Как «Роснефть» толкает вперёд российскую науку
В компании «Роснефть» прошло первое заседание Технологического совета – нового консультативно-совещательного органа, призванного содействовать реализации стратегии «Роснефть-2022»
Один из самых инновационных, передовых, технически оснащённых холдингов России намерен укрепить своё лидерство в инновационной и научной сфере и вкладывает в это немалые силы.
В самом деле, в состав Совета вошли не только глава «Роснефти» Игорь Сечин, но и руководители компаний-акционеров и технологических партнёров, представители научных кругов и экспертного сообщества. Среди них - президент группы компаний BP Роберт Дадли, представитель Qatar Investment Authority Файзал Алсуваиди и даже ректор МГУ Виктор Садовничий.
Губкинский университет начал обучение индийских нефтяников
Участники Техсовета договорились о плане работы на 2019 год, а также рассмотрели вопросы комплексной цифровизации производственной деятельности, развития сервиса высокотехнологичных геофизических исследований и разработки скважин.
Ректор МГУ Виктор Садовничий отметил содержательность Технологического совета «Роснефти». По его словам, на нём обсуждалось будущее отрасли, связанное с фундаментальной наукой, в том числе вопросы разведки, добычи, экологии, цифровизации, big data.
Я предложил создать совместный центр «Роснефти» и Московского государственного университета, чтобы объединить усилия. Мы договорились, что при реализации проекта по развитию научно-технологической долины МГУ «Роснефть» будет одним из наших главных партнёров,
- рассказал Садовничий.
Нефтегазовую отрасль часто в популистских или лоббистских целях противопоставляют некоему истинно инновационному бизнесу. Между тем именно здесь находится научно-производственная передовая, причём так было с самого начала становления современной нефтяной промышленности. Например, первая геофизическая модель Земли – открытие исторического значения – была создана академиком Леонидом Лейбензоном, одним из отцов российской, а потом и советской «нефтянки». Пресловутые нанотехнологии, о которых сейчас не говорит только ленивый, начали разрабатываться, когда появилась потребность в создании методов каталитической переработки нефти. Кстати, «Роснефть» сейчас является крупнейшим потребителем катализаторов процессов нефтепереработки – НПЗ компании закупают их почти на 100 млн долларов в год, это треть всего российского рынка. При этом с использованием этих катализаторов только на своих российских НПЗ «Роснефть» производит моторное топливо на сумму более 50 млрд долларов в год.
Всего в 2018 году «Роснефть» инициировала разработку более 20 инновационных проектов. В результате до конца года будет получено более 640 патентов. Одними из наиболее технологичных предприятий России являются находящиеся в периметре «Роснефти» Ангарский завод катализаторов и органического синтеза и Новокуйбышевский завод катализаторов.
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
А знаете ли вы, что в состав корпорации входят также 29 научно-исследовательских и проектных институтов, что в них работают почти 15 тысяч специалистов, и более 600 – с учёными степенями? Когда государство бросило науку на произвол судьбы, её подобрали и сохранили именно производственники.
Научный центр «Роснефти» создаёт уникальные, невиданные ещё на Земле материалы. Скажем, в уходящем году учёные «Роснефти» научились управлять процессом полимеризации так, чтобы получать на выходе совершенно новый полимер с высочайшей прочностью и при этом устойчивый к кислотам. Этот полимер открывает путь к созданию непотопляемых кораблей, к революции в вертолётостроении и других отраслях, где требуются лёгкие и крепкие материалы.
«Роснефть» пришла на помощь дельфинам Черного моря
Ещё одно яркое достижение учёных-нефтяников – успешная борьба с нефтяными загрязнениями. Не надо объяснять, какую опасность для экологии представляют разливы нефти – порой, как восемь лет назад в Мексиканском заливе, это ведёт к настоящей экологической катастрофе. А в распоряжении «Роснефти» теперь есть присадка, преображающая разлитую нефть в твёрдый материал – своеобразный резиновый коврик, который можно просто убрать с поверхности и утилизировать.
Также надо упомянуть об «арктическом дизеле» – присадке, преображающей обычную солярку в топливо с температурой застывания –47°C. И об огнестойком масле, незаменимом в сверхмощных турбинах, в том числе атомных электростанций.
А если перейти из микромира нанотехнологий в макромир, то достаточно вспомнить, как в 2017 году специалисты «Роснефти» отбуксировали по ледовому полю айсберг весом 1,1 млн тонн. Никогда ещё за всю историю человеческой цивилизации люди не перемещали настолько тяжёлые предметы. А вы говорите – какая-то добыча, тупо качают нефть…
И вот сейчас, в канун Дня энергетика – самого короткого дня в году, когда свет и отопление особенно необходимы людям, – собрался Технологический совет, задача которого – вывести инновации «Роснефти» на совершенно новый уровень. В первую очередь это касается цифровизации производственных процессов. Это, опять же, обычно не ассоциируется с нефтяной отраслью – ну что там цифровать, пробурили да качают. Но глава компании Игорь Сечин категорически не согласен с такой постановкой вопроса:
Я ожидаю, что реализуемые сегодня в Компании программы «цифровое месторождение», «цифровой завод», «цифровая цепочка поставок», «цифровая АЗС» позволят перейти на качественно новый уровень управления бизнес-процессами, повысить надежность и экономичность производств, сократить потери.
В итоге, по словам топ-менеджера, это приведёт к улучшению и без того завидных финансовых показателей: «Перед "Роснефтью" стоит задача, сохранив лидерство по удельным затратам в добыче, увеличить маржинальность по всей цепочке создания стоимости».
И, судя по всему, эта задача будет выполнена.