«Эволюция» для «Транснефти»: Праздник жизни за счёт населения
Новоселье крупной госкомпании в очередной раз обнажило проблемы расходования средств нашими придворными коммерсантами. Они тратят заработанные для страны деньги на собственные нужды с гайдамацкой удалью и купеческой лихостью
Корпорация «Транснефть», государственный монополист в деле прокачки нефти (контролирует 84% всего рынка в стране), переехала в новый офис. С 21 января 2019 года корреспонденцию компании надо отправлять по адресу: 123112, г. Москва, Пресненская набережная, д. 4, стр. 2. Для непосвящённых: это квартал столичных небоскрёбов, известный как «Москва-Сити», а конкретно — лихо закрученная башня с интересным названием «Эволюция».
Зачем министерства «ссылают» в «Москва-Сити»?
Нельзя сказать, что раньше «Транснефть» была бездомной. Собственное здание на Большой Полянке (круче почти не бывает) плюс лучшие офисы в шести престижных бизнес-центрах — компания не бедствовала и квартировала на широкую ногу. Но в 2014 году в «Транснефти» решили, что размаха не хватает, — и договорились о покупке у девелопера Александра Чигиринского строившейся башни в «Сити». Во что это обошлось государству? В 2016 году, когда сделку закрывали, рыночная стоимость площадей оценивалась примерно в 350 млн долларов, но это было «дно» рынка. Предварительно согласованная двумя годами ранее сумма явно была существенно выше — около миллиарда, так что, вероятно, Чигиринский получил среднее число — примерно 600-700 млн долларов за 120 тысяч квадратных метров элитной недвижимости. По тогдашнему курсу — 50 миллиардов рублей. По 350 рублей с каждого жителя России.
Но купить площади мало — надо их ещё обустроить. На это ушло более двух лет, то есть вложения тоже оказались немалыми. Ремонтников, понятно, набирали не на Ярославке — источники сообщают, что подрядчиком стала британская компания Ebony and Co. Один из самых известных в мире создателей роскошных интерьеров для заказчиков самого высокого класса, к которому, бесспорно, принадлежит и «Транснефть». Так, нормальной, доступной ценой на напольное покрытие от Ebony считается 450-500 долларов за квадратный метр. Если так отделаны все полы в башне (а мы помним, что «Транснефть» не любит «нормального и доступного»), то речь идёт о нескольких миллиардах рублей.
Фото: KrimKate / Shutterstock.com
И это далеко не самая дорогая часть — есть ещё некоторые коммуникации (штатных решений высокотехнологичной компании явно недостаточно), есть отделка стен и потолков, мебель, освещение, техника… Общая стоимость явно перевалила за 10 миллиардов рублей — ещё по 70 рубликов с носа каждого жителя России, ведь «Транснефть» — государственная собственность, на бирже вращается лишь небольшая доля привилегированных акций. Итого: мелочь, а набегает. Одна только отделка — годовая доходная часть бюджета областного центра страны средней величины. А, скажем, древний город-крепость Псков, центр прекрасного, но вымирающего северо-запада страны (минус 10% населения за 10 последних лет), мог бы жить на эти деньги два с половиной года.
Беднеющее население России почему-то не спешит благодарить олигархов
Но понты важнее. Плевать, что доминирующая сейчас в мире форма размещения компаний — в периферийных бизнес-центрах с широким использованием удалённой работы и аутсорсинга. У нефтепроводчиков собственная гордость — всё должно быть дорого и богато. Из «Москва-Сити» массово выезжают представительства западных компаний — не по карману европейцам пафосное месторасположение, да и смысла в нём никакого. Но для нас видимость всё ещё важнее содержания…
Недобрым предзнаменованием для «Транснефти» стал праздничный торт, подготовленный к Новому году: «Эволюция» там вышла приземистой и заваливающейся набок. Возможно, под тяжестью вложенных в неё народных денег.
Тут важно напомнить, что в 2017 году, когда в правительстве обсуждались вопросы тарифов на 2018-й, при низкой инфляции и снижении фактических доходов жителей России, «Транснефть» потребовала поднять цены на свои услуги сразу на 21%. В Федеральной антимонопольной службе нервно вздрогнули и выразили сомнение в экономической целесообразности подобного подхода. Понятно, что покупка «Эволюции» требовала жертв, но непонятно, почему жертвами должны стать производители углеводородов, обеспечивающие основу российского экспорта, а с ним и золотовалютных поступлений. Антимонопольщики, к ужасу трубопроводчиков, утвердили рост тарифов лишь на 3,9%. Отравление экономики трубным ядом не состоялось.
Фото: www.globallookpress.com
«ФАС совершенно все равно, как у нас растут тарифы, на что они растут, как мы будем жить!» — возмущался тогда глава «Транснефти» Николай Токарев — вероятно, самый успешный уроженец вошедшего в поговорку казахстанского города Караганды. Думал ли он в Карагандинском политехе о том, что ему придётся заботиться о выживании даже во главе одной из самых крутых корпораций Российской Федерации?
В «Транснефти» привыкли жить хорошо, подтверждением чему является новый шикарный офис в небоскрёбе. Недавно Общероссийский народный фронт подготовил «Индекс расточительности» за 2018 год — сразу два высоких места в нём заняла «дочка» «Транснефти» — Черноморские магистральные нефтепроводы. Горячие южные инженеры не могут себе позволить ездить, как лохи, на автомобилях за пять миллионов рублей — им нужны лимузины за 13,7 млн (общее первое место, поздравляем) и за 9 млн (четвёртое место, есть над чем работать). И так во всём.
Удивительно при этом, что в стране столь богатых возможностей не задержались дочь и зять главы компании. Журналисты утверждают, что они владеют и, возможно, управляют элитной недвижимостью в Хорватии — стране, входящей в НАТО и наложившей на Россию санкции в составе Евросоюза.
Фото: Grigvovan / Shutterstock.com
Как видим, вклад нефтетранспортного монополиста в успехи России велик и разнообразен. Полный контроль над выкачкой природных богатств из страны даёт практически неограниченные возможности — жаль только, что количество скандалов вокруг использования этих возможностей увеличивается день ото дня.
«Транснефти» необходимо стать скромнее и прозрачнее. Время понтов прошло. Коли подопечные Николая Токарева так сильно верят в эволюцию, что поселились в башне с дарвиновским названием, им стоило бы задуматься об эволюции из людей понтующихся в людей если не разумных, то хотя бы скромных.
При нынешних реалиях это, кстати, и безопаснее.