Первая мировая: Разрыв цивилизации
Очередная годовщина начала Первой мировой войны заставляет вновь задуматься о том, что она надвое разорвала историю человечества
Потому что после Первой мировой войны стало можно ВСЁ. После неё стало можно делать всё, что творилось на Второй мировой войне. Которая, собственно, только в исторической традиции – вторая. На деле она была просто продолжением первой после 20-летнего перемирия, ибо ставила перед собой выполнение тех же задач, что и первая. По крайней мере, для Германии. И для России, которой снова пришлось защищаться…
Первая мировая война: Кровавая победа русской армии
В основе войны – самоуверенность со всех сторон
Историю повторять не будем. Её все нормальные люди знают. Перейдём сразу к выводам. Как по причинам войны, так и по её итогам. А вывод, в общем, прост до неприличия. Он в одном слове: самоуверенность.
Австро-Венгрия, которая начала войну, была уверена, что раздраконит слабую Сербию. А если за ту вступится Россия – на неё есть старшая сестра Германия.
Германия была уверена, что сдержит Россию на востоке, пока молниеносно решит проблему Франции. Союз последней с Англией кайзера не слишком волновал: из Лондона ему дали достаточно сигналов, что Британия в войну не вступит, несмотря на англо-русско-французский союз.
Первая мировая война. Фото: www.globallookpress.com
Франция была уверена, что германцы её укреплений не преодолеют. То, что «тевтоны» наплюют на нейтралитет третьих стран и ударят через Бельгию, в Париже как-то никому не верилось.
Россия была уверена, что «паровой каток» её вооружённых сил просто раскатает Германию в тонкий блин. Не говоря уже об Австро-Венгрии. Которую, в общем, действительно раскатали довольно быстро и умело. Но победную картину портила Германия, с которой так же картинно и наглядно расправиться не получалось.
Наконец, Англия была уверена, что «паровой каток» России раскатает Германию очень скоро, и Лондону останется только насладиться повторением ситуации 1812 года, когда русские унизительно, в хлам растерзали армию Наполеона. А потом, как и предсказывал фельдмаршал Кутузов, плодами победы воспользовалась не какая-нибудь континентальная держава, а некий остров, чьё владычество простёрлось на четверть земного шара и стало воистину невыносимым.
Ну и по мелочи: Сербия была уверена, что Россия успеет её защитить, Турция просто рассчитывала непонятно на что, вступив в союз с Германией, Япония, вечно жадная, полагала, что под шумок захватит все германские колонии в Китае, Италия долго думала, но потом тоже уверилась, что безнаказанно оттяпает у Австрии парочку долин в Альпах…
В общем, все были уверены в себе. И потому уверены, что максимум через три месяца война закончится большой победой. Своей, естественно.
Роковое решение
Любопытно, что и сегодня ситуация похожая. Нет, не в смысле того же «парада стран». Германия ныне не та, и её вооружённые силы задавить может даже Польша. Англия – никто, и звать, в общем, никак. Франция, Италия – тоже так себе вояки в нынешних условиях. На общем месте всех этих стран сегодня располагается Америка, которая представляет действительно реальную силу.
Николай II приветствует войска. Фото: www.globallookpress.com
И, тем не менее, международные отношения вновь выстроились примерно в ту же конфигурацию. У России хорошие экономические и даже психологические отношения с Германией. Но Германия возглавляет антироссийскую истерию – так и тянет написать: предвоенную. И делает это ради никому не нужной и пропащей Австро-Венгрии – сегодня на её месте Украина. А та срывается с узды ради того, чтобы подобрать под себя колонию на своём мелком уровне – тогда Сербию, ныне Донбасс.
Путь войны и путь революции. Русская драма Первой мировой войны
Нет, правда, союза России с Англией и Францией. Ну, так только в астрономии небесные явления повторяются с математической точностью. В истории повторяются тенденции. И обстоятельства. Во всяком случае, Англия опять, как и тогда, затаилась: вроде бы и в союзе, но никто до конца не знает, выступит ли она, и на чьей стороне. Во всяком случае, в последнее время международные наблюдатели отмечают снизившуюся оголтелость Лондона в отношении России. С Австралией уж не сравнить, хм…
Примечательно, что буквально перед главой МИД Сергеем Лавровым об уроках Первой мировой войны напоминал президент России Владимир Путин. Правда, если министр говорил об уроках невыученных, то глава государства – о, скорее, чересчур сильно заученных. Заученных до состояния догмы. Клише.
С. Лавров. Фото: www.globallookpress.com
Лавров напомнил, что Первая мировая война стала трагедией глобального масштаба, унесшей миллионы жизней, приведшей к огромным экономическим потерям и кардинально перекроившей европейский политический ландшафт.
Сама же Россия не воспользовалась результатами самопожертвования ее солдат. Страну захлестнул хаос революции и гражданской войны».
- констатировал он.
…потеряла огромные территории, ничего не добилась, только жертв колоссальных и все, - словно продолжил эту мысль Путин, высказавшийся, впрочем, раньше, на встрече с молодыми историками в Москве. - Это мы тоже должны знать: в угоду каким-то политическим соображениям, по сути, произошли такие колоссальные потери. Я даже не уверен, смогли ли мы их восстановить полностью...».
Конечно, не смогли. Мысль выскажу крамольную, но: не случись Второй мировой войны, боюсь, что не восстановили бы ничего. Ибо жгло бы душу страны осознание бесконечного позора – осознание, которое так выразительно описал президент же в своём выступлении:
Россия объявила себя проигравшей. Кому? Стране, которая сама проиграла войну! Вообще, бред какой-то. Это, по-моему, вообще уникальная ситуация в истории».
Не совсем. Была похожая. Когда прошли через Цусиму и сдали Порт-Артур. Тоже проиграли стране, которая находилась в последней стадии изнеможения, - сегодня это общепризнано историками. Ну так спросите любого современного российского моряка – у него и нынешнего Цусима на сердце выжжена! Так что позор капитуляции в войне, которая, в отличие от японской, была выиграна фактически, и везде, кроме кусочка Польши, наши войска победоносно наступали по территории противника, - этот позор сжёг бы сердце нации.
Цусима. Фото: www.globallookpress.com
«Империалистический» ярлык
Не потому ли большевики и спрятали быстренько память о ней в исторический гроб с надписью «Империалистическая»? И закопали его под слоем пропаганды на тему, что воевать никто не хотел, что солдаты втыкали штыки в землю, что в стране был крах экономики…
И потому – тоже. Жгучий позор поражения накануне победы лежит на России царской, намекали они. Мы же просто пошли другим путём, попросту провозгласив «мир без аннексий и контрибуций».
Правда, все остальные с этим как-то не согласились. И отмерили себе аннексий и контрибуций полной мерой. А Россия осталась при своих. Точнее – при чужих: в окружении созданных из её же бывших провинций враждебных стран-лимитрофов, без торговли, без экономики, с обнищавшим, сильно уменьшившимся населением… И – да, с идеей во что бы то ни стало поднять мировую революцию. Потребуется сделать это за счёт России? Можно и так! Это ведь реальная дискуссия в партии была на тему: нужно ли пожертвовать Россией ради победы мировой революции – или же сохранить её в качестве плацдарма для восстания международного пролетариата?
Ответ был найден синтетический. Сначала жертвовали, а когда поход «на Варшаву, на Берлин!» не удался, - сохранили в качестве плацдарма. И отправляли отнятые «у буржуев» золото и бриллианты на финансирование «прогрессивных пролетариев» по всему миру…
Но память о Первой мировой войне, всплывающая сегодня не только в связи со столетием с её начала, но и из-за страшноватой похожести тогдашних и нынешних обстоятельств, вызывает и необходимость пересмотреть многие догмы и отказаться от многих клише ХХ века. По крайней мере, в нашей истории. Ибо та же поднятая Владимиром Путиным тема трагического для России результата войны требует ответа на вопрос, сформулированный опять же президентом:
Он почему такой был? Откуда он взялся, ведь нас никто на фронте не победил?».
В. Путин. Фото: www.globallookpress.com
Ответ очевиден, его уже дала история: «Нас развалили изнутри, вот что произошло». Следующий вопрос: «А кто же это сделал?» – и упирается в целую стену догм, выстроенную для сокрытия ответа на него.
Нет, не о большевиках речь. Они действительно всего лишь подняли власть, валявшуюся под ногами. Разумеется, к её падению они приложили тоже немало усилий – хотя бы мощной антивоенной пропагандой на фронте и в тылу. В своём тылу, надо подчеркнуть, что, разумеется, по всем законам божеским и человеческим называется изменой родине.
Но они были не одни такие. Может быть, даже и не основные. Страна покатилась в пропасть в феврале – после того, как часть государственных и хозяйственных элит организовала революцию, а государственный и военный аппарат изменил царю. Вынудив того к отречению. Но к 1921 году обрисовалась столь высокая цена того акта, что дешевле было бы наградить Николая II бессмертием…