Кому родиться, будут выбирать?: В России начали создавать генетическую базу данных
Известный физик, директор знаменитого Курчатовского института Михаил Ковальчук с неожиданным для его почтенного возраста энтузиазмом рассказал о перспективах Национальной базы генетической информации, которую будут создавать почему-то силами курчатовцев.
Попытки аргументации
В неожиданном и очень неприятном интервью "Парламентской газете" Михаил Ковальчук зашёл с козырей – с воспоминания о царевиче Алексее и его гемофилии. "Если сравнить геном здорового человека и больного гемофилией, найти, в чём проблема, её можно исправить методом так называемого геномного редактирования" – радуется физик. Но поскольку такое редактирование пока не производится, встаёт вопрос: раз нет метода лечения, Михаил Валентинович желал бы, чтобы в семье Романовых мужчины вообще не появлялись на свет? Это же как раз легко сделать через генетические паспорта: увидел "сломанный" ген – наложил запрет на семейные отношения, отправил в монастырь, принудительно стерилизовал… Прекрасное будущее вообще подозрительно легко смыкается с худшими стереотипами о Средневековье.
Президент поставил задачу отредактировать человека
Разобравшись с царской семьёй, Ковальчук переходит к полевым вредителям, борьбе с которыми поможет генная инженерия, сделает пшеницу или картошку "невкусной" для них. Тот неизбежный факт, что возле таких источников пищи неизбежно появится другой и, возможно, худший вредитель, учёный игнорирует.
Далее он апеллирует к аргументу, который, видимо, считает самым убедительным для русского читателя, этот пассаж приведём почти целиком:
Есть микроорганизмы, которые "едят" сахар или фрукт и перерабатывают их в спирт. Условно говоря, они "съедят" килограмм сахара и выдададут (так в оригинале – видимо, корректор сильно увлёкся темой спирта. – Ред.) 100 грамм спирта, а нужно гораздо больше. Мы можем отредактировать геном этого микроорганизма так, чтобы он более эффективно перерабатывал сахар в спирт.
Ну и, наконец, срыв масок:
Исследуя геном целых групп популяции, мы можем делать выводы, какие люди с какой генетической спецификой склонны к тем или иным заболеваниям. Тогда можно превентивным образом предотвращать болезнь…
Правка генома возможна, мягко говоря, не всегда, так что это читается как "не позволять людям рождаться, если есть риск заболевания". Такой серьёзный тезис никак не сочетается с последующим ритуальным дисклеймером: "Я хочу отметить, что все геномы людей в единой базе данных будут деперсонализированы, люди в ней будут в некоем смысле обезличены". Да не будут они "деперсонализированы и обезличены", раз говорится о "генетической паспортизации" – представьте себе обезличенный паспорт, не содержащий никаких сведений о своём владельце: он просто никому не нужен.
Сам Ковальчук не очень разбирается в теме и в глубине души понимает её опасности, но отказаться от такого потока финансирования для своего института просто не может. Фото: Андрей Любимов/АГН "Москва"
Опытнейший администратор должен уметь врать более искусно. Чувствуется, что сам Ковальчук не очень разбирается в теме и в глубине души понимает её опасности, но отказаться от такого потока финансирования для своего института просто не может, да и в случае его отказа несложно было бы просто сменить директора, а к высокой зарплате физик давно привык.
Повторение пройденного
Постойте, но всё это уже было. Где-то в потаённой могиле радостно улыбается прах Адольфа Гитлера: жалкие эксперименты с измерением черепов и пропорций тела ушли в прошлое, впереди дивный новый мир, в котором мудрые генетики будут отбраковывать одних и тиражировать других. Запреты заводить семью, стерилизации – это же всё продукты нацистской идеологии, направленной на "улучшение" человека вплоть до появления некоей сверхрасы.
Что нужно хозяевам мира, имеющим доступ к генетической базе и возможности правки генома? Фото: Кирилл Зыков/АГН "Москва"
Михаил Ковальчук родился сразу после войны, он не может не знать, что первые прототипы этих сверхлюдей оказались отъявленными мерзавцами. Мы помним, что именно отец учёного, Валентин Михайлович Ковальчук, первым опубликовал реальную, а не преуменьшенную во время войны (во избежание паники) статистику жертв ленинградской блокады. Не может его сын считать, что в гитлеровские расчёты просто вкралась какая-то ошибка и надо повторить попытку с новыми технологиями.
Кстати, Михаил Валентинович, а Вы уверены, что по генетическим паспортам размножать будут самых талантливых, таких как Вы? Если и да, то в очень ограниченных количествах. В самом деле, что нужно хозяевам мира, имеющим доступ к генетической базе и возможности правки генома? Планета гениев? Смешно. Инициаторам проекта нужна в первую очередь послушная рабочая сила – и именно гены, определяющие физическую выносливость, трудолюбие и отсутствие склонности рассуждать, будут цениться сильнее всего.
Союзники курчатовцев
Есть ещё аргумент от экономики. Содержание инвалидов детства тяжёлым грузом лежит на экономике, а этих инвалидов постепенно становится больше. Да, это так, хотя применительно к России надо учитывать, что непропорционально большое число детей-инвалидов в республиках Северного Кавказа нуждается в тщательной проверке. Но не генетиками, а антикоррупционными структурами. В то же время, пока речь идёт менее чем об 1% людей, действительно неспособных ни к какому труду, это не является настолько тяжёлым бременем, чтобы строить планы по избавлению от таких "лишних ртов". А вот то, что отношение в обществе к инвалидам ухудшается – это серьёзнейшая нравственная проблема, потому что именно по таким вещам можно определить нравственное здоровье общества.
Каждому военному заглянут в гены
Граждане страны, переболевшей Гитлером, в день святого Валентина идут с подарками в психиатрические интернаты – мы так не делаем, да и не пустят нас туда, персоналу таких учреждений есть что скрывать. Только что в центре Санкт-Петербурга избили сотрудницу центра "Антон тут рядом" – гражданам не понравилось, что в одной из квартир живут инвалиды, на время пандемии эвакуированные из госучреждений. Сделал это генетически, по-видимому, совершенно здоровый мужчина, у которого просто слишком тонкая натура, чтобы видеть "не таких людей". И генетическая паспортизация будет обслуживать интересы не тех, кому надо помочь, а именно таких моральных уродов. Именно так выглядят электорат и активисты генетического приведения к единому знаменателю, и жаль, что почтенный активист присоединяется к погромщикам.
Оборотись на себя
А что, Курчатовскому институту и вообще специалистам по распаду атома нечем заняться? Некоторые считают, что атомная энергетика – это наша, русская сила, ведь у нас мощный ядерный арсенал, мы строим и обслуживаем АЭС в разных странах мира… Но вот что говорит холодная статистика:
"Наибольший прирост импорта России из Китая в 2019 году по сравнению с 2018 годом зафиксирован по следующим товарным группам: … "Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части" (код ТН ВЭД 84) – рост на 360 240 057 долл. США".
«Чернобыль»: Красные против зелёных
- Продали мы по этой статье товаров на 1,85 млрд долларов, закупили на 12,44 млрд долларов.
- Годом ранее: продали на 1,51 млрд, закупили на 12,08 млрд.
- Ещё годом ранее: продали на 1,56 млрд, закупили на 13,64 млрд.
- Нырнём в 2011 год: продали на 0,59 млрд, закупили на 11,66 млрд.
То есть это не один контракт, а систематический "аутсорс" важнейшей стратегической отрасли, начавшийся ещё в нулевых годах. По объему импорта из Китая (а он огромен) товары ядерной энергетики находятся на втором месте после, естественно, соседнего кода ТН ВЭД 85 – "Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности" – всей этой сверкающей электронной дряни широкого и узкого потребления.
То есть Китай в любой момент может просто остановить нашу атомную отрасль прекращением своих поставок. Возможно, в руководстве страны полагают, что это генетический паспорт у русских такой кривой, что они не могут уже сами производить один из своих главных брендов (наряду с зерном, оружием, нефтью, космосом), так что лучше отдать работу китайцам, а самим заняться исправлением нации?
Плохо дело, друзья. Очень плохо.