Расследования Царьграда – плод совместной работы группы аналитиков и экспертов. Мы вскрываем механизм работы олигархических корпораций, анатомию подготовки цветных революций, структуру преступных этнических группировок. Мы обнажаем неприглядные факты и показываем опасные тенденции, не даём покоя прокуратуре и следственным органам, губернаторам и "авторитетам". Мы защищаем Россию не просто словом, а свидетельствами и документами.
«Люди, события, факты» - вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. А мы о них говорим. Это рубрика о самых актуальных событиях. Интересные сюжеты и горячие репортажи, нескучные интервью и яркие мнения.
События внутренней, внешней и международной политики, политические интриги и тайны, невидимые рычаги принятия публичных решений, закулисье переговоров, аналитика по произошедшим событиям и прогнозы на ближайшее будущее и перспективные тенденции, публичные лица мировой политики и их "серые кардиналы", заговоры против России и разоблачения отечественной "пятой колонны" – всё это и многое вы найдёте в материалах отдела политики Царьграда.
Идеологический отдел Царьграда – это фабрика русских смыслов. Мы не раскрываем подковёрные интриги, не "изобретаем велосипеды" и не "открываем Америку". Мы возвращаем утраченные смыслы очевидным вещам. Россия – великая православная держава с тысячелетней историей. Русская Церковь – основа нашей государственности и культуры. Москва – Третий Рим. Русский – тот, кто искренне любит Россию, её историю и культуру. Семья – союз мужчины и женщины. И их дети. Желательно, много детей. Народосбережение – ключевая задача государства. Задача, которую невозможно решить без внятной идеологии.
Экономический отдел телеканала «Царьград» является единственным среди всех крупных СМИ, который отвергает либерально-монетаристские принципы. Мы являемся противниками встраивания России в глобалисткую систему мироустройства, выступаем за экономический суверенитет и независимость нашего государства.
Нет ладошки – нет завтрака: Греф добрался до школ
Фото: Сергей Киселев / АГН "Москва"
Общество

Нет ладошки – нет завтрака: Греф добрался до школ

Запрещая "религиозную пропаганду" в школах, наше правительство одновременно поощряет приход туда ростовщиков и ведёт детей в "цифровое рабство".

В сентябре 2020 года сразу шесть проектов Сбербанка стали лауреатами премии "Лучшие социальные проекты России". Среди них – "Ладошки": как сказано в описании проекта, это

экосистема безналичных платежей в общеобразовательных учреждениях, позволяющая родителям контролировать питание ребёнка в школе и с ранних лет развивать в детях ответственное отношение к финансам.

Это далеко не первая премия в истории сервиса, однако отношение к нему было и остаётся настороженным. Скажем, возглавлявший Роскомнадзор Александр Жаров в декабре 2017 года выразился предельно ясно: "Отношение к проекту "Ладошки" у меня отрицательное. Мы находимся в дискуссии. И сейчас, по закону, его не должно быть, по крайней мере школы мы по этому поводу наказываем".

Ныне Жаров в Роскомнадзоре не работает, а "Ладошки" начинают новое, на сей раз победное шествие по стране.

Не запрещено – значит разрешено

Экосистеме "Ладошки", тесно привязанной к контролируемой Сбербанком Универсальной электронной карте Uecard, на днях исполнится четыре года – первый терминал начал работать в конце октября 2016 года в Свердловской области, в городе Полевской.

Технология "ладошек" отличается от привычной биометрии в виде сбора отпечатков пальцев – когда ребёнок подносит руку к сканеру, тот считывает уникальный рисунок вен. В Сбербанке подчёркивают, что "хранение биометрических данных не осуществляется – хранится цифровой код, который поступает в центр обработки данных по защищённым каналам связи". Это вполне может быть правдой: так, общепринятый способ работы с паролями состоит в хранении не их текста, а так называемой "хеш суммы" – уникального кода, из которого невозможно восстановить начальный пароль.

СберФото: скриншот страницы ладошки.дети

Так или иначе, но способ, которым Сбербанк оправдывает применение биометрических методов к малолетним, совершенно иезуитский:

В Федеральном законе от 25.07.1998 № 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" термин "дактилоскопическая информация" определён как биометрические персональные данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющие установить его личность. Соответственно, поскольку в системе "Ладошки" идентификация личности плательщика происходит не по папиллярным узорам, а на основе рисунка вен ладони, постольку и постановка вопроса о применении Закона о государственной дактилоскопической регистрации к отношениям, связанным с системой "Ладошки", представляется принципиально некорректной.

Слово "связанным" написано в оригинале с одной "н", но об отсутствии у Сбербанка денег на корректоров я недавно писал. Здесь налицо манипулирование недостатками старого закона, который просто не учитывал современных технологий. А внести соответствующие изменения уже невозможно – лоббистский ресурс Сбербанка фактически безграничен.

В поисках безопасности

Смысл нововведения объясняется следующим образом: питаться в школах нужно, оплачивать питание тоже, но как делать это безопасно? Почти все так или иначе сталкивались с тем, что старшие школьники отнимают у младших деньги, пластиковые карты в этом смысле тоже небезопасны – можно принудить ребёнка сообщить pin-код. А рисунком вен вроде как не поделишься. Но не надо изобретать велосипед: ещё в Советском Союзе проблема безопасной оплаты школьного питания была вполне себе решена. Родители ежемесячно платили фиксированную сумму, и дети получали горячее питание в школьных столовых. Вспоминать про его качество, честно говоря, страшновато, но тут уже вопросы к контролирующим органам. В нашей московской школе повариху, например, поймали на воровстве продуктов, судили, дали условный срок, но место работы эта предприимчивая женщина так и не поменяла. И никакие "ладошки" от подобного развития событий не защитят.

Вся цифровизация подаётся как забота о нашей безопасности. Вот только тюрьма, состоящая из одиночных камер, намного безопаснее широкой степи, гудящей вольным ветром, напоённым ароматами трав.

Но вернёмся в школьные столовые.

Не любишь Сбербанк – уморим голодом

Минусы повсеместного внедрения системы просто бросаются в глаза.

  1. Монополизм. Сбербанк планирует стать эксклюзивным поставщиком финансовых услуг на огромном рынке оплаты школьного питания. Это более 16 миллионов клиентов, пользующихся сервисом пять раз в неделю восемь месяцев в году. Отрыв Сбера от других банков станет ещё более внушительным.
  2. Школами не ограничатся. Даже если Сбер собирает не биометрию, а только её цифровые коды, он всё равно становится обладателем бесценной личной информации. Люди весьма активно пользуются ладонями (обратите внимание, что даже самые законопослушные из нас игнорируют требования о ношении перчаток), и уже без всяких дополнительных соглашений можно потребовать от них проходить сканирование, например, при входе в институт или на работу – то есть технология Сбербанка будет сопровождать их на протяжении всей жизни. Собственно, во время приснопамятной презентации Герман Греф и не скрывал такого намерения.
  3. Дети и деньги. Сама идея участия детей в процессе оплаты питания сомнительна, хотя в Сбербанке подают её как прогрессивную. "Мелкие бытовые покупки" (в законе нет расшифровки этого понятия) ребёнок имеет право делать с шести лет. В научной статье "Мелкая бытовая сделка" Светланы Букшиной предлагаются такие критерии: сделка удовлетворяет бытовые (личные) потребности несовершеннолетнего, соответствует уровню его социальной, физической и духовной зрелости, является незначительной по стоимости, исполняется сразу по заключении и за наличный расчёт. Последний аспект появился не случайно: суды всего мира завалены заявлениями от родителей, пытающихся опротестовать покупки, совершённые детьми онлайн. Технология "ладошек" распространяется на глазах, аналогичную собирается ввести всемогущий Amazon, да и сам Сбербанк ясно дал понять, что школами дело не ограничится. Понятно, что средства на "уекарде" должны контролировать родители, но непонятно, кто мешает сообразительному ребёнку пополнить её с маминой зарплатной карты точно так же, как его сверстники покупают в интернете излишества – от игровых приставок до наркотиков.
  4. Кибербезопасность. К сожалению, когда Сбербанк говорит о "защите информации", вспоминаются все многочисленные утечки – практически неизбежные при таком масштабе бизнеса, они не становятся от этого более приятными. Вот и сейчас при заходе на сайт с трогательным доменом "Ладошки.дети" веб-браузер сообщает, что "Подключение к этому сайту не защищено, не сообщайте этому сайту пароли и номера банковских карт" (к счастью, для пополнения счёта система перенаправляет на защищённую страницу ladoshki.uecard.ru).
  5. Сбор коммерческих данных. Сбербанк видит все покупки ребёнка, анализирует его вкусовые предпочтения и покупательскую активность, на основании которых строит цифровой портрет клиента. Под этот портрет кастомизируются будущие коммерческие предложения банка, реклама, то есть выстраивается система воздействия на цифрового раба через его потребности и центры удовольствия.
  6. Принуждение к "Ладошкам". Форумы и социальные сети заполнены жалобами на отсутствие альтернатив, вот произвольно выбранные: "Я не стала писать ни свои данные, ни данные ребенка, написала отказ – заставили написать объяснительную, теперь грозятся, что не будут за наличку обслуживать в столовой", "Мы отказались – учитель поставил в известность ребёнка, что больше в столовую ему хода нет" (Омск).

Таким образом, минусы и опасности "Ладошек" существенно превосходят единственный плюс в виде защиты детей от посягательств на их деньги – ибо, повторюсь, эта защита давно реализована в куда более простых формах.

Будем реалистами – пока здоровые силы общества не находятся у власти, остановить продвижение "Ладошек" весьма затруднительно. Но мы вправе требовать, в том числе на законодательном и правоохранительном уровне, чтобы для детей были сохранены все возможные альтернативы, включая оплату питания наличными. И не в унизительной форме написания объяснительных, а как нормальный очевидный выбор.

Дзен Телеграм
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также:

Наступает время героев Одиннадцать правильных ответов, чтобы стать "русским": Мигрантов поймали за язык Всю ночь вывозили 300-х из Одессы: Удар по наёмникам, от которого НАТО задрожало Корабли уходят из Севастополя. На фронте массовое отступление танков, о котором молчат сводки Мигрант забил до смерти женщину-врача: Трагедия в Сочи превращается в настоящий детектив

У вас есть возможность бесплатно отключить рекламу

Отключить рекламу

Ознакомиться с условиями отключения рекламы можно здесь