальности – новый центр управления – и новый космический центр вообще. Где, кстати говоря, Дмитрий Рогозин посулил разместить 20 тысяч конструкторов и инженеров, работающих ныне в системе госкорпорации.
Возведение этих объектов начнётся уже в этом году, – сообщил Рогозин. – Мы рассчитываем, что на этих местах уютно и комфортно разместятся конструкторы и инженеры, работающие сегодня в столице.
В то же время ещё 12 предприятий «Роскосмоса» переезжать в Филёвскую пойму не будут. Среди них – ВНИИЭМ (создание космической техники), АО «Российские космические системы» (бортовая и наземная аппаратура и информационные системы космического назначения), научно-производственное предприятие «Квант» (солнечные батареи).
Согласно официально озвученным планам, новый Центр заработает в полную силу через три с половиной года – в 2024 году.
Москве пообещали новую ветку метро
При этом отдельно объявлено – тоже бытовые, но важные детали – об инфраструктурной поддержке, которую окажет новому космическому центру правительство Москвы. От НКЦ через Москву-реку лягут четыре моста, в том числе один пешеходный. Они свяжут Центр со станциями метро «Шелепиха» и «Мневники», а также с автомобильной хордой северо-запада столицы. По ней можно будет достаточно быстро доехать до ЦУПа в Королёве. Со строительством НКЦ будет синхронизировано создание и открытие перспективной Рублёво-Архангельской линии метро.
ЦУП. Фото: www.globallookpress.com
Космическое Сколково?
Так что, получается, мы имеем дело с идеей объединить всю российскую космическую отрасль в рамках одного Национального космического центра? Но не отменит ли это конкуренцию в отрасли, которая, правда, не всегда так уж хороша, но всё же вносит некий элемент здоровой соревновательности? Не получается ли у нас некий космический «совнархоз»?
Нет, – однозначно ответил на эти вопросы Царьграда вице-президент Федерации космонавтики России Олег Мухин. – Это будет просто один из центров, как «Сколково», в которых направлено всё на космические исследования, на космические разработки. Так что ничего здесь не вижу, никаких противоречий. Наоборот, все организации примут в этом участие и будут там работать, создавать, действительно разрабатывать новую технику. Исследования проводить, которых огромное количество в космосе нужно сделать. Поэтому это очень важная, интересная работа. И это привлечёт молодых инженеров, студентов и школьников. Поэтому это правильное решение, и вовремя. Нужно как раз сейчас показать народу, на что тратятся деньги государства – на космос, на развитие космоса– и зачем это нужно.
«Сколково»… Годное ли это сравнение? Нет, задумано тогда всё было хорошо. Центр перспективных исследований. Город будущего.
Российские ученые доказали существование "магических" наночастиц
Но что можно видеть по результату? Где, грубо говоря, «выхлоп» от научного центра, в который были ухлопаны миллиарды рублей? Как-то особенно не видно и не слышно, чтобы оттуда полным потоком полились открытия и технологии. Оно, конечно, значит, что и пресс-служба там работает не ахти, не кормит общественность хотя бы сказками про успехи своей институции. Но с другой стороны, что-то не выстраиваются очереди за смартфонами с логотипом «Сколково», не разрывается от аплодисментов Нобелевский комитет, принимая решение о премировании сколковских учёных. Весь в себе – это максимум, что можно сегодня сказать относительно научно-технологического центра, с такой помпой навязанного отечественной науке и технике почти десятилетие назад.
И если новый Национальный космический центр уже удостаивается сравнения со «Сколково», то, быть может, стоит отдельно насторожиться по этому поводу? А то романтика романтикой, но и результаты от деятельности подобного рода «центров прорыва» нужны зримые и вещественные. Бытовые. Пусть даже немножко мещанские…