Мир на пороге нового кризиса: Россия не готова
Мировая экономика затаилась в ожидании бури: ни ветерка, но в воздухе висит напряжение. Все понимают, что скоро густые серые тучи начнут метать молнии. Аналитики предсказывают, что это произойдёт уже в 2020 году. Где разразится мировой финансовый кризис? И что будет с Россией: долетят лишь брызги или наступит великий потоп?
Европа
Европейский экономический термометр с 2016 года не показывает плюсовую температуру. На градуснике ЕЦБ – устойчивый ноль: столько составляет ключевая ставка. Национальные банки Швеции и Швейцарии и вовсе ушли в минус. У них – 0,25% и 0,75% соответственно. Это не что иное, как финансовое зазеркалье: за пользование кредитами там платят, а размещение депозита, наоборот, карается комиссией. И плюс к этому денежные власти Евросоюза проводят политику количественного смягчения.
Фото: Patrick Poendl / Shutterstock.com
В истории не было прецедентов, когда Центральные банки так долго проводили политику количественного смягчения, которую иногда называют «голубиной», рассказывает председатель Русского экономического общества имени Шарапова профессор Валентин Катасонов.
У Китая в торгово-экономической войне с США есть «ядерное оружие». Решится ли он его применить?
Деньги фактически стали бесплатными, а это своеобразный денежный наркотик. К нему прибегали денежные власти, но сроки исчислялись месяцами, а здесь уже целое десятилетие.
Целое десятилетие продолжается опаснейший для мировой экономики эксперимент. ЕС задаёт тон всему миру. Ключевую ставку в отрицательную зону увёл Центральный банк Японии (на заседании 19 сентября он сохранил её на отметке минус 0,1%). Кажется, готовы к уходу в «зазеркалье» и Соединённые Штаты.
США
С ураганом «Умберто», который внезапно появился у Восточного побережья США, можно сравнить ситуацию, которая развивается в экономике этой страны. Экспрессивный президент Дональд Трамп с завистью заглядывается на Евросоюз, который увлёкся проведением количественного смягчения. Трамп хочет так же и подначивает председателя ФРС Джерома Пауэлла.
ЕЦБ действует быстро, они пытаются и преуспевают в ослаблении евро относительно сильного доллара США. Федрезерв сидит и сидит. Они зарабатывают на привлечении денег, а мы платим за это проценты.
– написал Трамп в Twitter сразу после последнего заседания ЕЦБ, которое состоялось 12 сентября.
Выплата процентов – больной вопрос для главы Белого дома. Избираясь на пост, Трамп обещал снизить показатель госдолга, однако с 2017 года он вырос с 19 до 22 триллионов долларов.
Растущий госдолг становится дополнительным аргументом, почему США нуждаются в снижении ключевой ставки, продолжает профессор Валентин Катасонов. Там говорят:
Мы тратим бешеные деньги на обслуживание долга, давайте перейдём в отрицательную зону. Тогда мы вообще ничего не будем платить. Тогда нам, как должникам, будут платить кредиторы.
Может ли кредитор быть бедным? Пример России показывает, что может
Если Соединённые Штаты уведут ставку в минус, это может стать детонатором для развития мирового финансового кризиса. Насколько соблазнительна эта игра, настолько она и опасна. Впрочем, если кризис не начнётся в США, то он начнётся в другом месте.
Китай
В Поднебесной всегда ясно: рост ВВП – 6%, ключевая ставка – 4,25%, количественное смягчение, которым балуются США и Евросоюз, проводить нет необходимости. Но солнце в зените – лишь видимость. Тучи могут набежать за считаные мгновения. Всё дело в том, что Китай лишь демонстрирует миру красивую картинку. Официальная статистика далека от реального положения дел.
Главная проблема Китая – это теневой банкинг. Это тоже деньги, но не деньги ЦБ, а деньги, эмитируемые коммерческими банками. Я не исключаю, что именно Китай может стать очагом новой волны финансового кризиса,
– рассказывает председатель Русского экономического общества имени Шарапова профессор Валентин Катасонов.
ЕЦБ увеличивает дозы «денежных наркотиков» для экономики
Плохие долги – это проблема, знакомая всему миру. Это суверенные долги, долги банковского сектора и нефинансового сектора экономики, а также сектора домохозяйств. Если всё это сложить, то на сегодняшний день уровень долга по отношению к ВВП в США и Евросоюзе составит 300%. Столько же и в Китае, если судить по официальным данным, а если учитывать теневой банкинг, то наберётся все 600%.
Россия
Где начнётся новый кризис – в Китае, США или Европе, – пока доподлинно неизвестно. Но ясно одно: волна, которая поднимется в одном из государств, тут же накроет весь мир. Так было в 2008 году, когда выяснилось, что инновационные технологии изменили мировой финансовый рынок.
Огромные международные инвестиционные фонды и банки научились сами (без участия государственных Центробанков) создавать деньги практически из воздуха. На финансовом рынке образовалась дыра в триллионы долларов, что привело к падению нескольких крупнейших банков и самой глубокой с 1920-1930-х годов рецессии в мировой экономике.
Фото: Qown / Shutterstock.com
Каждый раз финансовые власти посыпают голову пеплом и говорят: «Мы извлекли уроки из кризиса». Валентин Катасонов продолжает:
Да никто ничего не извлекает. Кризисы – это большие бизнес-проекты, великие переделы. Говорить, что это какое-то случайное стечение обстоятельств, ошибки или недостаток опыта, было бы неверно.
Пока бенефициары снимают сливки с мировых финансовых кризисов, Россия всё сильнее погружается на дно мировой экономики. И самое слабое место – это зависимость: от нефти, доллара и иностранного экспорта. В 2008 году глубина кризиса в России была даже больше, чем в США, где он зародился. Эксперты прогнозируют повторение сценария 11-летней давности. Синоптики в таких случаях советуют закрыть окна и двери и избегать шатких конструкций…