Как Красная армия сотворила чудо в Крыму
В ходе Крымской стратегической наступательной операции весной 1944 года Красная армия разгромила те же самые немецкие и румынские войска, которые захватили полуостров в 1941–1942 годах, уложившись всего лишь в месяц и потеряв в 10 раз меньше военнослужащих, чем немцы, заодно открыв ворота на Балканы и в сердце Европы
Крымская стратегическая наступательная операция, начавшаяся 8 апреля и завершившаяся 12 мая 1944 года, является, пожалуй, самой уникальной в ходе Второй мировой войны. С минимальными потерями СССР удалось очистить от немецко-румынских войск Крым, главную базу Черноморского флота, уничтожить и пленить целую немецкую армию. Тем самым были созданы благоприятные политические условия для перехода на сторону союзников Румынии и Болгарии, что во многом открыло СССР путь на Балканы и в сердце Центральной Европы. Турция после немецкой катастрофы в Крыму дистанцировалась от Германии, прекратив в рейх экспорт хромовой руды.
День, когда немцы вошли в Москву
Эти стратегические, даже более того, геополитические успехи, изменившие ход Второй мировой войны, были куплены ценою жизни 17 754 военнослужащих. Ещё 67 065 советских бойцов и моряков получили ранения. По советским стандартам можно сказать, что Крым вернули почти бескровно, отомстив заодно сильному противнику за болезненные и унизительные для Красной армии неудачи начального периода войны, особняком среди которых стоит героическая оборона Севастополя с октября 1941-го по июль 1942 года.
Тогда немецким войскам и их румынским союзникам, которым помогали итальянские военные моряки, понадобилось 250 суток, чтобы овладеть героически защищавшимся Севастополем. В 1944 году советским войскам хватило для этого всего 35 дней. При том, что у советских генералов не было такого огромного количества артиллерии, в том числе гигантских калибров, задействованной гитлеровцами для штурма города-героя, которым руководил лучший немецкий полководец – фельдмаршал Эрих фон Манштейн. Такой плотности артиллерийского огня в ходе Второй мировой войны немцы не создали ни в одной другой операции.
Освободитель Крыма и нескольких европейских стран советский маршал и царский штабс-капитан Фёдор Толбухин воевал по-суворовски: не числом, а умением. Фото: www.globallookpress.com
Царские военспецы Красной армии – предатели или герои?
И хотя их боевые качества в 1944 году не ухудшилось по сравнению с начальным периодом войны, наступающие советские войска буквально смели захватчиков. У немцев и румын в Крыму было около 200 тысяч солдат и офицеров, около 3600 орудий и миномётов, свыше 200 танков и штурмовых орудий, 148 самолётов. Советские войска насчитывали примерно 400 тысяч человек, около 6000 орудий и миномётов, 559 танков и самоходных орудий, 1250 самолётов. Силы и средства, как видим, вполне сопоставимые. Разгром был достигнут не числом, а умением.
У любой победы есть имя
Это во многом заслуга будущего освободителя Южной и Центральной Европы маршала Фёдора Толбухина – три европейские столицы из семи, куда дошла Красная армия, освободил он. Бывший царский штабс-капитан Толбухин защищал в 1941 году Крым, отстоял в 1942 году Сталинград, в 1943 году отбил у немцев Донбасс и всю территорию Новороссии, кроме Крыма, а в следующем году – после блистательного успеха Крымской стратегической наступательной операции – очистил от немцев и румын Молдавию, освободил Румынию, Болгарию, часть Югославии, Венгрию, Австрию. По указанию Сталина он вручил орден «Победа» королю Румынии Михаю, который повернул свою страну против Германии, в том числе и по причине катастрофы в Крыму, где в 1944 году были разгромлены семь румынских дивизий.
Почему мы отступали в 1941 году
Несмотря на приказ Гитлера своим находящимся в глубоком окружении войскам в Крыму упорно драться и стоять до конца, события развивались стремительно. 8 апреля войска 4-го Украинского фронта начали мощную артподготовку продолжительностью 2,5 часа, после чего перешли в наступление. В тот же день 2-я гвардейская армия освободила Армянск. 10 апреля были прорваны позиции немцев на Перекопском перешейке и южнее Сиваша. 11 апреля советские танки, мотопехота и мотоциклисты заняли Джанкой. Угроза окружения заставила немцев начать отступление с Керченского полуострова. В результате в тот же день Отдельная Приморская армия при содействии Черноморского флота овладела городом Керчь. 13 апреля немцы и румыны бежали из Феодосии, Симферополя, Евпатории и Саки. 14 апреля Красная армия, которой активно помогали в крымской кампании партизаны, вошла в Судак, на следующий день – в Алушту. 16 апреля советские войска подошли к Севастополю, взять который с ходу не удалось.
Израиль указал на Россию как на спасителя мира от нацизма и евреев от Холокоста
Гитлер сместил не верившего в возможность его удержать командующего 17-й армией генерал-полковника Эрвина Йенеке. Назначенный на его место генерал пехоты Карл Альмендингер обратился к своим войскам: «Я получил приказ защищать каждую пядь Севастопольского плацдарма. Я требую, чтобы все оборонялись в полном смысле этого слова, чтобы никто не отходил и удерживал бы каждую траншею, каждую воронку и каждый окоп. В случае прорыва танков противника пехота должна оставаться на своих позициях и уничтожать танки как на переднем крае, так и в глубине обороны, мощным противотанковым оружием... Честь армии зависит от защиты каждого метра вверенной нам территории. Германия ожидает, что мы выполним свой долг. Да здравствует фюрер!»
Однако этот истерический призыв и ликбез по военной части, как надо воевать с русскими, не возымели действия. Значительная часть находившихся в Крыму немецких войск участвовала в его захвате в 1941–1942 годах, дошла потом до Кавказских гор, а затем вернулась через Кубань на полуостров. Немецкие солдаты умели хорошо воевать, но битый ими поначалу противник научился за годы войны воевать на отлично. И теперь они уже ничего не могли с ним поделать.
Всего за месяц весною 1944 года Красная армия разгромила немцев и румын Крыму, понеся минимальные потери. Фото: www.globallookpress.com
День, когда в Европе завершилась Вторая мировая война
Перегруппировавшись и отдохнув, советские войска начали 5 мая штурм севастопольских укреплений. 7 мая он принял всеобщий характер. В ходе генерального штурма советские воины овладели Сапун-горой, 9 мая ворвались с разных сторон в Севастополь и к концу дня освободили город. Остатки немецких войск, преследуемые 19-м танковым корпусом, отошли на мыс Херсонес, где 12 мая сложили оружие. Так Крым не стал Готенландом, а Севастополь - Теодорихсхафеном.
Так выглядит разгром
Вот как описал эти драматические события немецкий генерал-историк Курт фон Типпельскирх в своём фундаментальном труде «История Второй мировой войны»:
Остатки трёх немецких дивизий и большое число разрозненных групп немецких и румынских солдат бежали к мысу Херсонес, подступы к которому они обороняли с отчаянностью обречённых, ни на минуту не переставая надеяться, что за ними будут присланы суда. Однако их стойкость оказалась бесполезной… Зажатые на узком клочке земли, подавленные непрерывными воздушными налётами и измотанные атаками намного превосходящих сил противника, немецкие войска, потерявшие всякую надежду избавиться от этого ада, не выдержали. Переговоры с противником о сдаче положили конец ставшему бессмысленным ожиданию помощи. Русские… на сей раз, пожалуй, были правы, определив потери 17-й армии убитыми и пленными цифрой в 100 тысяч человек и сообщив об огромном количестве захваченного военного снаряжения.
Как союзники попытались в 1945 году украсть у России победу в войне
По уточнённым советским данным, немецкие безвозвратные потери составили свыше 120 тысяч человек (в том числе 61 580 пленными). К ним следует добавить пару десятков тысяч солдат и офицеров, которые не смогли благополучно добраться морем до Румынии в ходе эвакуации. Половина погибших находились на германских транспортах «Тотила» и «Тейя», потопленных советской авиацией в Чёрном море. После этой эвакуации две трети румынского Черноморского флота перестало существовать. Это тоже заставило правящие круги этой страны задуматься о том, на той ли стороне они участвуют в этой войне. После того как румыны её сменили, они внесли немалый вклад в победу над своим бывшим союзником на Балканах и в Центральной Европе, оказавшись по её итогам в числе победителей и с территорией вдвое большей, чем до войны…
Подводим итоги
Таким образом, общее число немецких потерь в результате Крымской стратегической наступательной операции составило примерно 140 тысяч человек. Это почти в десять раз больше, чем потеряла Красная армия при освобождении Крыма. Данная совершенно нетипичная для минувшей войны «арифметика», помноженная на политические и геостратегические последствия, и сделала эту блестящую операцию абсолютно уникальной.