Меняем Ургантов на Безруковых: На культурный фронт едет русская телега перемен
В Государстве Российском и русском обществе уже давно назрел запрос на ревизию культурной политики. По сути, на её "национализацию", возвращение к национальным истокам. И сегодняшняя военная спецоперация – идеальный вариант для этого. Так что же, воспользуемся моментом или вновь продолжим разжигать "голубые огоньки"?
Русская спецоперация на Украине в самом разгаре: "летят самолёты и танки горят". А что в это самое время поделывают наши "мастера культуры"? Как у Сергея Михалкова в хрестоматийном стихотворении: "Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал". А если без иносказаний: одни предали и сбежали из страны (в надежде, что пройдёт немного времени, и их "поймут и простят"), вторые – срочно "переобуваются", пытаясь сохранить насиженные места, третьи – "залегли на дно".
Благо, есть и четвёртые, выступающие на фронте, водружающие Знамена Победы на освобождённых землях, как бесстрашная Юля Чичерина. Или дающие концерты в госпиталях для наших раненых воинов, как Сергей Безруков. Вот только патриотов от культуры оказалось на удивление мало. И это явный тревожный сигнал: что-то явно не то и не так со всей нашей "культурной сферой".
Искусство переобувания
Забавно наблюдать, как главный сплетник страны, глянцево-богемный Андрей Малахов переключился в своей студии на гостей с тематикой "русская песня". Как старательно с чуть виноватой улыбкой пытается подтянуть казачьему распеву под гармошку и растерянно принимает в дар бутыль самогонки. Словно стыдливо извиняясь перед себе подобными: мол, что поделать – время такое, не до кальвадосов.
При этом совсем не забавно наблюдать картину экстренного переобувания гендиректора Большого театра Владимира Урина – одного из подписантов "антивоенного" письма деятелей культуры. Ещё недавно ставивший глумливые постмодернистские оперы Чернякова и скандальные гомо-балеты Серебренникова, бывший центром либерально-прогрессивной тусовки, "Большой" под руководством Урина вдруг собрался показывать балет "Спартак" советского классика Юрия Григоровича. В рамках благотворительной акции "Открытый занавес" под эгидой Минкультуры, сбор от которой пойдёт "в помощь семьям воинов, погибших в ходе проведения специальной военной операции РФ на Украине".
"Прозрение" произошло явно с косвенной подачи Владимира Путина, предложившего Валерию Гергиеву подумать об объединении "Мариинки" с "Большим". И прямого призыва Вячеслава Володина всем несогласным с СВО покинуть казённые места. А потому, наверное, стоит ждать подобных картинных жестов и от других наших культурных режиссёров. В том числе и таких противников спецоперации, как Константин Райкин, Евгений Миронов и Валерий Фокин? Или не стоит? Да, многие наверняка ныне хотели бы убрать свою подпись под известным письмом, стереть свои сетевые посты. Но интернет помнит всё.
Конечно, артистам, основная или значимая часть концертной жизни, заработка и благоустроенного жилья которых находится на Западе, как у Анны Нетребко и Владимира Спивакова, – в этом случае проще. Открестишься от Родины и от Путина, и тебя там, быть может, не тронут – дадут и дальше заниматься "чистым искусством". Только выбор люди в итоге всё равно делают разный: как те же Гергиев и Нетребко.
Осторожные "патриоты"
А вот как быть "артистам оригинального жанра" – таким, как Ваня Ургант? Смешить израильтян? Как-то с этим "кисло" выходит. Значит, надо ехать вспять – в суровую Россию. Хоть они давно и устали быть, как Б.Г., "послами рок-н-рола в неритмичной стране". Надо только чтобы заступился кто-то.
Вот и заступаются, как Дмитрий Песков, аттестуя Урганта "большим патриотом" – курам на смех. Или трогательно, как "серый кардинал" нашей либеральной творческой тусовки, а по совместительству – спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Который призвал не лишать отечественных деятелей культуры наград за их русофобские высказывания и предательскую позицию. Дескать, "деятели культуры – люди эмоциональные" и "с ними нужно разговаривать". Ну ровно как с трудными подростками!
А кому, спрашивается, "разговаривать" – опять президенту? Который ещё не так давно терпеливо выслушивал сногсшибательные предложения Александра Сокурова о добровольном роспуске страны? Сегодня он выражается уже осторожнее:
Мне кажется, я знаю, чем это всё завершится. Я мог бы сказать! Но пока не буду, потому что с моей стороны это будет неправильно.
Весьма разумная личная осторожность! Только вот её трудно оценить ребятам, которые сейчас выбивают из Мариуполя нацистов, теряя своих товарищей. А также мариупольцам, которых нацбатовцы держали в подвалах в заложниках, расстреливая за попытки бегства. И жителям Донбасса, которых уже восемь лет убивают укронацисты. И покалеченным в застенках СБУ. Им всем не понять – ни светлоликих "пацифистов", ни упорно отмалчивающихся, ни осторожничающих на всякий случай "мастеров культуры" – одни и другие как будто с разных планет.
А причём тут Минкультуры?
Разумеется, было бы странно и глупо предлагать немедленно и публично определить свою позицию всем "работникам творческого цеха". Попахивало бы казённой неискренностью. Глубокий, настоящий художник выражает себя в своём творчестве, а не в манифестациях. Шостакович написал во время блокады героическую "Седьмую симфонию". Ахматова – бессмертное стихотворение "Мужество", советские писатели, композиторы, художники создали без всякого принуждения множество патриотических и высокохудожественных вещей.
Можно сколько угодно недобрым словом вспоминать Сталина и сталинский режим. Но только во время Великой Отечественной вся наша культура истово служила своей стране и народу. И очень многие артисты рвались и выступали перед бойцами на передовой, собирали средства, передавали для нужд армии свои премии и гонорары. Хотя отдельного наркомата (министерства) культуры тогда не существовало. Возникает естественный вопрос: а что делает сегодня "для фронта, для победы" наше сегодняшнее Минкультуры?
Недавно председатель партии "Справедливая Россия – Патриоты – За правду" Сергей Миронов прямо обрушился на министра культуры Ольгу Любимову. Он предложил реформировать Минкультуры как не справляющееся со своими обязанностями в условиях войны с Западом, где культурная политика становится линией фронта. Наверное, не очень справедливо и неправильно требовать от министерства и его главы немедленной показушной "перестройки" с "демонстрацией флага".
Сергей Миронов предложил реформировать Минкультуры как не справляющееся со своими обязанностями. Фото: State Duma Russia / Globallookpress
Некорректно обвинять и саму Любимову чуть ли не во вредительстве: например, в нежданном пиратстве финнов, решивших арестовать на своей границе коллекции полотен Эрмитажа, Третьяковки и других наших галерей, возвращавшихся из Италии. Нынешний беспредел Запада по отношению к России – это действительно форс-мажор, к которому трудно было подготовиться. Да и Любимова не так уж долго работает на этом посту – всё непрозрачное хозяйство было выстроено её предшественниками, причём не только и не столько последним, нынешним "переговорщиком". Однако вопрос о реорганизации этого хозяйства отнюдь не праздный и давно перезревший.
В нынешних условиях спецоперации, когда речь идёт о самом существовании России, культура должна работать на единство и Победу. И уж никак не против них, даже с учётом всех творческих "загогогулин". Скажем, на днях в "Зверевском" центре современного искусства, в одном здании с рок-клубом "Археология" проходила выставка "нетвойнистов". С произведениями, недвусмысленно плюющими в спину русской армии, симпатизирующими её врагу, и фуршетом, на котором звучали тосты за победу Украины.
Слишком уж много подобного предательского, глумливого, деструктивного "самотёка" проходило у нас по "культурной статье" все эти годы. Мимо, а то и с опосредованной поддержкой министерства и других госучреждений. В результате страна получила, по меткому выражению писателя Феликса Разумовского, "идеологический дефолт", а молодёжь – самый настоящий сифилис совести и вкуса.
Работая во многом в системе рукопожатного междусобойчика, "культурная политика" привела к кризису русского драматического театра, к тому, что в кинотеатрах после ухода Голливуда оказалось мало что показывать. Писательство ушло в глубокую нишу, даже заслуженные художники ждут годами персональных выставок, вынуждены "бизнесовать". Про телевидение лучше вообще уж помолчать.
Зато в собственность или долгосрочную льготную аренду некоторые наши рукопожатные "генералы от культуры" получили весьма "сладкие" объекты недвижимости, участки земли в Москве, где построены доходные дома, торговые центры, рестораны. Среди таких – театр "Сатирикон" и "Фонд поддержки культуры и театральная школа Райкина" (Константин Райкин), театр "У Никитских ворот" (бенефициар Марк Розовский), театр "Школа современной пьесы" (бенефициар Иосиф Райхельгауз), а также "Центр им. Мейерхольда", "Школа Познера" и некоторые другие. Ничего личного?
Последний акт "Ревизора"
Согласно просочившейся в Сеть информации, ныне создана некая "межведомственная комиссия", которая в координации с правительством и контрольно-надзорными органами готовит рекомендации по аудиту бюджетных расходов на культуру. Генеральная прокуратура предположительно проверит вышеупомянутую передачу недвижимости и преференции отдельным "избранным" "культурным деятелям".
А Счётная палата, ФНС, правоохранительные органы вместе с независимым экспертным сообществом проанализируют обоснованность и соответствие целевому назначению выделения бюджетных средств на поддержку кинематографа, создание телесериалов и театральных постановок в период с 2012 по 2020 год.
На 2022–2024 годы на госпрограмму "Развитие культуры" (не считая расходов региональных бюджетов) определено ежегодно выделять из госбюджета от 144 до 160 млрд руб. У многих есть небеспочвенные подозрения, что немалая часть этих средств через многолетнюю разветвлённую систему "коррупционно-мировоззренческих связей" пойдёт на создание весьма сомнительных произведений. Как по идейно-нравственным, так и по художественным критериям. А этого страна себе позволить больше не может.
Что с того?
Действительно ли такая "высокая" ревизионная комиссия создана или это пробный шар, тестирующий общественное мнение? Мы не можем утверждать. Но ясно оно – наш себялюбивый и самозамкнутый "культурный муравейник" пора основательно разворошить. Ибо работает он гораздо больше на себя, чем на страну. А некоторые его "муравьи" так, возможно, ещё и на забугорного "дядю".
И последнее. Наше общество для этой генеральной ревизии культурной сферы давно созрело. Последние предательские высказывания, скоропостижные бегства за границу, отречения от страны в её тяжелейший период некоторых "деятелей культуры" лишь ярко высветили этот факт. И с этим явно пора заканчивать.