Исправление «Тавриды», или «Мерзость наказуема»
Расторжение крымским форумом партнёрства с фондом «Территория» должно послужить сигналом для отключения либеральной пропаганды от госфинансирования
Молодёжный форум «Таврида» принял решение расторгнуть соглашение о сотрудничестве с фондом «Территория» после произошедшего в конце июня скандала на театральной смене, где «дети Серебренникова» Илья Ромашко и Евгений Старцев показали гомоэротически-непристойный, зато либерально-оппозционный перформанс. Так сказать, наплевали в лицо и народу, и государству за их же деньги.
История была и в самом деле неприятная, поскольку «Таврида» – отличный молодёжный форум, проводящий множество интереснейших смен, содействующий развитию и патриотическому воспитанию юношества, и загрязнение его серебренниковским «театром спущенных штанов», да ещё и с антигосударственным душком было, как выразился один из организаторов, настоящим «плевком в спину».
Позорный театр на чужой территории
Но ещё и симптомом того, что привычка наших чиновников работать с «уважаемыми» представителями самоназначенного нашего креативного класса превращается в распил государственных денег на подрывающие страну проекты и на использование тактики плодожорки, когда креаклитет попросту выжирает всю площадку, чтобы нормальным и тем более патриотическим творцам не досталось просто ничего.
Были разные попытки увести разбирательство в сторону – от «а что такого» до желания сделать крайним не оператора, а лично нашкодивших режиссёров, хотя ясно, что они работали в определённом коридоре возможностей, которые им предоставил влиятельный театральный фонд. К тому же, как выяснилось, ничего собственно нового Ромашко и Старцев не придумали, по сути, они воплотили в гомоэротической форме проект разоблачения мнимого несоответствия реальности в России «ельцинской конституции», который ещё несколько лет назад прозвучал из уст идеолога «Территории» Романа Должанского. Иными словами, в июне 2019 года не случилось ничего, чего нельзя было бы ожидать, подписывая договор с влиятельным театральным фондом, пропагандирующим искусство «серебренниковского» типа.
Р. Должанский. Фото: Александр Щербак/ТАСС
Потребовалось решительное вмешательство православного общества. Заместитель Главы ВРНС К. В. Малофеев обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить всё происходившее:
Есть основания полагать, что организаторы постановки, зная об отсутствии необходимого ограничения «18+» на сайте фестиваля, имели умысел на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, – указал Малофеев. – Эту ситуацию нельзя спустить на тормозах. Виновные должны быть названы и наказаны.
Эта чёткая и убедительная реакция привела к тому, что «Таврида» осознала, где был реальный корень проблемы, и с «Территорией» рассталась, причём без всякой полюбовности.
Резюме организаторов форума звучит вполне ясно:
Очевидно, что для авторов провокации был важен не столько показ, сколько съёмка эпизода со скандальным содержанием на сцене «Тавриды» с целью последующего собственного продвижения.
Чем важен этот прецедент? Прежде всего тем, что впервые за долгие годы структуры, связанные с российским креаклитетом, были наказаны рублём не за лукавые «финансовые нарушения», а за вполне конкретное содержание того, что они показывали со сцены и продвигали в околотеатральные массы. То есть на официальном уровне было признано, что мерзость наказуема (по крайней мере рублём). Именно мерзость, а не только воровство.
Фото: www.globallookpress.com
При этом доказательство было получено на примере весьма влиятельной театральной структуры. Фонд «Территория» – это работающая с провинциальными труппами по всей стране структура, существующая на деньги Михаила Прохорова. Да-да, того самого, который не так давно просил у государства 60 миллиардов рублей для медно-никелевого проекта на базе месторождений в Восточной Сибири. Интересная схема, не правда ли, – сперва берёшь у государства деньги, потом в порядке меценатства выдаёшь их театралам на организацию травли этого государства.
Ни понять, ни простить: Кто ответит за разврат на форуме «Таврида»?
Идеологом и вожаком этого движения является театральный критик и либеральный театральный идеолог Роман Должанский, зам худрука Театра Наций. Символической фигурой, так сказать, иконой стиля – режиссёр Кирилл Серебренников, срыватель покровов со всевозможных пятых точек, который в представлениях не нуждается. Наряду с ними в арт-дирекцию фестиваля входят известные актёры Евгений Миронов – глава Театра Наций и гений по выбиванию госфинансирования и Чулпан Хаматова – мастерица одновременно получать деньги от государства и с небольшой паузой плевать в него – из недавних её перлов вспомним «Путин развязал войну в Донбассе» или вовсе чудовищный ритуальный акт борьбы с «победобесием»: «Я, например, ненавижу Великую Отечественную войну, я не могу ей гордиться. Для меня это боль, кровь и страдание не только русского народа, но и немецкого, солдат и мирного населения других стран». Ну и внук всенародно любимого у нас грузинского ваятеля и зодчего – Василий Церетели.
К. Серебренников. Фото: www.globallookpress.com
Понятно, что, работая с региональными театральными структурами, «Территория» продвигает определённую повестку, которую не скрывает её главный идеолог господин Должанский, – от бесштанного театра в серебренниковских традициях до продвижения тех самых либеральных ценностей.
И здесь, независимо от дальнейшего развития ситуации с «Тавридой», хотелось бы присмотреться к подобным «Территории» проектам попристальней. Одно дело, когда развивается местный театр. На самом деле театр – это великолепно. Буквально на днях посмотрев два спектакля молодых артистов по произведениям Сергея Довлатова, я убедился в том, что театр жив и что ему в каком-то смысле можно простить многие вольности и не требовать работать «строго по катехизису», если он несёт адекватный смысл и заражает серьёзным и искренним настроением.
Проблема скорее в том, что пропагандируемый «Территорией» театр спущенных штанов – это нечто глубоко унылое и неталантливое, лишённое всякой изысканности, метафоры, незаезженного жеста.
Но совсем другое, когда театр является, к примеру, лишь предлогом для установления контроля над местным социальным активом. «Областные театры драмы имени Петухова», собранные вокруг проводимых на новых эстетических принципах «фестивалей в Мончегорске», сплетаются в единую сеть, которая, кстати, может весьма пригодиться в тех или иных чрезвычайных обстоятельствах.
Сегодня по городу прошли люди в белых одеяниях, скандируя: «Долой царя Ирода! Долой Емельянова!» А на завтра, по слухам, намечается шествие лилипутов под лозунгом: «Губернатор нас не замечает!»
(из к/ф «День выборов»).
Так что история с обработкой театральной провинции – дело не только денежное, но и политически перспективное. Представим себе в каждом регионе определённый костяк достаточно молодых, очень коммуникативно одарённых, умеющих манипулировать настроениями масс и создавать занимательное шоу людей, которые ощущают себя проводниками либеральных ценностей и частью российской и международной либеральной элиты.
Фото: www.globallookpress.com
Да в условиях кадрового оскудения наших провинций, где большая часть способных людей высасывается московским пылесосом, это подведённая под долгосрочную политическую стабильность мина – причём уже вне всякой связи с театром, искусством, разногласиями касательно демонстрации ягодиц и прочего.
Нашествие трансформеров
Поэтому, честно говоря, хотелось бы понять, чем в самом деле занимаются подобные фонды помимо собственно искусства в узком смысле слова, делают они это на частные деньги или на государственные, ограничиваются ли они пропагандой своих идей или, что вполне вероятно,занимаются структурированием определённого социального пространства и сплетением сетей далеко не только культурного влияния.
События на «Тавриде» вскрыли немаловажную проблему. У нас существуют целые институты разложения государства и нации за их же собственный счёт, и подключаться к бюджетным каналам эти институты умеют весьма искусно. С помощью православного общества «Таврида» эти каналы разложения отключила. Но пока что только она одна.
Настала очередь отключения со стороны других инстанций. Увидим, насколько либеральная культурпропаганда реально жизнеспособна на свободном рынке.