Оружие высшего передела
Высочайшие технологии, недорого и без политики — вот основная «фишка» России в мировой торговле оружием
Если оружие с такими возможностями Россия предлагает на экспорт — страшно даже представить, что она разрабатывает для себя. Эта мысль довольно часто возникает среди экспертов, анализирующих тенденции на мировом оружейном рынке.
Продукция высокого передела
Впрочем, в этой фразе есть некоторое лукавство. Во-первых, эксперты по вооружению, даже не допущенные к военным секретам, как правило, достаточно отчётливо представляют себе возможности российского оружия. Во-вторых, сегодня уже нет такого зияющего — в поколение — провала между вооружением для собственной армии и идущим на экспорт, как это было, например, в 1970-е годы. Что поделать, рынок имеет свои законы и покупатели оружия требуют лучшего. А предложение на этом рынке значительно превышает спрос.
Фото: Dmitry Eagle Orlov / Shutterstock.com
Наконец, Россия сегодня не только поставляет вооружение, но нередко и производит его на паях с заграничными партнёрами. Классический пример — Индия, где даже суперсовременную ракету «Брамос» две страны выпускают совместно. Но есть ещё Белоруссия, для многих видов российского оружия ставшая сборочным цехом; частично Китай, где немало военной техники строится по российским лицензиям, а кое-что — и без оных.
Русский ядерный двигатель для космического корабля: Миф или ближайшее будущее?
И — важнейшая тенденция — многие покупатели просят продать именно технологии, а не только технику. Чтобы можно было локализовать в перспективе её производство у себя.
Таким образом, на мировом оружейном рынке Россия предстаёт участником, предлагающим — и имеющим покупателей! — продукцию высших технологий. Фигурально можно сказать — продукцию высокого передела, хоть это не совсем подходящее сравнение для военной техники. Но как продавать бензин выгоднее, нежели сырую нефть, а продукты на основе нефтехимии — выгоднее бензина, так и вооружение в подобного рода цепочке занимает самую верхнюю позицию.
И вот по продаже товара с этой позиции Россия вновь заняла второе место в мире, сохранив своё положение в ареопаге основных экспортеров вооружения в мире.
Чуть меньше, но — много
Опубликованный только что доклад Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI) удостоверяет: рынок мировой торговли оружием стабильно растёт. Мировой объём продаж вооружения за последние пять лет вырос на 7,8%. При этом США и Россия вместе занимают 57% этого рынка, а вместе со следующими за ними Китаем, Францией и Германией — все 75%.
Будет ли «Циркон» стрелять по Пентагону
Как свидетельствуют цифры в докладе, конкретно с 2014-го по 2018 год общий экспорт оружия из России локально снизился на 17% по сравнению с предыдущим пятилетием. Впрочем, российские специалисты считают эту цифру «не соответствующей действительности», так как на протяжении последних 10 лет фиксировался только рост российского оружейного экспорта. О каком падении можно говорить, если только в 2018 году объём военных поставок достиг рекордных 13,7 млрд долларов?
Экспорт же оружия США, по мнению шведских специалистов, вырос за то же время на 29%. Штаты продают оружие в 98 стран на общую сумму 37,2 млрд долларов. И рост американского экспорта действительно впечатляет: в 2015 году — 29,910 млрд долларов, в 2016-м — 38,925 млрд, в 2017 — 36,231 млрд.
Инфографика: Телеканал «Царьград» (на основе данных SIPRI)
Крупнейшими получателями американского оружия являются Саудовская Аравия, Египет, Израиль, Катар и Ирак.
Россия: какое оружие, кому и куда
По данным экспертов SIPRI, Россия поставляет вооружение в 48 стран мира по более чем 1100 контрактам. Больше половины этого объёма — 55% — приходится на Индию, Китай и Алжир. При этом общая сумма экспорта остаётся достаточно стабильной — порядка 15 млрд долларов в год. Это подтвердил недавно глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Дмитрий Шугаев, который в интервью телеканалу НТВ объявил, что поставки вооружений иностранным заказчикам идут в указанном объёме на протяжении трёх последних лет. По словам Шугаева, больше половины этих поставок составляет авиационная техника.
«Мы ведем свою политику и будем покупать С-400 у России»: Индия не испугалась санкций США
Стокгольмский институт проблем мира констатирует, что главным покупателем российского оружия является Индия. Именно с ней в 2018 году был заключён самый объёмный контракт в истории: продажа пяти полков (10 дивизионов) зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф» на общую сумму более 5 млрд долларов. Но только... не долларов. А рублей. В этой крупнейшей недолларовой сделке Нью-Дели перечислит Москве в общем 330 млрд рублей. Своими санкциями Вашингтон высек сам себя.
Кроме того, в Индию из России поставляются сборочные комплекты для изготовления истребителей Су-27 и Су-30МКИ. Здесь же, на месте, собираются и танки Т-90С. Есть планы подобный же контракт заключить на сборку в Индии 200 многоцелевых вертолётов Ка-226Т, а также поставить в эту страну 48 многоцелевых вертолётов Ми-17В-5.
Ми-17. Фото: www.globallookpress.com
Наряду со сборкой существуют планы прямых поставок танков Т-90МС, который по своим характеристикам превосходит модификации, собираемые в Индии.
В Индию же будут поставлены несколько фрегатов проекта 11356. Это та самая «адмиральская» серия («Эссен», «Григорович», «Макаров» и др.), корабли которой уже с самой лучшей стороны зарекомендовали себя в походах в том числе к берегам Сирии. Практически согласовано предоставление Индии в аренду третьей русской атомной подлодки типа «Нерпа».
Сделано в России: Пять лучших образцов нашего оружия на мировом рынке
Какое ещё вооружение из России пользуется спросом на мировом рынке?
По оценке одного из наиболее компетентных русских военных экспертов, военного обозревателя ТАСС Виктора Литовкина, наибольшим спросом за рубежом пользуются отечественные комплексы ПВО, танки и вообще бронетехника, авиация, корабли, гранатомёты, различная «стрелковка».
Про С-400 уже говорилось, но, кроме Индии, разработчик и производитель «Триумфа» концерн «Алмаз-Антей» изготавливает заказ ещё для Китая и Турции. А всего очередь за этим комплексом составили уже 13 стран!
С-400. Фото: www.globallookpress.com
Из другой техники основных экспортных потоков можно назвать многофункциональные истребители Су-30МЭ и Су-35 ВВС. Их покупают Мьянма и Индонезия. Кроме того, Индонезия очень заинтересовалась русским самолётом-амфибией Бе-200.
Вьетнам заказал у России партию в 64 танка Т-90С. Эта же страна приобретает русские истребители Су-30МК2В, патрульные катера проекта 10412 «Светляк», фрегаты «Гепард 3.9», шесть дизель-электрических подлодок проекта 636 — знаменитые «Варшавянки». С Ханоем также осуществляется такая форма военно-технического сотрудничества, как сборка некоторых видов вооружения. Так, Россия не только поставляет, но и окажет содействие в строительстве во Вьетнаме 10 ракетных катеров проекта 12418 «Молния».
География друзей: Кто предпочёл российское оружие для войны с США и их союзниками
Алжир проявляет интерес к покупке эскадрильи истребителей МиГ-29М/М2 в количестве 14 машин. Это не считая уже поставленных истребителей МиГ-29С, МиГ-29УБ, Су-30МКА, тяжёлых транспортных вертолётов Ми-26Т2, ударных Ми-28НЭ, учебно-боевых самолётов Як-130.
Ирак приобрёл в России БМП-3.
Ну и кроме того, необходимо упомянуть проекты «Рособоронэкспорта» по продажам на международном рынке лёгких плавающих танков «Спрут-СДМ1» и ЗРК «Тор-Э2» (о чём писал Царьград). Здесь определённого адресата этих изделий пока нет, но российские специалисты уверенно рассчитывают на успех в заключении контрактов. Ведь «Спрут-СДМ1» — единственный в мире лёгкий плавающий танк, обладающий огневой мощью основного боевого танка. А новейший ЗРК «Тор-Э2», предназначенный для прикрытия войск во всех видах боя, а также на марше, является достойным представителем блестящей линейки российских зенитно-ракетных комплексов.
ЗРК «Тор». Фото: www.globallookpress.com
В целом же специалисты оценивают мировой рынок вооружений как сложный и высококонкурентный. Но с хорошими шансами для России — как в силу надёжности её оружия при относительно небольшой цене, так и потому, что при продаже Москва не ставит своим партнёрам никаких политических условий. В отличие от США.