Путь войны и путь революции. Русская драма Первой мировой войны
До сих пор военные усилия Российской Империи не оценены по достоинству. В Первую мировую войну при Императоре Николае II враг так и не побывал на собственно русских землях
Революция всегда оправдывалась у нас тем, что Первая мировая война довела страну до полного упадка и разрушения, и что только революция спасла Отечество. Но после революции сама война не кончилась, а упадок и разрушения, свойственные последствиям любой войны, только увеличились.
Поколение, отравленное пацифизмом и либерализмом, не смогшее закончить победоносно мировую войну, не нашедшее в себе силы пройти путём войны до конца, от своей духовной слабости, от желания простых и лёгких (как думалось) путей, ввергло Россию в многолетнее и бесславное революционное насилие, надорвавшее могучие силы русской нации.
Россия, воевавшая на стороне победившей в войне Антанты, вследствие революции и предательства большевиков оказалась униженной в Бресте. И только Версальский договор согласно статье 116 отменил Брестский мир и все другие договоры, заключённые Германией с большевистским правительством.
Мировая война, которая на русском фронте называлась Второй Отечественной, в процессе самой революции, во время Гражданской и всех последующих классовых партийных войн с различными побеждёнными социальными слоями нации переросла в кровопролитную борьбу внутри самого русского общества.
В реальности смена пути войны на путь революции была проблемой духовного падения.
До сих пор военные усилия Российской Империи не оценены по достоинству. В Первую мировую при Императоре Николае II враг так и не побывал на собственно русских землях. За все же, что было после революции, при Временном правительстве и большевиках, за развал армии и фронта, предательства, отступления и позорный Брестский мир, понятно - ни Империя, ни ее Император отвечать не могут. Пока царствовал Государь фронт проходил практически по границам Империи, на Севере и Северо-Западе мы уступили лишь часть Прибалтики (современная Литва) и Царство Польское, на Юго-Западе оккупировали часть земель Австро-Венгрии, а на Юге держали чуть не треть территории Турции. Именно поэтому по сравнению с войной 1941-1945 гг. жертвы среди мирного населения были минимальны, примерное соотношение 1:15.
Кстати, и потери самой Императорской армии были очень небольшие для такой громадной войны. Есть весьма точные данные Главного управления Генерального штаба Русской армии от 3 октября 1917 года - 511 тысяч убитых, 264 тысячи пропавших без вести, либо уже советские данные ЦСУ СССР (1925 г.) 626 тысяч убитых и 228 тысяч пропавших без вести. Так что убитых, по любым подсчётам, меньше миллиона. Какая огромная разница в сбережении солдатских жизней по сравнению со Второй мировой войной!
Существует много мифов об этой Великой войне, много пустых претензий к Императору, делавшему всё возможное для скорейшей победы над врагом.
При ближайшем рассмотрении действительной несообразностью во время войны было слишком мягкое отношение к оппозиции. Ее деятельность не была запрещена, а Государственная Дума не распущена на время войны. Ошибкой было допущение оппозиции к военному снабжению и поездкам в армию.
Так, например, Военно-промышленный комитет Гучкова поставлял Действовавшей армии снаряды по цене 32 рубля за трехдюймовую шрапнель невысокого качества. Тогда как казенные заводы производили те же снаряды, но лучшего качества, по 9 рублей. А председатель Государственной Думы Родзянко занимался поставкой березовых ружейных лож с чрезвычайно хорошей маржей для себя. Вся ценовая разница шла в карманы будущих организаторов государственного переворота.
В военном же плане ошибочно тянули с реализацией многочисленных планов по захвату Константинополя. Дважды в 1915 году Император повелевал овладеть Константинополем - и дважды это повеление не было исполнено.
Путь войны, предусматривавший на 1917 год наступление на Юго-Западном и Румынском фронтах и десантную операцию по овладению Константинополем, путь войны, не пройденный до победы какие-нибудь несколько месяцев, привёл к кровавому пути революции, которые мы изживали долгие семьдесят лет.
Читайте также:
Один день в истории: Германия объявила войну Российской империи