Новая приставка для исчадия ада
Брейвик выиграл процесс против государства
На эту новость обратили внимание все: норвежский террорист и массовый убийца Брейвик выиграл суд у норвежского государства. Он отбывает максимальный срок наказания, предусмотренный в стране, - 21 год, но это срок может продляться - в случае если судебные органы сочтут, что он не исправился и представляет опасность для общества. Пять лет назад Брейвик взорвал начиненный взрывчаткой автомобиль в деловом центре Осло, а потом явился в молодежный лагерь на острове Утойя и расстрелял участников слета молодежных активистов. 77 трупов. Большинство - подростки, почти дети. Брейвик стрелял разрывными патронами: попадая в тело, они взрываются, не оставляя жертве никаких шансов.
РАЗРЫВНЫМИ ПУЛЯМИ - В ДЕТЕЙ
Отбыв четверть срока, Брейвик решил, что условия его содержания в тюрьме не просто негуманны, а бесчеловечны. У него устаревшая игровая приставка, с адвокатом он общается через стеклянную перегородку, соратников по националистической партии не пускают в его трехкомнатную камеру. Чудовищная жестокость.
И государство согласилось. Да, это конечно перебор - и устаревшая приставка, и стеклянная перегородка, и режим. Каждый гражданин может пользоваться всеми правами, которые ему гарантирует конституция, даже такой нехороший как Брейвик. Комментарии официальных спикеров - вежливо-обтекаемые. И правильно. А то Брейвик обидится и вчинит иск. А любому гражданину гарантировано (далее по тексту) - и придется к 40 тысячам неустойки по только что проигранному процессу присовокупить еще неизвестно сколько.
Когда иммигрант из Ирака, потерявший на Утойе брата, кинул на суде в Брейвика ботинок, реакция была как раз такой - иракцу вежливо указали, что в цивилизованном обществе так себя не ведут - это некрасиво, надо сдерживать эмоции, остальные же сидят тихо - только платочки к глазам прикладывают. Нужно дождаться, что решат судьи (один из них заявил в прессе, что "это чудовище повесить мало" - его немедленно отстранили от процесса). И получил убийца детей самое строгое наказание, какое только можно придумать в Норвегии - два десятка лет в трехкомнатной камере со спортзалом.
Наверное, не я один, разглядывая фотографии процесса, подсудимого в претенциозном костюмчике в окружении строгих офицеров, думал: "Ну вот ты, ты же мужчина, с виду такой брутальный - сделай же свое дело. Расстегни кобуру, достань свой "глок" (или что там у вас?) - отправь исчадие ада туда, откуда оно явилось!" Ага...
Расскажи лет сто назад норвежцам - людям северным, суровым, потомкам викингов и китобоев, - что убийца 77 человек, их соплеменников, их детей будет сидеть в комфортной камере, а не болтаться в петле, они бы сочли это болезненными фантазиями человека, утратившего связь с реальностью. Но время не стоит на месте: китобои давно обрели покой на маленьких сельских кладбищах, их потомки живут в другом мире. В мире, где главное - не обидеть недобрым словом или жестоким обращением убийцу детей. А то придется ему платить неустойку.
А еще я думаю: "Вот эти норвежские профессора (Брейвик воспользовался конституционным правом и записался в университет) - хоть один из них откажется принимать у урода экзамены и зачеты? Скажет, что не Гамсуна с Ибсеном надо ему читать, а Писание? И готовиться к Страшному суду, потому что одним - нестрашным - ему не отделаться?" Пока что никто не отказался. Конституция не велит.
Капитуляция перед злом всегда красноречива. Да, говорят капитулянты, это, конечно, нехорошо, но наши принципы нам важнее, и посягать на них мы никому не позволим. Наши принципы таковы, что все равны, и мы за это равенство строго спросим. И если сегодня мы не разрешим поступить в университет убийце детей, то завтра еще кто-нибудь попадет в черный список, а послезавтра в нем полстраны окажется. Нет уж, гордо говорят капитулянты, равенство - оно для всех!
Я пытался понять, что мне все это напоминает - и наконец вспомнил. В венском еврейском музее есть душераздирающий экспонат. Фотография: молодые фашисты - белокурые бестии, свастики, все как полагается - издеваются над старым евреем в лапсердаке, а он заискивающе смеется с ними. Над собой. Смотреть невозможно.
Вот этого несчастного старика и напоминает мне все больше и больше современное европейское общество. Капитуляция и заискивание перед злом - в надежде, что оно пройдет мимо твоего дома и постучит в дверь соседа.
Но ведь не пройдет.