Менингит с доставкой на дом? Болезнь определяется за пару секунд — метод от профессора
Чем опасен менингит, каковы его симптомы? Как он передаётся и что необходимо сделать в первую очередь, если есть подозрения, что вы заболели? Об этом рассказал профессор Владислав Шафалинов.
В июле на одном из складов известного маркетплейса в Екатеринбурге Свердловской области произошла вспышка менингита. Десять человек заболели, двое из них скончались, причём в первые дни после инфицирования. К слову, это первая вспышка менингита в России за 30 лет. И после этого пошли разговоры о возможной передаче инфекции через посылки...
Руководство предприятия, где это всё произошло, сразу же ввело ограничения. Людей, работающих на складе, обязали носить маски и каждый день измерять температуру. Более 60 человек прошли вакцинацию.
В Свердловском управлении Роспотребнадзора заверили, что заразиться менингококком через посылку невозможно, бактерии долго не живут на поверхностях. Но самый эффективный способ защититься от болезни — сделать прививку.
Отметим, что менингококк — это бактерия, которая живёт в носоглотке человека и в некоторых случаях может вызвать воспаление оболочки головного мозга. Насколько тяжело или легко будет протекать болезнь, зависит от штамма.
Ведущая "Первого русского" Ольга Козловская обсудила эту тему с профессором, доктором медицинских наук Владиславом Шафалиновым в эфире программы "Вакцина правды".
Чем страшен менингит?
Ольга Козловская: Владислав Анатольевич, почему все так боятся слова "менингит"?
Владислав Шафалинов: Об этой болезни многие слышали с детства. И в ряде случаев она протекает тяжело и приводит к летальному исходу. У меня в семье есть те, кто переболел менингитом. И я с детства знал, что нельзя выходить на улицу с мокрой головой и без шапки в зимнюю погоду.
— То есть слова старшего поколения "не ходи без шапки, простудишься" или "высуши как следует голову после бассейна", особенно сказанные девочкам, это правомерно?
— Конечно, правомерно.
— А как передаётся менингит?
— Воздушно-капельным путем. От больного человека, когда он дышит или чихает. Если мы находимся с ним в одном помещении, то рискуем заразиться.
— Недавно вся страна всполошилась от новости о том, что на складе известного маркетплейса двое сотрудников заболели менингитом. Официальные источники после инцидента на складе уверяют нас, что те, кто получает посылки, ничем не рискуют. Это так?
— Сразу вспоминаются письма с сибирской язвой, которые рассылались в США лет двадцать назад… Тогда говорили, что это делали исламские террористы. Но потом один честный профессор из Штатов сказал, что это штамм сибирской язвы, который находился в американской лаборатории на военной базе. И после этого всё стихло.
Фото: Царьград
Предположить чисто теоретически, что у кого-то есть умысел заразить, наверное, мы можем. Есть такой механизм передачи. Поэтому мы так настороженно относимся к работе американских лабораторий и биолабораторий по всему миру, в том числе на Украине, где было, по-моему, около 30 лабораторий. Мы предполагаем, что это может быть использовано в качестве такого оружия. Но смысл травить простых людей? Этого я не понимаю. Даже с точки зрения военной мысли американской.
Опасны ли посылки?
— Сейчас доставка очень распространена. Мы заказываем и готовую еду, и продовольствие домой. Какие вы можете дать советы по тому, как избежать болезни, передающейся контактным путём?
— Пусть на меня не обижаются те, кто занимается доставкой. Но я против таких методов потребления. Тем более пищи. Когда ты входишь в ресторан, то, по крайней мере, видишь официантов и поваров. Некоторые рестораторы делают специально открытой кухню, чтобы через стекло можно было смотреть, как готовятся блюда. И это, конечно, очень красиво.
Что касается доставки, то ты совершенно не понимаешь, откуда доставляют этот продукт, кто его готовил и из каких продуктов. Я знаю, что молодёжь очень любит доставку, сейчас это модно. Но я не сторонник этого и не рекомендую.
— Владислав Анатольевич, а чем отличается менингит от гриппа или тяжело протекающего ОРВИ? Какие у него симптомы?
— Это важный вопрос. Есть разные этиологии менингита. Есть вирусные менингиты, бактериальные. Бактериальные — особенно тяжёлые. Они вызываются менингококком, пневмококком, золотистым стафилококком.
Фото: Царьград
Первые симптомы, которые должны насторожить, — это резкая головная боль. Также может быть спазм мышц шеи, который не позволяет человеку наклонить голову, коснуться подбородком груди. Любой врач это знает. Как только появляются подобные симптомы — это признаки менингита. Скорее всего, бактериальной природы. В таких случаях нужна госпитализация и своевременное лечение.
— То есть при менингите важна своевременная помощь. Но есть же случаи, когда врачи скорой помощи и врачи-педиатры пропускают это заболевание? Допустим, врач говорит, что у пациента грипп, что достаточно одного противовоспалительного, сбить жар, а дальше само пройдёт. Но человек понимает, что что-то не то. Что можно посоветовать, как быть в таких ситуациях?
—С тех пор, как я, будучи студентом, изучил менингит, то каждый раз, когда у меня поднималась температура до 39 градусов, я делал так: доставал подбородком до груди и понимал, что это не менингит. Это легко запомнить и коллегам, и родителям.
Фото: Царьград
— А могут ли родители сами сдать какие-то анализы и успокоиться по поводу того, есть у ребёнка или у кого-то из взрослых менингит, или нет?
— Самым точным методом диагностики менингита является спинно-мозговая пункция. Стандартный врач её точно не выполнит, поэтому надо ориентироваться в первую очередь на симптомы. А уже исходя из этого — назначать лечение. Собирать правильно жалобы, анамнез. Всё как нас учили. Ориентироваться на данные УЗИ…
Я не устаю повторять коллегам, что лабораторно-инструментальная диагностика — это дополнительные методы исследования. О чём сегодня забыли. Как только больной говорит о своих симптомах, врач сразу же говорит: идите на УЗИ, идите на КТ, сдавайте анализы. Вместо того чтобы больного посмотреть, оценить ситуацию. Потому что 75% диагнозов ставятся на основании правильно собранных жалоб и анамнеза заболевания, а также объективного осмотра.
— Наверное, потому, что это проще. Родители ведь могут обратиться и самостоятельно сходить на УЗИ, получить какое-то доказательство того, что никакой плохой болезни нет.
— Да, это проще. И проще таблетку от всех болезней. И вакцину. Это путь упрощения. Но врач не должен по нему идти.
Вакцинироваться или нет?
— Владислав Анатольевич, вот, вакцина от менингита. Как вы к ней относитесь?
— Так же, как и ко всем вакцинам. Я объясню свой скепсис. Я не говорю, что эта вакцина не уменьшает количество случаев, такое может быть. Но я очень глубоко изучал эту тему. И понимаю, что и с точки зрения пользы вакцин, и с точки зрения их вреда научных данных примерно одинаковое количество. Просто о пользе чаще говорят, это большие деньги. А то, где упоминается вред, затирается, это не хотят публиковать. По понятным причинам.
— Но мы же с вами понимаем, что если ребёнок в раннем возрасте переболеет менингитом, то последствия могут быть необратимыми?
— Но могут быть и обратимыми. Я бы предложил провести честное научное исследование. Правда, я не знаю, кто это оплачивать… Взять 10 млн привитых от менингита детей и 10 млн непривитых. И посмотреть, какой у них спред по заболеваемости менингитом. Где больше, где меньше, насколько больше, насколько меньше. Где наступили осложнения, где не наступили, где летальные исходы, где их нет. А дальше сравнить эти две огромные группы на предмет аутоиммунных заболеваний, бронхиальной астмы, сахарного диабета 1-го типа и других. И тогда мы с вами сразу всё поймём.
Фото: Царьград
Каждый родитель будет иметь право выбора, чего он больше боится: менингита, или, например, диабета 1-го типа, который вообще не лечится — и ребёнок пожизненно будет на инсулине.
— Я раньше рассуждала точно так же, как и вы. Но после того как моя старшая в возрасте трёх лет заболела коклюшем, это был долгий период. И уже со вторым ребёнком я решила планомерно вакцинироваться...
— Коклюш — это отдельная тема. Заболеть им опасно на первом году жизни. А прививка от коклюша (АКДС) стоит за так называемой эпидемией аутизма, как считают некоторые учёные. Поэтому я скептически к этому отношусь, изучаю.
— Владислав Анатольевич, а можно ли переболеть менингитом без последствий? Чтобы человек переболел, поправился — и никаких изменений ни в когнитивных функциях, ни в головном мозге на себе не ощутил. Такое возможно?
— Да, возможно. Моя мама, Царствие Небесное, в 17 лет перенесла менингит. В течение трёх недель тяжело болела, а потом вышла и сдала экзамены выпускные. Получила все пятёрки и медаль.
— Спасибо вам за содержательную беседу!