Каждая шестая пенсия с ошибкой не в нашу пользу: ПФР точно нужен?
Кто был ничем, тот стал прожорливым ничем. Пенсионный фонд России вошёл в число самых неэффективных организаций планеты.
Они поумнели
Комитет Государственной думы по бюджету и налогам рекомендовал Госдуме принять в первом чтении правительственный законопроект "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов". Времени осталось совсем мало – выплаты пенсий не должны прерываться, – поэтому можно не сомневаться в том, что депутаты пропустят документ достаточно быстро. Хотя, конечно, без ритуальных предвыборных упрёков в расточительстве не обойдётся.
Сейчас на содержание прежде построенных дворцов уходит даже больше денег, чем на приобретение новых помещений (здание Пенсионного фонда в Кирове). Фото: Maksim Gulyachik/Shutterstock
Тем более что определённые выводы новое руководство Пенсионного фонда всё же сделало: Максим Топилин явно не настроен возводить шикарные здания, которые так любил его предшественник Антон Дроздов. В 2018 году одёрнуть Дроздова был вынужден сам президент:
Они слишком размахнулись со своими апартаментами. Людей это раздражает. И я это также поддерживаю. По оценкам, общая стоимость этих объектов (дворцов ПФР – ред.) – 120 миллиардов рублей.
Сейчас на содержание прежде построенных дворцов уходит даже больше денег, чем на приобретение новых помещений. На 2021 год ПФР запланировал себе достаточно скромные расширения – 706 миллионов рублей на покупку зданий под отделение ПФР по Свердловской области и Центры по выплате пенсий и обработке информации Крыма и Курганской области. Если учесть, что Екатеринбург и Симферополь – далеко не самые дешёвые города России, то указанная сумма за 9,5 тыс. метров офисной площади выглядит почти адекватной ценой. К ней не придралась даже Счётная палата, в целом раскритиковавшая работу фонда. А в Кургане фонд сейчас ютится в настолько неудобных и для сотрудников, и для посетителей помещениях, что новоселье просто необходимо.
Дорогие бедняки
Всё это справедливо, если, конечно, считать необходимым существование самого́ Пенсионного фонда. Функции этой организации совершенно непонятны. По ссылке в начале статьи вы можете получить очень подробную "разблюдовку" доходов и расходов ПФР на 2021-23 годы (она там разбросана в приложениях к законопроекту), и если не испугаетесь цифр, то придёте к простому выводу: функция ПФР состоит в получении денег из бюджета и трате их на пенсии, пособия и себя.
Знаете, сколько стоит в России одна только доставка пенсий? Сам факт передачи их из Пенсионного фонда гражданам? 42,4 миллиарда рублей в год в 2021-м, а дальше будет расти, и быстрее планируемой инфляции.
А ещё 124 тысячи сотрудников ПФР обойдутся России в 2021 году в 90,1 миллиарда рублей ежегодно (средняя зарплата обещает быть на 10% ниже аналогичной по России). На закупку товаров и услуг уйдёт почти 30 миллиардов: из них полтора миллиарда на капитальный ремонт тех самых ранее построенных дворцов, 13,6 млрд – на текущие закупки и более 14 млрд – на информатизацию, под которую можно списать что угодно. К слову, и Счётная палата критикует этот раздел трат.
В общей сложности на нужды ПФР уходит 1,3% от общего объёма пенсионных расходов страны (без учёта расходов на доставку пенсий). Вроде бы и немного – если бы эти люди нормально делали свою работу. Увы, сплошь и рядом дело обстоит в точности до наоборот.
Почти 10% текущих закупок фонда уходит на оплату почтовых услуг (про миллиарды на цифровизацию тоже помним), но делать запросы о местах работы граждан здесь часто отказываются: человек должен сам разыскивать несуществующие организации и получать в них нужные справки. В фонде предпочитают не сообщать гражданам об их правах на надбавки, каждая шестая (!) пенсия начислена с ошибками, и, как правило, не в пользу пенсионеров.
Пенсионный фонд России убыточен сам по себе, но помимо прочего, он ещё и моральный банкрот.
Русская Америка – пенсионный мутант
Вспомним, сам этот фонд был создан в 1990 году при подготовке к разделению Советского Союза. Бориса Ельцина тогда поддерживали некоторые сильные, по нашим меркам, отечественные экономисты, но опыта работы в рыночной системе у них было 0 часов 0 минут на всех, вместе взятых. Поэтому реально контуры будущей экономики новой страны были очерчены в США. Это хорошо видно сейчас – наша экономика, и в первую очередь, как раз социальная система, выглядят пародией на американскую и совершенно не похожи на европейскую.
В Фонде предпочитают не сообщать гражданам об их правах на надбавки, каждая шестая (!) пенсия начислена с ошибками, и, как правило, не в пользу пенсионеров. Фото: Zamir Usmanov/Global Look Press
А дальше мы включили свою специфику.
Во-первых, система негосударственных пенсионных фондов, которая является основой американского пенсионного обеспечения, у нас толком не заработала – ею пользуются либо богатые, либо из-под палки.
Во-вторых, общий для всего мира закон распухания бюрократических структур у нас носит характер абсолютного императива: в американском аналоге нашего ПФР работают около 60 тысяч человек, у нас – более чем вдвое больше. Соотношение населения – противоположное. И это ещё цветочки – в Швеции в 14 раз меньше людей и в 122 раза меньше сотрудников Пенсионного фонда. При том, что пенсионное обеспечение у шведов – на загляденье и нам на зависть.
Кроме того, мы придумали свою логику выделения Пенсионного фонда в отдельную структуру: бюджетные деньги, дескать, имеют обыкновение перемещаться из статьи в статью, а средства пенсионеров должны быть под надёжной защитой! Не поспоришь, но кто мешает сделать пенсионные статьи бюджета полностью защищёнными? Похоже, само правительство не верит в способность своих шаловливых ручек удержаться от того, чтобы что-нибудь секвестировать. Так, повышение пенсий в 2021 году уже окажется ниже ожидаемого, ниже обещанной "тысячи в среднем", и это только начало.
Зато расходы Пенсионного фонда будут расти, даже несмотря на отказ от индексации невеликих зарплат великого числа его сотрудников.
Сама по себе служба, обеспечивающая своевременный обсчёт пенсий и бесперебойную их доставку, необходима. Это вполне может быть подразделение Минтрудсоцзащиты примерно на 15 тысяч человек – с куда меньшим числом зданий и куда более высокими зарплатами, чем сейчас. А в своём нынешнем виде Пенсионный фонд, если говорить честно, очевидный паразит на небогатом бюджете российских пенсионеров.