ПМЭФ-2018: Шокирующие заявления обновленного правительства
ПМЭФ стартовал с места в карьер. Прозвучали неожиданные заявления федеральных чиновников финансово-экономического блока
В имперской столице России проходит Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В нём принимает участие рекордное количество гостей - представители 70 с лишним стран: политики, главы крупнейших корпораций, эксперты — всего 15 тысяч участников. Особое внимание на форуме уделяется майским указам президента. Это и повышение средней продолжительности жизни, и решение вопросов социального неравенства, и улучшение благосостояния населения.
«Правительство. Перезагрузка». Под этим знаком началась одна из сегодняшних пленарных сессий ПМЭФ. В таком качестве российских чиновников эксперты не видели давно. Тон разговору, как теперь и положено, задал первый вице-премьер Антон Силуанов. Он оставил свои привычные реляции о повышении фискальной налоговой нагрузки и сходу заявил: в ближайшие 6 лет налоги в России расти не будут.
Мы говорим о том, что сейчас на протяжении 6-летнего периода следующего цикла мы не будем менять налоги, - сказал Силуанов. - Вы спросите: а что будет меняться? Безусловно, определенная настройка произойдёт, и здесь мы видим наши действия с точки зрения уменьшения тех налогов, которые негативно влияют на бизнес, мы пойдем по этому пути. Мы говорим о том, что необходимо упростить налоги и порядок взаимоотношения с государством того большого слоя бизнесменов, предпринимателей (самозанятых и индивидуальных), которые сегодня еще работают в сером секторе. И мы как раз сейчас создаем такой механизм, который позволил бы заинтересовать этих предпринимателей открыться, работать в белую, соответственно, работать, уплачивая налоги, как мы говорим, спать спокойно».
Без увеличения налоговой нагрузки, правительство России намерено реализовывать ряд стратегических для страны программ. Так, например, в рамках федерального бюджета в России планируется создать фонд для увеличения государственных вложений в инфраструктуру. «В чем у нас были проблемы? Недостаток вложений государства в инфраструктуру, которая впоследствии могла бы трансформироваться в привлечение частных инвестиций, в развитие бизнеса и так далее. Так вот, начиная с 2019 года, мы создаем специальный фонд, который в значительных объемах на протяжении 6-летнего периода даст около 3% ВВП с тем, чтобы массированно увеличивать государственные вложения в в эту часть экономики, которая потом простимулирует частный бизнес», - добавил Силуанов.
А. Силуанов. Фото: www.globallookpress.com
Новый фонд планируется создать, направив на его формирование долговые ресурсы.
Министр экономического развития Максим Орешкин, в свою очередь, заявил, что делать это нужно крайне осторожно. И ни в коем случае не увеличивать госдолг за счёт трат на текущие расходы.
Здесь вопрос в том, на что государство занимает, - отметил Орешкин. - Если оно занимает на текущие расходы, то это всегда путь к разбитому корыту. Потому что текущие расходы зачастую не сказываются на увеличении роста экономики. Соответственно, долг накапливается. Экономика растет также медленно, и мы имеем все проблемы, которые есть. Если мы занимаем на инфраструктуру, то тоже важно понимать, что не на каждую инфраструктуру можно занимать. Главное – условия. Инфраструктура должна приводить к росту частных инвестиций».
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин, который в будущность министра финансов проводил политику по сокращению госдолга, решил подискутировать с молодым министром Орешкиным. Кудрин заявил, что на финансирование таких текущих расходов, как образование и здравоохранение, долговые финансовые ресурсы использовать можно и нужно.
Алексис Родзянко: Россия, Китай и ЕС могут выступить против США
«При этом, то, что долг у нас сегодня низкий, по мировым меркам – около 13% ВВП, - уточнил Кудрин. - Весь суверенный долг. Этот как раз большой ресурс – запас на ближайшие годы. Это для того, чтобы за счет этого источника инвестировать в инфраструктуру. Я бы здесь с Максимом Орешкиным поспорил – он сказал, если заимствовать на текущие расходы, это ведет к разбитому корыту. Так вот, у нас сегодня среди производительных расходов, которые влияют на экономический рост, кроме инфраструктурных расходов относятся образование и здравоохранение. В условиях снижения трудоспособного населения у нас в стране, это один из самых больших рисков на ближайшие 6 лет (у нас от полумиллиона до миллиона в год сокращается численность трудоспособного населения). Соответственно, в условиях такого сокращения трудовых ресурсов, мы должны тратить и на повышение продолжительности жизни(здесь Россия находится на самых плохих позициях среди развитых стран, даже стран двадцатки) и мы должны тратить на образование – новое качество рабочей силы и навыки».
А. Кудрин. Фото: www.globallookpress.com
Свои доводы Алексей Кудрин подкрепил цифрами статистики. В ближайшие 6 лет России будет недоставать двух миллионов программистов. А потому долговые вложения в сферу образования оправданы. В рамках общих параметров бюджетной системы наша страна может себе это позволить. Но тут в спор вмешался ученик Кудрина, министр на повышении Антон Силуанов. По старой бухгалтерской памяти он встал на защиту государственного долга страны. Дискуссия перешла в категорию перепалки в интеллигентных тонах.
«Алексей Леонидович сказал, что у нас очень низкий долг и это наш резерв, - сказал Силуанов. - Алексей Леонидович, вы, когда были министром финансов, активно сокращали долг. И это, действительно, наше преимущество, которое мы подхватили и сейчас хотим не растерять его. Мне кажется, сейчас использовать долг в качестве источника для дополнительных расходов и здесь я с Максимом Орешкиным согласен – если уж занимать, то только на инвестиции. Такое бюджетное золотое правило есть. «Проедать его», увеличивать текущие расходы – отдачу мы можем получить, если это человеческий капитал, но в отдаленном будущем. Уверен, что мы найдем ресурсы на вложения в человека не за счет долга, а за счет других источников».
Алексей Кудрин:
«Дело в том, что, когда мы сокращали долг, была соответствующая логика. Когда цена на нефть доходила до 110, а в 2008 году до 140 долларов, то, конечно, правильнее было дополнительные ресурсы потратить на снижение долга, который по цене был от 7% ВВП до 10%. Сегодня я бы видел более мягкий подход к долгу.
Антон Силуанов:
«Алексей Леонидович, если встать на позиции Министерства финансов, конечно, вы бы наверное, ваш оптимизм и размах были бы немножко поскромнее, поконсервативнее, также как и политика Министерства финансов, которую вы всегда проводили».
Прения учителя и ученика, который превзошёл учителя, прервала дама. Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард взяла на себя роль рефери.
Кристин Лагард директор-распорядитель Международного валютного фонда:
«Я бы хотела сказать, что мне очень приятно сидеть между господином Кудриным и господином Силуановым. Какие бы вы направления не приняли, небольшое увеличение государственного долга, который очень низкий по сравнению с другими странами, возможно, будет правильным».
К. Лагард. Фото: www.globallookpress.com
Получив поддержку со стороны высокопоставленной дамы, Алексей Кудрин озвучил еще одно предложение, которое не ожидали услышать из его уст эксперты. Глава Счетной палаты предложил поднять планку для сверхдоходов, получаемых от продажи нефти.
Алексей Кудрин:
Предложения Центра стратегических разработок предполагали увеличение или даже изменение бюджетного правила примерно на дополнительные полпроцента ВВП заимствований на эти ближайшие годы. Мы считаем, это целесообразно для выполнения структурных преобразований. Инвестирования в инфраструктуру соответствуют этим целям».
Жесткий финансовый контроль или окно для инвестиций: Борис Титов – о новых задачах правительства
А вот с этим предложением директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард была вынуждена не согласиться и призвала правительство не вносить изменений в бюджетное правило. Она отметила: «Я не уверена, что вы можете каждый год менять бюджетное правило или каждый второй год, потому что это нехороший сигнал для инвесторов. Я позитивно оцениваю ту макроэкономическую политику, которую вы сейчас рассматриваете и планируете, но, пожалуйста, оставайтесь внутри бюджетного правила и следуйте правилам, которые вы сами себе установили. Не меняйте их».
Всё это время в тени оставалась ещё одна статусная дама – председатель Центробанка Эльвира Набиуллина. Но, как только слово было предоставлено ей, она сделала ошеломляющее заявление. Сказала, что не нужно сильно волноваться об инфляции. Важнее – положительные изменения в жизни страны.
Даже, если будут инфляционные эффекты от всех вариантов, которые предлагаются по источникам увеличения расходов, мы считаем, что они находятся в пределах управляемых рисков, - заявила Набиуллина. - И мы своей процентной политикой сможем обеспечить достижение нашего таргета по цели. Тем более, что наша политика пока остается умеренно-жёсткой, у нас есть люфт снижения ставки до нейтральной политики. Но в зависимости от тех решений, которые будут приниматься, мы будем смотреть на темпы снижения. Во всяком случае, мы можем ее медленнее снижать, но наш прогноз говорит о том, что нам не придётся повышать ставку. Это был бы нежелательный вариант для экономики».
Э. Набиуллина. Фото: www.globallookpress.com
На том заседание и завершили. Трансформация федеральных чиновников, которая произошла в сжатые сроки удивила не только экспертов разного толка, но и дала позитивный сигнал рынку.
Российские фондовые индексы в течение дня растут, отыгрывая новости из имперской столицы России.