Начнёт ли Трамп войну против Венесуэлы?
США ввели санкции против государственной нефтяной компании Венесуэлы PDVSA. Ещё раньше Банк Англии заморозил золотые активы Каракаса на сумму 1,2 млрд долларов. Параллельно Белый дом рассматривает вариант с военной интервенцией в Венесуэлу. Кому нужна эта война, и устоит ли перед ней армия Николаса Мадуро?
Вашингтон сделал ещё один серьёзный шаг по свержению Николаса Мадуро. Вчера министр финансов США Стивен Мнучин объявил о санкциях против государственной нефтяной компании Венесуэлы PDVSA. Американцы требуют, чтобы Мадуро передал контроль над компанией самопровозглашённому президенту Хуану Гуайдо. Продажа нефти продолжится, но доходы от неё отныне будут течь в карманы тех, кто пытается завершить государственный переворот.
Россия осудила санкции Вашингтона и считает их такими же незаконными, как и признание Гуайдо временным главой государства со стороны США, ЕС и ряда латиноамериканских стран.
«Руководство Венесуэлы уже охарактеризовало эти санкции как незаконные. Можно полностью присоединиться к этой точке зрения», — сказал пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
Учитывая, что нефть составляет 60% доходов государства и 90% экспорта Венесуэлы, санкции могут усилить общественное недовольство, тем самым приблизив конец Мадуро.
Фото: www.globallookpress.com
Помимо тактики экономического удушения, Белый дом держит в запасе и силовой вариант. Подтверждением того, что Дональд Трамп с военной операцией не шутит, стали записи в блокноте его советника по национальной безопасности Джона Болтона. На фотографиях, тайно сделанных журналистами, видна цифра «6000». Именно столько военных Болтон хочет предложить Трампу отправить в Колумбию и в случае необходимости использовать их для свержения Мадуро.
Хотя позднее появилось опровержение сообщения об отправке американских военных, сам факт их обсуждения доказывает тезис Трампа о том, что США «рассматривает все опции» решения венесуэльского вопроса.
США объяснили, почему ЕС должен отказаться от «Северного потока-2»
Рассуждая о военной операции, нужно учесть, что у Венесуэлы одна из самых боеспособных армий в Латинской Америке. При Уго Чавесе и Николасе Мадуро на армию были потрачены огромные средства. Модернизации венесуэльской обороны способствовала и Россия. Наши специалисты обучают военных этой страны, и Россия поставила ей образцы современной боевой техники, включая танки Т-72, самолёты-истребители Су-30 и системы ПВО С-300.
Нельзя сказать, что Пентагон ожидает «второго Вьетнама», но и лёгкая прогулка по джунглям Венесуэлы американским военным точно не светит. Соединённые Штаты с 1989 года, с вторжения в Панаму, не прибегали к военным методам на своём «заднем дворе». 30 лет спустя ситуация может повториться, и на то есть внутриполитические причины.
Фото: www.globallookpress.com
У Дональда Трампа сейчас очень сложное положение. Хотя демократы и согласились временно отменить шатдаун, они по-прежнему отказываются выделить деньги на строительство стены на границе с Мексикой. Так что в вопросе бюджета Трамп вышел проигравшим. С продолжением допросов его советников в связи с «русским расследованием», включая приближающийся приговор почти расколовшемуся экс-советнику президента Майклу Флинну, давление на Трампа будет только расти. И чтобы компенсировать свой провал внутри страны, глава Белого дома будет искать победу во внешнем контуре. Венесуэла — идеальная возможность для этого. Маленькая победоносная война могла бы поднять авторитет Трампа и отдалить его неизбежный импичмент.
Спасёт ли Россия Венесуэлу от американских бомб
Как показывает записка Болтона, с военной операцией США не шутят. Однако, скорее всего, с применением силы Трамп спешить не будет. Его администрация предпочитает свергнуть Мадуро меньшими усилиями. Лишив Каракас ресурсов, Вашингтон рассчитывает на раскол в рядах венесуэльской армии, где уже началось брожение. А без лояльности военных Мадуро не продержится у власти и одного дня.
Американское давление ставит под угрозу российские интересы в Венесуэле. «Роснефти» принадлежат доли в размере от 26% до 40% в пяти главных нефтедобывающих компаниях латиноамериканской страны. «Роснефть» вложила в них около шести миллиардов долларов. Не поступит ли пришедший к власти на американских штыках Гуайдо с российскими активами так же, как Чавес и Мадуро — с американскими компаниями ExxonMobil и ConocoPhillips, — вопрос ближайшего будущего.