Почаевская твердыня: Торжество Православия на западном рубеже Русского мира
Десятки тысяч молящихся в Почаевской Лавре, вслед за 250-тысячным киевским Крестным ходом, наглядно продемонстрировали: Русская Церковь жива и едина даже на западе Украины
Если взглянуть на дореволюционную карту Российской империи, можно заметить: на западе, близ Царства Польского, с империей Австро-Венгерской граничила Волынская губерния. Большая часть этой древней русской земли вошла в состав Государства Российского во времена разделов Речи Посполитой конца XVIII столетия. Изрядно окатоличенная со времен Брестской унии 1596 года, Волынь не сразу вернулась в лоно Православия, но уже в 30-х годах XIX века главным центром и символом этого возвращения к вере отцов стала знаменитая Почаевская Лавра, самая западная твердыня Русского Православия. Твердыня, в минувший воскресный день вновь показавшая всему миру единство Русской Церкви.
Почаевские торжества
Сегодня Свято-Успенская Почаевская Лавра, место хранения чудотворной Почаевской иконы Пресвятой Богородицы, пребывает в самом настоящем враждебном окружении. Тернопольская область, на территории которой находится эта святыня, широко известна как один из самых русофобских регионов Украины. И эта русофобия была навязана людям этой земли извне. Вот уже более четверти века назад при поддержке Ватикана и других западных структур здесь была совершена попытка полной ликвидации храмов и монастырей Русской Православной Церкви.
Почаевская икона Пресвятой Богородицы. Фото: church.ua
Русская Церковь выдержала очередной натиск на Украине
В самом начале 1990-х большинство православных приходов Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской епархий были захвачены униатской Украинской греко-католической церковью, однако Почаевская Лавра выстояла. И не просто выстояла, но и по сей день, когда униаты и раскольники-националисты активно используют государственный переворот 2014 года в своих интересах, вновь покушаясь на православные святыни этой западнорусской земли, именно Почаевская обитель являет яркий пример единства канонической Православной Церкви.
Так, 5 августа, в праздник Почаевской иконы Божией Матери, Почаев собрал десятки тысяч верующих. В этот день в Преображенском соборе Почаевской Лавры Божественную литургию совершил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в сослужении десятков архиереев и нескольких сотен священников. Многие тысячи православных христиан крестными ходами прибыли в Лавру из других регионов, в том числе – более западных Львовской и Ивано-Франковской областей и даже из Польши. По свидетельствам лаврского наместника митрополита Почаевского Владимира, торжества 2018 года стали беспрецедентными по числу их участников.
Крестный ход в Свято-Успенской Почаевской Лавре 5 августа 2018 года. Фото: church.ua
Конечно, православное духовенство Украины в последние годы старается избегать политизированных выражений, которые националистические власти могли бы интерпретировать в качестве «промосковских» или даже «сепаратистских». Тем не менее, за каждым богослужением нашей Церкви возносится сугубая (то есть усиленная) молитва о мире на Украине – молитва о прекращении братоубийственной гражданской войны. Как и в Киеве во время празднования 1030-летия Крещения Руси, так и в ходе Почаевских торжеств многие тысячи православных христиан молились, в том числе и об этом. Более того, в своем Первосвятительском слове Предстоятель канонической Украинской Православной Церкви (являющейся самоуправляемой, но неотъемлемой частью Церкви Русской) бесстрашно и поистине исповеднически коснулся исторических параллелей между событиями XVII столетия, когда Пресвятая Богородица спасла свою Лавру от иноплеменного нашествия, и сегодняшним днем:
Сегодня, как и в 1675 году, когда по молитвам Богоматери перед Ее Почаевским образом произошло чудо спасения обители и людей от татарского нашествия, нас окружают неверные и враги, которые хотят уничтожить нашу душу, привести ее к смерти. Мы должны просить Матерь Божию, чтобы Она нас защитила. Мы должны знать о том, что Матерь Божия защищает всех людей, но с радостью защищает тех людей, которые почитают Ее Единородного Сына, которые хранят чистоту Православной веры.
Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Фото: church.ua
Конечно, Блаженнейший Владыка в своей проповеди коснулся не столько брани земной, телесной, но битвы духовной, которая в наши дни обострилась как на Украине, так и в других христианских землях. Но именно в Почаеве эти слова обретают особую остроту, ведь в последние годы со стороны украинских националистов неоднократно звучали призывы захватить Почаевскую Лавру силой. И чем эти люди, несмотря на их восточнославянские, а значит, русские корни, отличаются от захватчиков-агарян из позднего Средневековья? По сути – все те же «неверные и враги», исполнители воли врага рода человеческого. Как подчеркнул в эксклюзивном интервью Телеканалу «Царьград» наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры митрополит Почаевский Владимир:
Раскольники не раз грозились отнять у нас Лавру, но мы помним, как и турки, и татары грозились, и чем это для них закончилось. Пусть не забывают: чтобы захватить Лавру, нужно пролить реки крови. Святой Александр Невский говорил: «Не в силе Бог, а в правде», мы же добавляем: «Бог и в силе, и в правде». Мы своего не отдадим. Возможно, они думают, что православные монахи – безвольные люди, забывая, что и монахи могут отстоять святыни, как это было с Троице-Сергиевой Лаврой в начале XVII века. Не говоря уже о том, сколько людей нас поддерживают сегодня – десятки тысяч звонков с поддержкой: только дайте нам знать и мы придем на защиту. Ну а раскольники... одно то, что они сделали с нашим народом, разделив его, им не искупить даже мученической кровью.
Фото: church.ua
Святыня русского единства
Многотысячные православные торжества в Почаеве – лишь часть праздничных мероприятий, посвященных этому чудотворному образу. Богослужения в честь этой святыни прошли и в храмах Русского Зарубежья, и на всей канонической территории Русской Церкви от Ужгорода до Владивостока. Так, в многострадальном Донбассе митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, возглавивший торжества в честь Почаевской иконы, не смог сдержать слез. По словам молившегося за этим богослужением журналиста Алексея Топорова:
Владыка очень проникновенно рассказывал, как везли образ из Почаева в Донецк, и даже расплакался при этих воспоминаниях. Поскольку у митрополита Илариона в духовном окормлении и Мариуполь, и Славянск, то о единстве Руси он сказал лишь одним словом, но перед ним выступил с проповедью батюшка, который очень много говорил о единстве русского народа. В том числе – о том, как в год явления Почаевского образа православные Балкан искали защиты в Москве, на Руси.
Украина в шаге от нового раскола и религиозной войны
И это свидетельство многого стоит. К сожалению, в последние годы «общим местом» стало то, что Украина – «отрезанный ломоть», что ради сбережения русских людей Донбасса можно отказаться от единоверцев к западу от Новороссии. Уверен, это – серьезная ошибка. Да, сейчас очень сложно спрогнозировать, как в сегодняшних условиях политически погасить этот тлеющий конфликт. Но «невозможное человекам – возможно Богу», и в истории немало свидетельств, как кровопролитные гражданские войны и религиозные противостояния завершались примирением и воссоединением.
В Свято-Успенской Почаевской Лавре 5 августа 2018 года. Фото: church.ua
Конечно, под лежачий камень вода не течет, а потому православным христианам крайне важно сплотиться. Причем, в первую очередь, в наших соборных молитвах. И прошедшие в Киеве и Почаеве церковные торжества в данном отношении по меньшей мере обнадеживают. Ведь как справедливо отметил в интервью Телеканалу «Царьград» наместник Почаевской Лавры, напомнив другую народную мудрость: к пустому колодцу по воду не ходят.