Расследования Царьграда – плод совместной работы группы аналитиков и экспертов. Мы вскрываем механизм работы олигархических корпораций, анатомию подготовки цветных революций, структуру преступных этнических группировок. Мы обнажаем неприглядные факты и показываем опасные тенденции, не даём покоя прокуратуре и следственным органам, губернаторам и "авторитетам". Мы защищаем Россию не просто словом, а свидетельствами и документами.
«Люди, события, факты» - вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. А мы о них говорим. Это рубрика о самых актуальных событиях. Интересные сюжеты и горячие репортажи, нескучные интервью и яркие мнения.
События внутренней, внешней и международной политики, политические интриги и тайны, невидимые рычаги принятия публичных решений, закулисье переговоров, аналитика по произошедшим событиям и прогнозы на ближайшее будущее и перспективные тенденции, публичные лица мировой политики и их "серые кардиналы", заговоры против России и разоблачения отечественной "пятой колонны" – всё это и многое вы найдёте в материалах отдела политики Царьграда.
Идеологический отдел Царьграда – это фабрика русских смыслов. Мы не раскрываем подковёрные интриги, не "изобретаем велосипеды" и не "открываем Америку". Мы возвращаем утраченные смыслы очевидным вещам. Россия – великая православная держава с тысячелетней историей. Русская Церковь – основа нашей государственности и культуры. Москва – Третий Рим. Русский – тот, кто искренне любит Россию, её историю и культуру. Семья – союз мужчины и женщины. И их дети. Желательно, много детей. Народосбережение – ключевая задача государства. Задача, которую невозможно решить без внятной идеологии.
Экономический отдел телеканала «Царьград» является единственным среди всех крупных СМИ, который отвергает либерально-монетаристские принципы. Мы являемся противниками встраивания России в глобалисткую систему мироустройства, выступаем за экономический суверенитет и независимость нашего государства.
Катар: Простор для вариантов большой
Фото: Царьград
Катар Ближний Восток Международная политика

Катар: Простор для вариантов большой

Конфликт вокруг Катара обещает интересные политические комбинации для главных игроков на Ближнем Востоке

В принципе, это могло бы звучать в качестве политического анекдота - Маврикий тоже разорвал дипломатические отношения с Катаром. Однако на фоне развивающегося конфликта последнего с целым рядом ключевых арабских стран демарш такого "важного" международного игрока как Маврикий демонстрирует, что разрыв между Катаром и другими арабами - процесс вполне управляемый. И управляет им Саудовская Аравия, которая явно выстраивает очередную коалицию во главе с собою, как это уже происходило вокруг Йемена.

Соответственно, все версии, что прозвучали уже в связи с этим событиями, имеют собственную ценность. Но сводятся всё же к одному вечному вопросу - вопросу о власти. Речь, по сути, идёт о том, кто будет возглавлять арабов в будущих вызовах на Ближнем Востоке - ваххабиты Ас-Сауды или ваххабиты Ат-Тани.

История конфликта 

Именно религиозно-политическое противостояние между Катаром и Саудовской Аравией назвал в качестве главной причины конфликта один из ведущих в России специалистов по ближневосточному региону, научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.

"Противоречия и противостояние между Катаром и Аравией существуют давно, - отметил он. - Они связаны, во-первых, с религиозно-идеологическими моментами, поскольку Катар поддерживает доктрину "Братьев-мусульман" (запрещены в РФ), а Эр-Рияд исповедует ваххабизм. В этом есть противоречие - оно выливается и в политические противостояния". 

Ваххабиты и те, и другие, поведал эксперт. Но именно "Братья-мусульмане" в Саудовской Аравии запрещены. "Аравия поддерживает ваххабитские группировки, но другие, и между ними иногда бывают столкновения, также влияющие на отношения этих стран, - рассказал Долгов, напомнив, что "эта страна, как и ОАЭ, обвиняла Катар в том, что он потворствовал созданию и деятельности на территории этих государств ячеек этого движения", имея в виду "Братьев-мусульман". 

Можно добавить к этому, что саудиты и катарцы по-разному интерпретируют учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, причём правящая династия Катара берёт на себя исключительно право "верно" толковать постулаты ваххабизма, так как ведёт свою родословную от самого аль-Ваххаба. С этих позиций катарские учёные-богословы критикуют Ас-Саудов за то, что те слишком жёстко понимают и применяют идеи ваххабизма. Разумеется, последним, которых многие правящие дома на Ближнем Востоке считают неродовитыми выскочками, подобная критика нравиться никак не может: ведь Сауды, указывая на то, что в их стране хранятся главные святыни ислама, претендуют на этом основании на право предводительствовать всем мусульманским миром. 

Таким образом, что "Братья-мусульмане", что тем более запрещённый в России "халифат" ИГ объективно становятся противниками саудитов, поскольку не желают признавать их права на руководство. А Катар, который тоже этому сопротивляется, ради чего и поддерживает террористов, точно так же объективно становится врагом Эр-Рияда. "Сейчас столица Катара Доха также проводит политику поддержки движения "Братьев-мусульман" в Египте. В этом плане обвинения Катара со стороны Саудовской Аравии в какой-то степени правомерны, потому что это действительно способствует террористической активности в стране", - высказал мнение Борис Долгов.

Вот в Эр-Рияде вдруг и "прозрели". Какой сюрприз! Катар поддерживает ИГИЛ! Надо же, а мы и не подозревали! 

На самом деле саудовцы тоже долго поддерживали ИГИЛ и даже не особенно это скрывали. Действительно, зачем упускать из рук такой мощный таран, который может реально подорвать обстановку в любой мусульманской стране? Но проблема в том, что подобного рода Франкенштейны рано или поздно всегда стремятся пожрать своих создателей, как только начинают меняться условия существования. ИГ перерос своих создателей, но в то же время заметно ослаб после ряда поражений, нанесённых ему в Сирии. Потому за него стали браться всерьёз в Вашингтоне, где превалирующей стала идея не опоздать к дележу наследства "халифата", с беспощадной бесчувственностью машины додавливаемого русскими и сирийскими войсками. 

 Боевики террористической организации Боевики террористической организации "Исламское государство". Фото: Handout /Zuma/TASS 

Что дальше 

В связи со всеми этими обстоятельствами и саудиты, и катарцы попали в логическую ловушку. Саудовской Аравии нужна власть над мусульманским миром. Поэтому она поддерживает тех радикалов в нём, которые готовы послушно выполнять волю Эр-Рияда. Но та же шальная нефть (а в случае Катара - газ) обогатила не только Саудовскую Аравию. Но если Кувейт, Эмираты, Бахрейн, в какой-то степени Оман на подрыв саудовского первенства не ориентируются, то катарским властителям буквально снесло голову от лютых доходов за природное топливо. Деньги требовали конвертировать их в политическое влияние. 

А как это сделать? Рецепт давно написан устроителями "арабской весны". Тесно связанная с саудитами семья Клинтонов, которая сама является "руками" наднациональных банкстеров, условно воплощаемых в образе Джорджа Сороса, хорошо показала, как достигаются нужные политические результаты даже во вполне стабильных странах. Лично Хиллари приложила руку к дестабилизации Туниса и Египта, к разрушению Ливии, к военной буче в Йемене и в Сирии. Как оказалось, достаточно лишь денег и пропаганды, а также хоть прообраза экстремистской группировки, не боящейся крови, - и дело будет сделано. 

Денег у Катара много. В качестве пропагандистского рупора - наднациональная телекомпания "Аль-Джазира". Экстремисты тоже наготове - те же "Братья-мусульмане, ИГ, "Джебхат ан-Нусра" и другие.

Но вот тут и крылась основная проблема, приведшая к нынешним событиям. В регионе есть и другие центры силы, которые не согласны с лидерством ни Эр-Рияда, ни тем более Дохи, которая и воевать-то как следует не умеет. 

Во-первых, это Турция, президент которой с ностальгией вспоминает те времена, когда именно Османская империя правила и руководила всем, а султаны турецкие были также и религиозными лидерами мусульман, причём неоспоримыми.

Во-вторых, это Иран - страна вообще иной, персидской цивилизации, и иной, шиитской, духовности.

В-третьих, это Россия, которая, как обычно, многолика, и в своей на пятую часть духовной ипостаси может считаться одной из мощнейших мусульманских стран мира.

Ну, и в-четвёртых, это США, которые, правда, местной региональной страной не являются, но поскольку по обычаю ведут себя как к каждой бочке затычка - в ближневосточном регионе влиянием пользуются большим. Это даже если не принимать во внимание неубиваемый плацдарм Америки здесь - Израиль. А его не принимать во внимание никак не получается. 

И вот в этой раскладке Катар со своими амбициями оказался помехой для всех. Ну почти. То, что Иран уже предложил снабжать его продовольствием и товарами в условиях неизбежного перекрытия Саудовской Аравией единственного сухопутного пути снабжения - жест красноречивый. Ирану раскол среди суннитов выгоден, тем более, что можно ожидать очередных волнений среди шиитского населения Саудовской Аравии, Бахрейна, Йемена. 

Какой-то выигрыш, по мнению политологов, от этого раскола может получить Турция. Её противостояние с саудитами не носит пока остро конфликтного характера, но он есть. А с Катаром у Турции отношения более доверительные - вплоть до совместного снабжения и контроля отдельных антиправительственных группировок в Сирии. Прямой расчёт заставляет теперь Доху обращаться к Анкаре, покупая её политическую поддержку деньгами. 

Выигрыш - при том, что Катар был подчас весьма досадной помехой для Москвы - ожидает, по мнению аналитиков, и Россию. Здесь речь может идти даже о двух выигрышах. Во-первых, нынешний кризис ставит окончательную политическую точку на проекте газопровода Катар - Европа. Того самого, из-за которого чуть было не разорвали Сирию. Во-вторых, недавние контакты между российскими энергетиками и представителями соответствующих катарских компаний показали, что мирный раздел рынков газа не просто возможен, но уже в процессе. Во всяком случае, намёк, озвученный министром энергетики РФ Александром Новаком, о том, что "компания НОВАТЭК заинтересована в том, что бы совместно с катарской компанией участвовать в рынках реализации сжиженного природного газа", может означать только одно: Катару сделано предложение перестать быть конкурентом русского проекта "Ямал СПГ", а рынки осваивать совместно. И нынешний кризис, изолирующий Катар, может подвинуть Доху к благожелательному рассмотрению этой идеи. 

Тем более, что конфликт с Саудовской Аравией, как его охарактеризовал Борис Долгов, носит теологический, а значит, долговременный характер. И простор для вариантов - большой.

Читайте также:

С Катаром порвали его арабские союзники

Qatar Airways прервала полеты в четыре арабские страны

Дзен Телеграм
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также:

Пришло время Империи "Загадайте правильную мечту": Роддом, из которого выйдут не все. Врачебная тайна о гибели 9 младенцев раскрыта Набиуллиной подали сигнал из США: "Всё, пора". Это провал. Кто вернёт 300 миллиардов? Началось? Герасимов срочно прибыл на фронт. "Всё очень серьёзно". После покушения на Путина "ситуация изменилась" Вот это поворот! "Маринера" налетела на британский "риф". Русских жёстко подставили под удар США

У вас есть возможность бесплатно отключить рекламу

Отключить рекламу

Ознакомиться с условиями отключения рекламы можно здесь