Перенести выходной с 12 июня: Названы наиболее достойные даты
Согласно официальной дате Россия сегодня празднует... 32-й год рождения. День России – это ведь как бы день рождения? Ввиду явной абсурдности такого утверждения народ наш уже которое десятилетие недоумевает, что же мы отмечаем в этот каникулярный денёк. Если "независимость" России, как ещё не так давно назывался этот праздник, то от кого? Предложения перенести День России на более подходящую к этому дату звучат уже давно. Но ныне это становится уже категорическим императивом.
Однажды, ещё в домайданные времена, автор этих строк катался на горных лыжах в Карпатах — в известном у горнолыжников местечке Славское. В гостевом доме с нами жила семья из Киева: мама и дочка Оксана, учившаяся в Киевском университете. Кажется, на филолога. Однажды, стоя с ней в очереди на подъёмник, решил по-доброму "подколоть":
А что, Оксана, лет через десять-двадцать, думаю, будет у нас с вами единое государство и называться будет Русь.
Собеседница напряглась и нервно переспросила: "Киевская Русь"?" –
Да хоть Киевская,
— ответил с улыбкой. Опять умственное напряжение и категоричный "отлуп" москалю:
Не, не будет — менталитеты у нас разные.
Анекдотичный диалог вскоре обернулся совсем не смешными событиями в Киеве и продолжается ныне в кровавой замяти на полях Донбасса. Украина в лице своих "свидомых" историков все эти годы упорно пытается приватизировать понятие Русь именно в киевской, украинской обёртке, русских же кроме старых кличек "москали" и "кацапы" именуя ныне "руснёй" и "мокшей". При этом все эти годы до недавних пор наши руководители исправно поздравляли друг друга со взаимными "Днями независимости".
Обилие кавычек указывает на глубочайший абсурд всего происходившего, который ясно чувствовал "глубинный народ" по обе стороны границы, и только ныне, кажется, в полной мере начинают осознавать власти России. Про "власти" Украины говорить уже вообще не приходится — их дни, как и всей "Незалежной", сочтены.
Так что празднуем-то?
Смотря через эту систему зеркал на наш "праздник" 12 июня, стоит ещё раз задаться главным вопросом: день какой России мы праздновали и собираемся праздновать дальше? Напомним историю: 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики принял "Декларацию о государственном суверенитете РСФСР". Утверждавшей, в частности, что Конституция и законы России стоят выше общесоюзных, а также существенное расширения прав регионов. Документ подписал председатель Верховного совета РСФСР Борис Ельцин, год спустя избранный президентом РСФСР.
Борис Ельцин. Фото: Alexandr Yakovlev / Globallookpress
Да, "парад суверенитетов" начался раньше и инициирован был ЦК КПСС, который на своём пленуме в сентябре 1989 года придал республикам СССР статус "суверенных и независимых социалистических государств" с правом отмены распоряжений правительства СССР. Такие же предварительные шаги были сделаны и в отношении автономных республик внутри РСФСР. В том же году Съезд народных депутатов СССР напринимал кучу законов, облегчающих выход республик из Союза. Это была законодательная база под развал СССР.
Да, "суверенитет" РСФСР был во многом "ответкой" и в понимании многих депутатов и общественных деятелей (даже писателя Валентина Распутина) и заключался в необходимости перестать "кормить" национальные республики за счёт обнищания русского народа. Ельцин лишь продолжил этот гибельный путь, который разработала группа западных агентов под кураторством члена Политбюро ЦК КПСС Александра Яковлева.
Но всё же именно та декларация 12 июня (и это сегодня трудно отрицать) была последним юридическим гвоздём в гроб СССР — документ, подписанный в декабре 1991 в Вискулях и известный как "беловежский сговор" стал лишь "нотариальным свидетельством" о смерти. Важно, что тогда же, в июне 1990-го организаторы Декларации и возвышения Ельцина произвели вполне сознательную подмену понятий, начав именовать РСФСР по ленинско-сталинским административным границам "Россией". Разваливая при этом истинную историческую Россию в госграницах СССР.
То есть 12 июня мы продолжаем праздновать день "самообрубания" России — ухода из неё огромных территорий с огромным количеством русского населения. И характерно, что, когда РСФСР превратилась в "Российскую Федерацию", то государственный "праздник независимости" не стал называться "Днём РФ", а опять же — России. То есть подмена продолжалась все эти годы и продолжается до сих пор.
Но если "Российская Федерация" — это и есть Россия, то мы "родом из 1991 года", стране действительно 32 года. А тогда при чём тут "возвращение" Крыма и других ныне возвращаемых из "Украины" русских территорий? Так считают на Западе, так считают на Украине и других "странах СНГ". А если мы ныне с державным достоинством отметаем эти "юридические казусы" (и правильно делаем), то зачем мы продолжаем с бараньим упорством считать национальным праздником дату национальной трагедии?
Соцопросы, проводимые разными агентствами с начала этого века, показывают, что более половины сограждан воспринимают усиленно рекламируемый властями "День России" просто как "день имени Отдыха" — дополнительный выходной. При этом большая часть опрошенных, даже отмечающих его как праздник, не знает вовсе или путается в определениях, почему выбрана дата 12 июня. И это при известной ангажированности ряда агентств. То есть можно давно уже с уверенностью констатировать: праздник этот не прижился, и все попытки его патриотического наполнения сверху малорезультативны. И не потому, что "День России" не нужен соотечественникам — ещё как нужен. Но нынешний идейно и духовно пуст, потому что стоит на гнилом фундаменте.
Общественный запрос на календарный перенос "Дня России" существует давно, ежегодно прорываясь в СМИ. В прошлом году он вылился в обращение члена Общественной палаты России Ирины Волынец к президенту Владимиру Путину с предложением перенести празднование Дня России с 12 июня на 1 июля, когда в 2020-м был заключительный день всенародного голосования по поправкам к Конституции. Но если довод Волынец, что нынешняя дата ассоциируется с распадом Советского Союза, народу понятен, то предложенная ею дата воспринимается слишком конъюнктурно и не вызывает массового энтузиазма. В Кремле в ответ сразу заявили, что перенос празднования не обсуждают, а в "Единой России" добавили, что вероятность переноса там оценивают как "нулевую".
Но прошлый и нынешний год после 24 февраля — это большая разница. Современная Россия вышла в другое измерение, начав решительное возвращение в Россию историческую. Так что обсуждение устаревшей даты национального праздника становится более чем актуальным. Ставший непосредственным свидетелем принятия документа 12 июня 1990 года бывший вице-президент России, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации в отставке Александр Руцкой сказал в комментарии "Первому русскому":
Когда принималась эта декларация, я был ещё депутатом РСФСР и не голосовал за неё, потому что уже понимал, к чему всё это в итоге приведёт. Считаю, что у любой великой страны должен быть свой праздник, именуемый "Днём" этой страны, и его дата должна быть достойной. Принятие "Декларации о суверенитете РСФСР", безусловно, не является такой датой. Но я хочу сказать, что, во-первых, в политике нельзя руководствоваться эмоциями, во-вторых, важные изменения должны происходить эволюционным путём. А в-третьих — решение о новой привязке праздника не стоит принимать "на бегу" и каким-то решением сверху. Иначе опять не выйдет праздника.
Стоило бы, наверное, создать какую-то комиссию историков, других специалистов, чтобы выработать несколько приемлемых дат и вынести их потом на всероссийский референдум. Как народ решит — так тому и быть. Но вообще нынешнее празднование "Дня России" 12 июня — это лишь малая часть того общего абсурда, в котором мы живём после развала Советского Союза. В электротехнике есть понятие "задающего генератора", который задаёт параметры для всей цепочки получения электроэнергии. Если он "сбоит", то и всё остальное идёт вкривь и вкось. Нам в России надо исправить, починить этот генератор, который по-другому именуется власть. И тогда правильные праздники приложатся.
Какой день России нам выбрать?
"Первый Русский" уже обращался к альтернативам "Дню России" 12 июня. Вопрос о выборе правильной даты весьма непрост. Она должна быть понятна и не вызывать отторжения у подавляющего большинства нашей многонациональной и многоконфессиональной державы. При этом иметь ярко выраженный "русский акцент", поскольку Россию создали именно русские, а не кто-либо ещё.
Понятно, что угодить абсолютно всем не получится, да и не надо: стерпится-слюбится. Но все же историческое событие обязано быть не резко конфликтным по своей сути и не "проходным", случайным. Вряд ли подходят такие даты как 18 июня 860 года, когда ладьи руссов-язычников впервые осадили христианский Константинополь… К государственности России это имеет отдалённое отношение.
Довольно условное, но уже как бы "освящённое" традицией число — 21 сентября — имеется в событии призвания на Русь варягов под началом князя Рюрика в 862 году. Эту дату в Российской Империи официально отмечали как начало династии Рюриковичей и день основания русской государственности. В честь этого события в Великом Новгороде, как известно, был построен памятник тысячелетию России. Можно, конечно, "не заморачиваясь", признать и продолжить эту линию.
Но можно и посмотреть другие знаковые даты. Например, судьбоносных воинских побед: в Куликовской битве 8 сентября по старому и 21 сентября 1380 года по новому стилю. Здесь и первое после горестных двух веков раздора единение русских княжеств, и первая победа над могущественной Ордой с благословением духовного собирателя русской земли Святого Сергия Радонежского.
Или 11 ноября 1480 года, когда после "Стояния на Угре" на Руси закончилось татаро-монгольское иго. Теоретически таким днём может стать и 2 февраля 1943 года — окончание великой Сталинградской битвы и сам День Победы — 9 мая. Правда, в последнем случае налицо некое "дублирование" праздников, но зато — понятный народу смысл. Как и в 12 апреля 1961-го — всемирном космическом торжестве России, персонифицированном улыбкой Юрия Гагарина.
Гораздо большей части соотечественников придётся объяснять установление "Дня России" 6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери — древней защитницы русского государства от нашествий и бедствий. Но с другой стороны, может, и стоит объяснить. Так же как стоить просветить о значении дня коронации первым русским царём Иоанна Васильевича (Грозного) 16 января 1547 года. После чего Русь из Московского княжества с присоединёнными к нему другими княжествами, землями и царствами впервые вышла на мировую арену как Русское царство — впоследствии Империя.
Некоторые напомнят про совсем свежую дату, вызвавшую ликование большинства нашего народа при негодовании сугубого меньшинства — день "возвращения Крыма в родную гавань" — 18 марта. Но Россия ведь обрела Тавриду гораздо раньше. Стоит ли в таком вопросе руководствоваться соображениями текущей политики? Может быть скоро мы будем праздновать возвращение в Россию Донбасса, Новоросии или всей Украины...
Одним словом, вопрос этот непростой, но решать его точно надо — с привлечением экспертов, но в итоге — всенародно.
Что с того?
Вопрос о Дне России — важная и знаковая, но лишь небольшая и не самая сложная часть того громадного комплекса проблем и узлов, который предстоит развязать нашей стране на пути превращения в полностью суверенную и мощную мировую державу. С восстановлением исторической преемственности и ясным вектором в будущее.
Перенос национального праздника — это элемент отказа от горбачёвско-ельцинского разрушительного наследия, включающего в себя такие вещи как "перемодулирование" капища Ельцин-центра, более основательный пересмотр Конституции страны и всего её законодательства, кардинальная ротация элит. И это не путь необольшевизма или внешнего декоративного "царизма". Нам нужна новая Империя Иванов и Русланов, помнящих своё родство. С общим, осмысленным и радостным праздником Дня России.