«На дне» современности

  • «На дне» современности

Пьеса Горького «На дне», погружающая в жестокий мир человеческой природы, близких до интимности метаний, зазвучала сильно и мощно в новой постановке Юрия Грымова

В московском театре «Модерн» состоялась премьера спектакля Юрия Грымова «На дне» по одноименной пьесе Максима Горького. В этом спектакле виден авторский почерк режиссера – ни одного слова от себя, полностью оригинальный горьковский текст, лишь в несколько сокращенном виде, но при этом – абсолютно новый взгляд и новые образы, делающие связь пьесы с современностью поразительно прозрачной.

«На дне» современности: Новое прочтение старой пьесы

В ее героях – обитателях ночлежки для неимущих, ворах и пьяницах, опустившихся на дно общества – с удивлением можно узнать своих знакомых, близких и дальних, даже самого себя. Прямой и беспощадный текст пьесы обнажает одни и те же пороки и надежды, вечные вопросы и проблемы, объединяющие людей совершенно разных эпох и социальных статусов.

Есть ли Бог? Что будет после смерти? Что есть правда и что такое человек? – вопрошают герои в отчаянии и безысходности. Горький обнажает неспокойную и трагичную человеческую натуру, лишенную красивой обертки в виде денег, влияния, славы, связей и дает понять – каждый из нас на дне – на дне собственной души.

Фото: Телеканал «Царьград»

Режиссер Юрий Грымов так описал свое восприятие этого автора:

Горький для меня – это абсолютная плоть, это не мышцы и кости, это мясо. Но тут вдруг неожиданно он для меня расцвел. «На дне» - это очень тяжелое чтиво, но когда мы решили, что мы его делаем, когда это попало в голову актерам – оно вдруг превратилось во что-то очень личное, интимное, про каждого из нас. Для меня в этом гений Горького».

Но, возможно, не зазвучал бы так убедительно Горький с современной московской сцены, если бы не талант режиссера. Дело в том, что Грымов нашел образы для героев в нашей современной действительности. Например, странник Лука – герой без биографии, без личной трагедии, лицемерно жалеющий жителей ночлежки и дающий им иллюзорные надежды – становится в прочтении Грымова гламурным хипстером. Это апогей современной глобализированной культуры – теплохладный человек-космополит без проблем и забот.

Неслучайно именно этот персонаж несколько раз появляется на сцене со звонящим телефоном – важной деталью, ставшей в спектакле символом смерти. Сразу вспоминается знаменитая фраза из проповеди английского священника «По ком звонит колокол», и со сцены будто бы звучит немой вопрос – по ком звонит телефон?

Режиссер умело использовал и приемы контраста: один герой умирает, другой в это время самозабвенно читает стихи, одни в отчаянии плачут, другие безудержно веселятся, одни сквернословят, другие молятся. Хоть они и собраны в одном месте, люди глубоко одиноки в своем несчастье, и многочисленные контрастные сцены усиливают этот драматизм.

Фото: Телеканал «Царьград»

Может быть, секрет реалистичности сцен и персонажей – в особом подходе Юрия Грымова, совмещающем коллективное творчество всей труппы, когда актеры предлагают свой взгляд на роли, и довольно строгое руководство режиссера.

Театр – это коллективное творчество, как и поход на корабле. Но при условии, что корабль управляется капитаном – а я был в кругосветке и знаю, что это такое. А если начинается коллективное управление – корабль тонет», - отметил Юрий Грымов.

Спектакль «На дне» не столько развлекает, сколько учит зрителя, вытаскивая его из спешащего городского ритма в плоскость вечного. Он заставляет задуматься о правде и ответственности, о смерти и страдании и о том, что на самом деле важно в нашей жизни.

Загрузка...

Ссылки по теме:

Красный угол с Еленой Шаройкиной. В гостях Юрий Грымов

"Юлий Цезарь": Спектакль о жажде власти, о пороках, которые со времён Шекспира не изменились

Оживляя историю: Театральный квест по мотивам Великой Отечественной войны

Оставить комментарий

Связаны одной Евросетью: В России появился крупнейший в мире офлайн-ритейлер Михаил Ефремов отдал Крымский мост Украине: Теперь его ждет встреча с прокурором
Новости партнёров