Крестьянин спас Александра II от студента-недоучки
Историк Петр Мультатули о первом из шести покушений на Императора Александра II
Александр II: Кто стоял за спиной убийц Царя-освободителя
4 (16) апреля 1866 года в Петербурге произошло доселе неслыханное в России событие: студент-недоучка Д. В. Каракозов неудачно стрелял в Императора Александра II, когда тот садился в коляску после прогулки в Летнем саду. Александра II спас крестьянин Костромской губернии О. И. Комиссаров, толкнувший злодейскую руку. Желая лучше разглядеть Государя, Комиссаров практически одновременно с Каракозовым стал пробираться вперёд и в момент покушения оказался рядом с террористом.
Позднее Комиссаров рассказывал:
Сам не знаю что, но сердце моё как-то особенно забилось, когда я увидел этого человека, который поспешно пробивался сквозь толпу, я невольно следил за ним, но потом, однако, забыл его, когда подошёл Государь. Вдруг вижу, что он вынул и целит пистолет: мигом представилось мне, что, коли брошусь на него или толкну его руку в сторону, он убьёт кого-либо другого или меня, и я невольно и с силой толкнул его руку кверху; затем ничего не помню, меня как самого отуманило".
В тот же вечер Император Александр II принял Осипа Комиссарова в Зимнем дворце, обняв его и горячо поблагодарив за спасение, наградил орденом Св. Владимира IV-й степени и возвёл в потомственные дворяне с присвоением фамилии Комиссаров-Костромской, так как Комиссаров происходил из Костромской губернии, родины Ивана Сусанина.
Кровавый халтурщик: К очередной годовщине покушения Степана Халтурина на Царя-Освободителя
Народ, узнав о чудесном избавлении Царя от смерти простым русским мужиком, ликовал. В Александровском театре публика приняла за Комиссарова одного из крестьян, бывшего очевидцем покушения и, несмотря на заверения последнего, что он вовсе не тот, за кого его принимают, прервала спектакль и устроила ему овацию. Во всех театрах в это день публика многократно требовала исполнения национального гимна "Боже, Царя храни", а в Большом театре назначенный на этот день балет "Дочь фараона" спешно заменили оперой М. И. Глинки, посвящённой подвигу Ивана Сусанина — "Жизнь за Царя".
Покушавшийся Каракозов тут же был схвачен и по распоряжению Императора подведён к нему. Государь спросил: "Ты поляк?". В этот момент бушевал кровавый мятеж польской шляхты. Террорист ответил: "Русский". "Почему же ты стрелял в меня?" — изумился Александр II. "Ты обманул народ", — услышал он в ответ. Арестованного после этих слов увели в III отделение. Государь сам из Летнего сада отправился прямо в Казанский собор — принести благодарение Богу за избавление от угрожавшей ему опасности.
Экспонат выставки — фигура Д. Каракозова в Самарском художественном музее. Фотохроника ТАСС
При Каракозове нашли прокламацию, в которой тот объяснял свою мотивацию:
Грустно, тяжко мне стало, что... погибает мой любимый народ, и вот я решил уничтожить царя-злодея и самому умереть за свой любезный народ. Удастся мне мой замысел — я умру с мыслью, что смертью своею принёс пользу дорогому моему другу — русскому мужику. А не удастся — так всё же я верую, что найдутся люди, которые пойдут по моему пути. Мне не удалось — им удастся. Для них смерть моя будет примером и вдохновит их".
Кто покушался на Николая II за три дня до "Кровавого воскресенья"
Однако на допросе Каракозов показал, что он болен психически, и поэтому к нему пришла мысль о цареубийстве: "Эта мысль родилась во мне в то время, когда я узнал о существовании партии, желающей произвести переворот в пользу Великого Князя Константина Николаевича. Обстоятельство, предшествовавшее совершению этого умысла и бывшее одною из главных побудительных причин для совершения преступления, была моя болезнь, тяжело подействовавшая на моё нравственное состояние. Она повела сначала меня к мысли о самоубийстве, а потом, когда представилась цель не умереть даром, а принести этим пользу народу, то придала мне энергии к совершению моего замысла. Что касается до личностей, руководивших мною в совершении этого преступления и употребивших для этого какие-либо средства, то я объявляю, что таких личностей не было".
При этом Каракозов нисколько не раскаивался в содеянном. На следствии он патетически восклицал: "Если бы у меня было сто жизней, а не одна, и если бы народ потребовал, чтобы я все эти сто жизней принёс в жертву народному благу, клянусь всем, что только есть святого, что я ни минуты не поколебался бы принести такую жертву". Но сделать из несостоявшегося убийцы героя-мученика не получилось. Вместо гордой смерти, которой ждали от Каракозова революционеры, последовало прошение о помиловании. Случилось это как только Каракозов узнал о приговоре: "По лишении всех прав состояния казнить смертию через повешение". Тогда Каракозов стал вести совсем иные речи: "Преступление моё так ужасно, что я, Государь, не смею и думать о малейшем хотя бы смягчении заслуженного мною наказания. Но клянусь, Государь, в свои последние минуты, что если бы не это ужасное болезненное состояние, в котором я находился со времени моей тяжелой нервной болезни, я не совершил бы этого ужасного преступления. Государь, я прошу у Вас прощения как христианин у христианина, как человек у человека".
На это Александр II ответил:
Как христианин я его простил. Но как Государь не имею права".
Следствие установило, что Каракозов принадлежал к руководимому его двоюродным братом Н. А. Ишутиным московскому тайному кружку, состоявшему преимущественно из учащейся молодёжи, вольнослушателей университета, студентов Петровской земледельческой академии и воспитанников других учебных заведений.
Участники российского студенческого движения "Народник", 1870-е годы. Фото: www.globallookpress.com
На допросах члены ишутинских "Организации" и "Ада", готовивших убийство Александра II, рассказывали о своих целях и тактике:
Боже, Царя храни! История появления первого российского гимна
"Первая и главная цель — истребление правительства, каково бы оно ни было, начиная с монархического и кончая революционным, навести панику и на народ, и на правительство, и с помощью известных им средств, распространением в главных городах России только крайне социалистических убеждений, заведением обществ захватить правление в свои руки, чтобы осуществить другую цель — устроить государство на крайних социальных началах вроде идеала Фурье. Средства: 1) пропаганда социалистических убеждений в народе, заведение обществ в главных городах России, ассоциации, сближение с рабочими, доставание денег всеми возможными путями, даже если бы нужно было прибегать к воровству и убийству, занятие казённых мест по почтовому ведомству, где легко возможна была кража больших денег, например, при пересылке податей, и, наконец, ближайшее цареубийство. Устав. Общество организуется, то есть пополняется членами, самым осторожным образом: вновь вступающий должен быть известен за человека социальных убеждений и связать себя готовностью сейчас совершить в пользу общества что-нибудь или обещанием совершения чего-нибудь.
Что же касается самих членов, то каждый из них имеет известную обязанность, неисполнение которой или уклонение влечёт за собою смерть, для чего существует в самом обществе тесный кружок, тайный, называемый "адом" или "мортусами", у которого, кроме официальных обязанностей, ещё есть прямая обязанность — цареубийство. Членом "ада" можно сделаться не иначе, как по жребию, то есть вынуть из двух билетов один, и если на нём будет написано «смерть», то испытуемый должен тут же умереть или его убьют испытующие. Если же он вынет билет с надписью «жизнь», то он делается членом-мортусом".
По каракозовскому делу было привлечено 197 человек — членов тайных организаций, предано суду 36 человек, приговорено к смертной казни двое — Ишутин и Каракозов, — казнён один — Каракозов.
Покушение на Государя потрясло общество, но вовсе не все его представители осуждали террориста. И. Е. Репин воспоминал:
Первое покушение на жизнь Александра II озадачило всех простых людей до столбняка. Вместе с народною молвою средние обыватели Питера быстро установили, что это дело помещиков — за то, что у них отняли их собственность крепостных; вот они и решились извести Царя. Интеллигенция, конечно, думала иначе".
О чём думала "интеллигенция", точно описал исследователь эпохи 1860-х годов Б. П. Козьмин:
Каракозов и его покушение — обычная тема для разговоров в среде революционной молодёжи того времени".