Назарбаев — всё: Чего ждать России от нового руководства Казахстана?
Уход Нурсултана Назарбаева даже при самом мягком варианте понижает геополитическую стабильность на российской границе
Лидеру Казахстана Нурсултану Назарбаеву 78 лет. Оставление поста в таком возрасте в любом западном государстве никого бы не удивило. Но Казахстан — страна одного лидера, впервые в своей истории ставшая независимым государством в 1991 году при Назарбаеве и благодаря ему. А потому уход «отца нации», который ещё недавно казался внешним наблюдателям кем-то вроде пожизненного хана (с соответствующими элементами культа — титул елбасы, особый вклад в казахскую поэзию и т.д.), — это серьезнейший политический кризис в истории молодой страны.
Назарбаев выбирает президента страны
Очевидно, Назарбаев хочет сделать кризис предельно управляемым, с тем чтобы история Казахстана после него продолжилась, а потому уходит хоть и в почтенном возрасте, но «на пике». Экономика растёт, высокими темпами идёт дерусификация — отток русского населения с севера страны, вместо кириллицы вводится латиница. При этом Россия не только не давит на Казахстан с целью укрепления своего влияния (куда там, если у нас даже с Белоруссией всё на грани скандала), но и сторонники «Сибирской Новороссии» имели последние 20 лет большие проблемы с нашим же законом.
Не оказывают серьёзного давления ни США, ни даже близкий Китай. Суверенный процветающий Казахстан сейчас всех, очевидно, устраивает. И сам Назарбаев подчеркивает, что целью властной рокировки является именно укрепление суверенитета — мол, если будем сильными, нам никто не страшен, а если будем на кого-то опираться, будет плохо. Иными словами, момент для контролируемой передачи власти — самый безопасный из возможных. Как раз приближается срок выборов, и Назарбаев, по сути, просто отказался от выдвижения своей кандидатуры. Тем более что реальную власть Назарбаев передавать не намерен, по крайней мере пока, — за ним сохраняется титул елбасы, то есть национального лидера. Он остаётся во главе Совета безопасности страны, в которой будут проведены выборы. Кто на них победит — узнаем в самом ближайшем будущем, когда будут названы кандидаты.
Здание сената парламента Республики Казахстан. Фото: Roman Yanushevsky / Shutterstock.com
До сегодняшнего решения елбасы среди возможных преемников выше всего котировалась его дочь Дарига Назарбаева, которая устроила бы Запад, — она публичный политик западного типа, евроориентированный и в то же время недостаточно авторитетный, если вычесть из её влияния силу отца. Поэтому при Дариге Казахстан превратится в точку внешнего влияния и нестабильности. Казахстанская элита разделена на «семейных» и «чиновных», и вторые четко дают понять, что преемник из семейных — прямой путь к хаосу. Самым пророссийским кандидатом традиционно считается Касым-Жомарт Токаев, спикер казахстанского сената.
Его избрание президентом было бы неплохим для России вариантом. Однако на Токаева возложены обязанности и.о. президента. Если исходить из общей конфигурации сценария, это означает, что с большей вероятностью он выйдет из президентской гонки, заняв положение арбитра. Одна из самых влиятельных фигур — главный силовик Казахстана Карим Масимов, дважды премьер, бывший глава президентской администрации, а ныне глава Комитета национальной безопасности. Впрочем, конкуренцию ему может составить его первый заместитель — сорокалетний Самат Абиш, которого относят к «семейному» клану.
Казахстан: Забыть о русских и сменить название
Так или иначе, Назарбаев будет стараться в отведенные ему годы жизни держать властный транзит под контролем и сделать всё, чтобы клановые и региональные противоречия, а они в Казахстане очень сильны, не разорвали его наследие на части. К сожалению, нынешний Казахстан очень далёк от той страны, о которой Александр Солженицын полагал, что она может войти в четверной союз со славянскими республиками (впрочем, о чём мы говорим на фоне Украины). За три десятилетия своего правления Назарбаев немало сделал, чтобы предотвратить возможный отрыв Южной Сибири, где была высокая доля русского населения. В частности, создал новую северную столицу Астану (бывший Целиноград) и постарался максимально сдвинуть страну подальше от русского мира — достаточно вспомнить недавнюю латинизацию алфавита, постоянное вымывание русского населения, ощутимое давление на православие во имя политики светскости государства.
Фото: Jane Peimer / Shutterstock.com
Проблема, однако, в том, что, отодвигаясь от России, Назарбаев куда-то вынужден пододвигаться, а перспективы невеселые: либо всемогущество Китая, либо вползание в исламизацию, либо уже не слишком отличающееся от этого давление панисламистской и пантюркистской Турции. Несомненно, Назарбаев хотел бы, чтобы Казахстан был с Западом, но вот только у него нет туда ни одного транспортного коридора. Поэтому всё, что может сделать новый казахский лидер, — это балансировать между соседями, надеясь, что он не будет никому настолько нужен, чтобы его поглотили. В этом смысле главную угрозу представляет, конечно, Запад. Поскольку ему Казахстан нужен как еще один гнойник и фактор нестабильности в российском подбрюшье, да еще и на китайском хвосте. Максимальный хаос в Казахстане, в который можно внедриться, американцев вполне бы устроил.
Казахстан уйдет от России при первой же возможности
И здесь проясняются прямо противоположные приоритеты России. Нам Казахстан нужен как максимально спокойное и никем из конкурентов не контролируемое пространство. Дело в том, что, пока регион входил в состав России, для нашей страны существовала точка абсолютной геополитической неуязвимости. Южные Урал и Сибирь были настолько удалены от любых границ, что там можно было развернуть промышленный и оборонный потенциал, который выживет при любых кризисах, включая общую ядерную войну. С независимостью Казахстана Россия геополитически стала уязвимой и с этого направления. Но в то время, когда было реалистично скорректировать эту ситуацию, мы решительно ничего не предпринимали, а хитроумная политика елбасы строилась на том, чтобы вопрос о Казахстане не смел даже обсуждаться в России.
В результате сегодня вопрос стоит такой: или Назарбаеву удастся провести операцию «преемник» достаточно успешно, и тогда Казахстан сохранит управляемость и стабильность (но будет и впредь удаляться от России), или баланс будет утрачен, но выловим ли мы что-нибудь в возможном хаосе — вопрос спорный, а пострадать можем сильно. Назарбаев за последние пять лет постарался, чтобы ни о каких «Новосиброссиях» никто даже не думал (да и положение, в которое поставлен Донбасс, вряд ли кого-то вдохновит на повторение), а России нужна контролируемая стабильность вдоль всей границы. В любом случае страна с наипротяженнейшей границей с Россией перестаёт казаться сонным царством, — впрочем, на деле она таковым никогда и не была.