Налоговая анестезия: Гражданам России спишут безнадежные долги
Реформа уберет издержки, накопившиеся в работе ФНС, однако для оздоровления экономики стране необходима принципиально новая налоговая политика
Госдума приняла во втором чтении законопроект о списании безнадежных долгов с граждан России, возникших из-за неуплаты налогов. Подготовку закона инициировал президент РФ Владимир Путин, объявивший на большой пресс-конференции 14 декабря о проведении налоговой реформы.
Эксперты и бизнес-сообщество высоко оценили решение главы государства.
Однако на практике реформа, закрывая одни вопросы, ставит на повестку дня другие, еще более масштабные и сложные.
Прощай, просрочка
Законопроект предусматривает списание налоговой задолженности, возникшей у граждан до 1 января 2015 года. Под амнистию попадают недоимки по налогам на землю, транспорт и недвижимость, а также начисленные на них пени.
По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), речь идет примерно о 103 миллиардах рублей. Назвать более точную цифру пока никто не может. С одной стороны, за последние годы на эти недоимки набегали дополнительные пени, но в то же время часть выплат граждане успели погасить.
Также власти помножат на ноль налоговые долги индивидуальных предпринимателей, накопившиеся опять-таки до 1 января 2015-го. Притом в отношении ИП списание, судя по всему, будет еще более масштабным, нежели для простых физлиц.
Банки сядут на стройку: В Кабмине придумали, как быть с деньгами дольщиков
Если в отношении граждан принято решение обнулить старые долги только по имущественным налогам, то в отношении предпринимателей указаны лишь налоги-исключения, долги по которым списываться не будут. К их числу отнесены таможенный НДС и акцизы и налог на добычу полезных ископаемых. Это позволяет предположить, что предпринимателям простят долги по налогу на вмененный доход, транспортному, земельному и подоходному налогу для тех, кто работал без упрощенного режима. Также в эту категорию попадут недоимки по страховым взносам ИП, которые не вели фактической деятельности.
Наконец, будут списаны долги по налогам на условный доход. Согласно действующему законодательству, если банк или компания списала гражданину некий долг, то считается, что он получил условный доход, с которого обязан заплатить налог. Так же происходит и в случаях, когда российские налоговые резиденты получают, скажем, в Европе ипотечный кредит: разница между европейским низким процентом и ставкой российского Центробанка также считается доходом, с которого требуется платить налог.
С 1 января следующего года накопленные до 1 декабря 2017 года задолженности такого типа будут аннулированы. Но вот с более поздних условных доходов налоги платить все же придется. Ну, или, как вариант, ждать новой налоговой амнистии.
Шесть соток без подати
Помимо списания налоговых недоимок, реформа должна изменить и само налоговое законодательство. В частности, она предусматривает освобождение от налогов земельных участков размерами до шести соток.
Сейчас льготники имеют право на налоговый вычет суммы в 10 тысяч рублей от кадастровой стоимости земельного участка. Может быть, когда-то десятитысячный вычет и имел весомое значение, но в современных реалиях он выглядит уже откровенным издевательством.
По данным Торгово-промышленной палаты РФ, средняя стоимость сотки земли в Московской области составляет 154,3 тысячи рублей. Общая стоимость "шестисотого" в таком случае составит 925,8 тысячи, а годовой налог – 2800 рублей. Десятитысячный вычет необлагаемой налогом суммы из стоимости участка снижает налог аж на 200 "деревянных".
По новым правилам, десятитысячный вычет будет заменен натуральным, в результате льготники станут платить налог только на ту землю, которая окажется в их владении сверх шести соток. Если же участок меньше этой нормы, то платить на него налог вообще не придется.
Анестезия, но не лекарство
Эксперты уже отметили, что списание миллиардных долгов по налогам позволит государству сэкономить миллионы рублей на их администрировании и тысячи человеко-часов работы налоговых инспекторов и судей.
Однако не стоит обольщаться по поводу того, что такая реформа якобы будет иметь принципиальное значение для оздоровления экономики. Увы. Во-первых, значительная часть этих недоимок в любом случае подлежала бы списанию: тот же транспортный налог, скажем, имеет трехлетний срок давности истребования. Небольшие задолженности по другим налогам государству дешевле простить, чем добиваться их погашения в судебном порядке.
Списание долгов предпринимателей тоже не облегчит жизнь малому бизнесу. ИП, имеющие долги по налогам, могут рассчитывать максимум на трехмесячную отсрочку. После этого налоговики начинают либо принудительно снимать средства с их счетов, либо же просто банкротят предприятие. Поскольку списанию подлежат налоговые недоимки трехлетней давности, то живых "ипэшек" они вряд ли могут коснуться.
Минстрой: Рантье, выйти из сумрака!
По сути, речь идет о декриминализации бывших предпринимателей, людей, которые несколько лет назад уже потеряли свой бизнес, но все еще оставались "должны" государству. Дело это, безусловно, важное и нужное; в перспективе часть представителей этой экономической группы, возможно, снова попытаются начать свое дело. Однако на судьбе их более удачливых коллег, тех, кто до сих пор остается на плаву, эта реформа никак не скажется.
Это же касается и дачно-огородной амнистии. Вряд ли приусадебные участки можно назвать двигателем экономики, хоть они и облегчают, безусловно, жизнь многих граждан России в плане того же выращивания еды. Кроме того, реформа коснется не всех дачников, а лишь небольшой части, притом наименее трудоспособной.
По сути, проводимые налоговые изменения – это лишь анестезия, средство, убирающее наиболее неприятные симптомы, но никак не излечивающее саму болезнь.
Российскому же обществу нужна серьезная, глубокая налоговая реформа, с введением прогрессивного налога на доходы физлиц, радикальным сокращением налогов для малого и среднего бизнеса, столь же радикальным повышением налоговой нагрузки для госкорпораций из финансового и сырьевого секторов, а также для иностранцев, выводящих средства из страны, будь-то крупные инвесторы или обычные гастарбайтеры.