Новый порт "Роснефти" – шаг в светлое будущее
Вертикально интегрированная нефтяная компания "Роснефть" начала строить в Красноярском крае нефтеналивной терминал порта "Бухта Север". Экономический эффект коснётся каждого.
Поехали!
На Крайнем Севере Красноярского края, у восточного выхода из Енисейского залива, всего в 40 км южнее знаменитого Диксона, сейчас шумно. Такого шума здесь не было больше трёх миллиардов лет, после окончания активной вулканической деятельности на молодой планете.
Специалисты Объединённой энергостроительной корпорации начали строить порт "Бухта Север" – если конкретно, то нефтеналивной терминал в нём. В первой партии грузов – 20 тысяч тонн всего необходимого для строительства и инфраструктуры. Собственно оборудование для порта, строительная техника, быстровоздвигаемые жилые комплексы для вахтовиков и прочее, прочее, прочее. В этих суровых краях (73-я параллель! – скажем, Москва – всего 56° с.ш.) важна каждая мелочь. Добыть в этих широтах нельзя почти ничего, кроме снега и нефти.
Тем не менее проект, разработанный институтом "ЛенморНИИпроект", начал воплощаться в жизнь. После завершения первого этапа строительства порт "научится" отгружать 30 млн тонн нефти в год – на 15 млрд долларов, триллион рублей по текущим ценам. Вторая и третья очереди добавят ещё 70 млн – и "Бухта Север" станет крупнейшим нефтеналивным портом России.
Таймыр вместо Сомали
Всё это происходит на Таймыре, и перевалка нефти будет осуществляться на суда, следующие по Северному морскому пути – ещё одному грандиозному проекту России, великой альтернативе другим путям "из китайцев в немцы". Идти здесь намного быстрее и безопаснее, чем через Суэцкий канал (все помнят эту крупнейшую пробку в истории человечества?) или в обход Африки. Никаких пиратов, никаких каналов – свободная дорога в сопровождении русских ледоколов. И успех "Бухты Север" должен стать рекламной кампанией нашего Севморпути.
Нефть на терминалы порта будет поступать с кластера "Восток Ойл" – крупнейшего в мире молодого нефтяного проекта, который реализует "Роснефть". Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин сравнивает кластер с крупнейшим сланцевым регионом США, носящим красивое русское название Permian:
Плотность запасов на Permian – 100 тысяч баррелей нефтяного эквивалента на 1 км². Неплохо, вот только на проекте "Восток Ойл" этот показатель составляет 17 млн б.н.э. на 1 км².
После известных событий – прошлогоднего кризиса ОПЕК+, падения производства из-за пандемии – инвесторы стали покидать нефтяную отрасль, причём покидать с огромными убытками. Сейчас, когда цены восстановились до докризисных значений, они неизбежно вернутся. "Восток Ойл" сверхпривлекателен для инвесторов", – убеждён Делягин.
Жизнь без будущего
Действительно, отчёт ОПЕК за май 2021 года свидетельствует, что годовые инвестиции не входящих в картель стран упали до 311 млрд долларов – сумма выглядит крупной, но это минимальный показатель за 15 лет, со времён войны США против Ирака. Инвесторов можно понять: западные компании почти перестали вкладываться в разведку, и результаты этого плачевны: большинство мейджоров исчерпают свои запасы не более чем за 15 лет (данные авторитетной норвежской исследовательской компании Rystad Energy AS).
Фото: rosneft.ru
Сторонние инвесторы опасаются скачущего рынка углеводородов, а сами нефтяные компании инвестировать в собственное будущее не могут при всём желании – нечем.
- ExxonMobil (США) – минус 20,1 млрд долларов;
- Eni (Италия) – минус 8,5 млрд;
- Total (Франция) – минус 7,2 млрд;
- Royal Dutch Shell (Великобритания – Нидерланды) – минус 4 млрд;
- BP (Великобритания) – минус 1 млрд (могло быть больше, но BP – акционер прибыльной "Роснефти", что помогло сгладить убытки);
- Chevron (США) – минус 665 млн долларов.
У четырёх указанных компаний сильно снизились и доказанные запасы – это означает, что они добывают и продают нефть быстрее, чем находят её новые месторождения. Держатся только континентальные европейцы Total и Eni, у американцев и британцев всё куда печальнее.
Удивительно ли, что в 2020 году суммарная капитализация крупнейших нефтяных компаний сократилась на 900 млрд долларов (данные Financial Times) – это ВВП Нидерландов, 17-й экономики мира!
Из-за нехватки денег пришлось приостановить целый ряд перспективных проектов. Bonga Southwest, Bosi, Owowo West and Uge-Orso, Nsiko, Whale – нефть везде есть, но нет средств на её разработку. Понятно, что экономическая конъюнктура рано или поздно позволит выкачать нефть из всех этих месторождений, но пока ситуация плачевная: даже те, кто буквально сидит на нефти, не могут её добыть.
Парадоксальным образом это замедляет и разработку возобновляемых источников энергии. Дело в том, что на серьёзном уровне этим занимаются крупные энергетические компании, а источник финансирования их разработок – внезапно – добыча и продажа нефти. Экономика – циничная дама: не хватает нефти – следовательно, нет денег на ветряки, солнечные батареи и другие мечты "зелёных".
Добро пожаловать в Россию!
В России всех этих проблем просто не существует. Компания "Роснефть" контролирует "Восток Ойл", который отличается лёгкой, практически не сернистой нефтью. Никакого сравнения с нашей родимой Urals; более того, позади остаётся эталонный Brent, по которому мы уже привыкли мерить своё благосостояние. Благодаря качеству нефти и объёму запасов, "Восток Ойл" сейчас – проект номер один для всего мира, заинтересованного в качественном топливе. Старший аналитик агентства WMT Consult Валерий Андрианов напоминает:
Прогнозный уровень добычи и обширные конкурентные преимущества, такие как высокое качество нефти, близость к перспективным рынкам, синергия с судостроительным комплексом "Звезда" и др., превращают проект в настоящий магнит для инвесторов.
И не надо думать, что это хорошая Европа старается уйти от "грязной" нефти, а России экология безразлична. Нет, дорогие мои евроромантики, углеводородный след "Восток Ойла" на три четверти меньше, чем среднемировой показатель для крупных нефтяных проектов. Добывать нефть на Таймыре будут за счёт ветрогенерации (с ветрами в этих суровых краях всё в порядке, напоминает инвестиционный стратег УК "Арикапитал" Сергей Суверов) и попутного нефтяного газа. Валерий Андрианов подтверждает:
"Восток Ойл" станет проектом нового экологического поколения. "Роснефть" во что бы то ни стало сохранит хрупкую северную природу региона. В общей сложности удельная интенсивность выбросов в период работы "Восток Ойл" составит порядка 12 кг СО2 на баррель добычи. По данным консалтинговой группы WoodMackenzie, аналогичный показатель по новым месторождениям в среднем составляет порядка 50 кг.
На обустройстве месторождений только напрямую будут заняты 400 тысяч человек, плюс нельзя забывать про мультипликативный эффект – заказы на поставку продукции и услуг. На судостроительной верфи "Звезда" уже размещён заказ на 10 танкеров высокого ледового класса Arc7 для вывоза таймырской нефти. В общей сложности только для "Восток Ойл" будет спущено на воду 50 судов различных классов, изготовлено 100 буровых установок, создана электрогенерация мощностью 3,6 ГВт, построено три аэродрома, два морских терминала, 15 промысловых городков и многое, многое другое.
Это и есть будущее, друзья. Строительство инфраструктуры и разработка крупного нефтяного месторождения с жёсткими экологическими нормами для того, чтобы по всему миру текли тепло и мощь – олицетворение России.