Консервативная революция святителя Игнатия (Брянчанинова)
13 мая – память святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского
Для России XIX столетие стало эпохой возвращения к истокам. Постепенного, далеко не всегда и во всем последовательного. Но в значительной степени очистившего нашу страну от того чужеземного морока, который накрыл ее в столетии XVIII.
Увы, "век дворцовых переворотов" затронул и Русскую Церковь. Она лишилась канонической системы управления. Вместо Патриархов ей стали руководить обер-прокуроры - светские люди в париках и сюртуках западного покроя. А в российских духовных школах - семинариях и академиях - тогда все больше склонялись либо к католической схоластике, либо к еще более далекому от Православия протестантизму.
Но подобно тому, как Александр III одним своим внешним видом перечеркнул эпоху, в которой русским боярам насильно рубили бороды, символом возвращения Русской Церкви к ее святоотеческим истокам стал святитель Игнатий (Брянчанинов).
ИЗ ТВОРЕНИЙ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ (БРЯНЧАНИНОВА)
"Чтение отцов с полною ясностию убедило меня, что спасение в недрах Российской Церкви несомненно, чего лишены вероисповедания Западной Европы как не сохранившие в целости ни догматического, ни нравственного учения…"
Будущий святитель родился 6 февраля 1807 года на Вологодчине в дворянской семье. Будучи с юных лет склонным к духовным трудам, он, тем не менее, уступил отцу, поступив в Военное инженерное училище.
В период учебы юный Брянчанинов бывает на великосветских приемах, знакомится с Пушкиным и Жуковским, Крыловым и Гнедичем. Многие восхищаются его литературными опытами, и даже император Николай I обращает внимание на подающего надежды воспитанника военного училища. Однако в итоге Брянчанинов оставит офицерскую службу и посвятит жизнь Церкви.
В церковной иерархии святитель Игнатий занял высшую ступень, став в 1857 году епископом Кавказским. Однако он всегда тяготился высокими должностями, а потому после 4 лет епископского служения ушел на покой. Главным делом его жизни стало возвращение русским людям святоотеческого наследия, адаптированного для современного читателя.
В своем творчестве Игнатий (Брянчанинов) настаивал: "христианство - не гуманистическое учение. Важнейшая составляющая православной веры - жесткая, бескомпромиссная борьба с грехами, освобождение от которых является подлинной (а не либеральной) свободой".
В этой бескомпромиссности святитель был готов противостоять любым современным ему авторитетам. Единственный критерий истинности он видел в Священном Писании и Предании Православной Церкви.
ИЗ ТВОРЕНИЙ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ (БРЯНЧАНИНОВА)
"Каждый шаг в невидимой борьбе нашей ознаменован подвигом, ознаменован страданием, окроплен потом усиленного насилия над собою… Вот тот тесный и прискорбный путь, устланный тернием, по которому ведет грешника к примирению с Богом молитвенный плач пред Богом".
За годы служения святитель Игнатий (Брянчанинов) написал десятки богословских трудов, однако сфера его интересов не ограничивалась только этим. Он очень много говорил и писал о жизни современного ему мира, в том числе и о геополитике. Решительно обличая наших так называемых западных партнеров и предсказывая возрождение величества России, потрясенного в годы Крымской войны.
ИЗ ТВОРЕНИЙ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ (БРЯНЧАНИНОВА)
"Европейские народы всегда завидовали России и всегда старались сделать ей зло. Естественно, что и на будущие века они будут следовать той же системе. Но не стоит этого бояться".
"Вся Малая Азия может подняться… против врагов человечества Англичан и временных их союзников… влияние России на Востоке, потрясенное на минуту… восстанавливается в новом величии, в новой грозе, грозе благотворной".
"Мы не удивимся, если… увидим Германию, вместе с Россиею идущею на Париж, расторгающею злокачественный союз, и потом всю Европу, устремленную для обуздания Англичан - этих бесчеловечных и злохитрых Карфагенян".
Читая эти слова, ловишь себя на мысли, что святитель Игнатий написал их не полтора столетия назад, а буквально сегодня. А это значит, что та борьба, на которую, вооружившись молитвой, аскезой и наследием святых отцов, поднялся владыка, продолжается.