Как «волчья стая» Порошенко угодила в капкан
Инцидент в Керченском проливе развеял миф о боеспособности украинского «москитного флота»
Военная провокация в Керченском проливе продемонстрировала вероломство режима Петра Порошенко и его готовность к любым человеческим жертвам ради удержания власти. Вместе с тем она обернулась настоящим позором для кораблей «москитного флота» Украины, которые после малейшего применения силы со стороны пограничных катеров ФСБ России предпочли не испытывать судьбу и сдаться.
Отметим, что на допросе украинские моряки признались, что целью их вторжения в российские территориальные воды была провокация. Подтвердили это в интервью украинским журналистам и родственники задержанных моряков. Так, родные 24-летнего члена экипажа артиллерийского катера «Бердянск» Андрея Артеменко сообщили, что он звонил своей девушке и упоминал о приказе командования – не останавливаться и вести ответный огонь, если российские корабли станут препятствовать их провокационным действиям.
Военный переворот на Украине: Наивные мечты или близкая реальность
В настоящее время плавсредства нарушителей – рейдовый буксир «Яны Капу» (бывший «Красноперекопск») и малые бронированные артиллерийские катера «Бердянск» и «Никополь» находятся на приколе в порту Керчи, а члены экипажа ожидают решения Симферопольского суда по избранию меры пресечения за нарушение государственной границы России.
ВМС Украины или то, что от них осталось
Напомним, что полученные Украиной в результате раздела советского Черноморского флота боевые корабли до 2014 года в основном базировались в Крыму. После того как полуостров воссоединился с Россией, большинство украинских моряков добровольно подняли на своих кораблях Андреевские флаги и перешли на службу в российский флот. Тем, кто решил продолжать службу в ВМС Украины, было позволено беспрепятственно выехать на материк. Часть оставшихся в Крыму кораблей Россия вернула Украине в течение апреля-мая 2014 года, до начала полномасштабных военных действий в Донбассе. Однако вследствие ужасного технического состояния остающиеся в составе ВМС Украины корабли не способны даже выходить в море.
По состоянию на ноябрь 2018 года ВМС Украины располагали примерно 15 боевыми морскими единицами. Среди них – флагман украинского флота, фрегат «Гетман Сагайдачный», средний десантный корабль «Юрий Олефиренко», корвет «Винница», ракетный катер «Прилуки», рейдовый тральщик «Геническ», артиллерийские катера «Скадовск» и «Ровно», противодиверсионный катер «Голая Пристань», десантный катер «Сватово». Все они были построены еще в Советском Союзе и находятся в строю от четверти до почти полувека. Многие из них находятся в ремонте или просто ожидают своего списания.
Фото: www.globallookpress.com
Не в лучшем состоянии находится и большинство вспомогательных судов ВМС Украины. Многие из них перешагнули уже отметку в четвертый десяток. В их числе корабль управления «Донбасс» и буксир «Корец», которые в сентябре 2018 года проследовали через Керченский пролив на создаваемую в Бердянске военно-морскую базу украинского флота, а также ранее упоминавшийся буксир «Яны Капу».
Украинский военно-морской флот: Без шансов на будущее
Как из «москитов» делали «волчьи стаи»
После государственного переворота на Украине, повлекшего за собой потерю Крыма и большей части боевых единиц ВМСУ, режим Порошенко сделал ставку на создание нового вида военно-морских сил – «москитного флота». Программа предусматривала строительство нескольких десятков малых быстроходных артиллерийских катеров проекта «Гюрза-М», десантно-штурмовых катеров проекта «Кентавр» и ракетных катеров проекта «Лань», которые должны были стать основой ВМСУ в Азово-Черноморском регионе.
По расчетам украинского военного эксперта, директора информационно-консалтинговой компании Defence Express Сергея Згурца, 8 «ланей» и 20 «кентавров» и «гюрз» было бы достаточно для того, чтобы обеспечить потребности ВМС Украины. При этом из-за нехватки средств было окончательно заморожено строительство крупных надводных кораблей, в том числе заложенного еще в Советском Союзе ракетного крейсера «Украина» и нового корвета «Владимир Великий» (в 2016 году переименованного в «Винницу» из-за ассоциаций с президентом «страны-агрессора»).
Первая пара малых бронированных артиллерийских катеров (МБАК) проекта «Гюрза-М» с собственными названиями «Аккерман» и «Бердянск» вошла в состав ВМСУ в 2016 году. Ещё на четырех – «Никополе», «Лубнах», «Кременчуге» и «Вышгороде» были помпезно подняты украинские флаги летом 2018 года. Каждый из МБАКов имеет скорость в 25 узлов (46 км/ч) и несет вооружение в виде двух боевых модулей «Катран», включающих в себя 30-мм автоматическую артустановку (аналогичную той, которая устанавливается на боевых машинах пехоты БМП-2), 30-мм автоматический гранатомет, 7,62-мм пулемет и два противотанковых ракетных комплекса «Барьер». Этого вполне достаточно, чтобы красиво пострелять на демонстративных учениях, попугать в прибрежной зоне браконьеров и чаек или атаковать невооруженные гражданские суда, но никак не противостоять российским военным или даже пограничным кораблям.
Кого способны напугать «волчьи стаи» Порошенко?
Вместе с тем, под МБАКи украинскими «стратегами» была даже разработана целая военно-морская концепция, применение которой должно было обеспечить победу над «агрессором». Суть ее заключается в том, что сразу несколько «москитных катеров», используя тактику «волчьей стаи» – аналогичную той, которую применяли по инициативе адмирала Карла Дёница немецкие подводные лодки в годы Второй мировой войны, - атакуют некий одиночный российский сторожевик или даже фрегат и наносят ему поражение.
Так, 15 октября 2017 года на украинском пропагандистском телеканале «1+1» вышел репортаж, посвященный «москитному флоту» «незалежной». Одним из его главных героев стал командир бронекатера «Бердянск» Роман Мокряк, который до 2014 года служил в Крыму на единственной украинской подводной лодке «Запорожье». В репортаже он поясняет, что российский корабль будет неспособен вести огонь одновременно по множеству целей.
Москитный флот – это быстро, красиво и опасно, - бахвалится автор материала, корреспондент Андрей Цаплиенко. - Когда «волчья стая» атакует, российский корабль будет не в состоянии одновременно держать на мушке шесть, пять или даже четыре цели. А это значит, что по крайней мере один из бронированных «волчат» достанет противника. Так что теперь посмотрим, кто кого.
«Кто кого»: как виртуальная победа обернулась реальным поражением
В том же репортаже шла речь об уже якобы одержанной украинскими «москитами» «Аккерманом» и «Бердянском» «победе» над российским сторожевым кораблем (СКР) «Сметливый». В начале сентября 2016 года СКР нес боевое дежурство в районе Голицинского и Одесского газовых месторождений, которые Украина считает своей исключительной (морской) экономической зоной. В определенный момент неподалеку от него появились проходившие испытания МБАКи «Бердянск» и «Аккерман». Украинские катера немного поманеврировали вблизи российского сторожевика, а затем вернулись к месту базирования в Одессу. Зато в украинских СМИ этот ничем не примечательный эпизод был представлен едва ли не как выдающаяся морская виктория.
Первое боевое крещение для «Бердянска» и «Аккермана» стало очень удачным, - говорилось в пропагандистских репортажах. - Без лишних колебаний, применив тактику «волчьей стаи», катера очень быстро осадили российский СКР «Сметливый» и при поддержке «Гетмана Сагайдачного» начали вытеснять его как можно дальше от кромки исключительной (морской) экономической зоны Украины. Не предпринимая усилий по запугиванию и демонстрации железных мышц, российский «великан», который оказался в цепких лапах украинского москитного флота, был вынужден сдаться и, прибавив ходу, отправиться в обратном направлении.
Обратим внимание, что реклама эффективности бронекатеров была в первую очередь связана не с укреплением обороноспособности Украины, а с коммерческими интересами Петра Порошенко. Именно украинский президент является владельцем киевского судостроительного завода «Кузница на Рыбальском» (бывшая «Ленинская кузня»), со стапелей которого и спускаются «москиты».
Фото: Drop of Light / Shutterstock.com
«Кто кого» в итоге победил и посрамил, стало очевидно 25 ноября 2018 года. Уже упомянутый нами командир «Бердянска» Роман Мокряк, которому некоторые всерьез прочили лавры Дёница, после первых же навалов и выстрелов со стороны российских пограничников (подчеркнем, кораблей морской охраны Пограничной службы ФСБ России; корабли Черноморского флота, которые собирался атаковать Мокряк, даже не вмешивались в это противостояние), сдал вверенное ему плавсредство. Аналогичным образом поступил и командир другого «москита» «Никополь» Богдан Небылица, ранее «прославившийся» тем, что в числе некоторых других курсантов Севастопольского морского училища имени Нахимова при подъеме государственного флага России спел «Ще не вмерлу». Сейчас они задержаны и дают показания российским правоохранителям.
Спасти «рядового» Порошенко: Зачем нужна санкционированная Западом украинская провокация
Еще два члена несостоявшейся «волчьей стаи» - катера «Кременчуг» и «Лубны», в сентябре этого года переброшенные в Бердянск сухопутным путем и 25 ноября выдвинувшиеся в сторону Керченского пролива, в конечном итоге не стали лезть в капкан и становиться мишенями. Не нарушая установленных границ, они убрались восвояси.
Добавим, что в настоящее время Украина ожидает прибытия из Соединенных Штатов двух ранее списанных патрульных катеров береговой охраны типа Island. Однако западного «секонд-хенда» будет явно недостаточно для морского реванша.
Впрочем, в отличие от электората, которому можно рассказывать с телеэкранов о грозном «москитном флоте» и его предстоящих победах над коварным «агрессором», инициаторы и организаторы военных провокаций отнюдь не являются полными идиотами. Для них ничего не стоит принести в жертву несколько катеров или отправить на верную смерть несколько десятков, сотен, а то и тысяч человек, если это политически целесообразно или позволяет извлечь материальную прибыль.