Христианская Африка в Третьем Риме: Россия встретила Эфиопского Патриарха Абуну Матфия
С 15 по 20 мая проходит официальный визит в Россию Предстоятеля Эфиопской Церкви Патриарха-Католикоса всея Эфиопии Абуны Матфия
Из нас не вырастут цветы,
Когда Москва с Аддис-Абебой
Во тьме беседуют "на ты"...
Владимир Богомяков
От Пушкина к Бобу Марли и обратно
Правнук арапа Петра Великого Александр Пушкин и принявший крещение в Эфиопской Церкви певец Боб Марли, "Абиссинские стихи" Николая Гумилева и итальянская оккупация Абиссинии в годы Второй мировой войны, последний христианский император Хайле Селассие и свергший его кровавый революционер Менгисту Хайле Мариам, к слову, получавший от советского правительства немалую помощь...
Коллаж: Боб Марли и Александр Пушкин. www.globallookpress.com
Наверное, не ошибусь, перечислив этот, стандартный для русских "знатоков", набор ассоциаций, связанных с Эфиопией. К сожалению, в России даже те, кто интересуется геополитикой и межконфессиональными отношениями, крайне мало знают об этом африканском государстве с населением в более чем сотню миллионов человек. Хотя, как известно, в конце XIX века дипломатические отношения между нашими странами установились именно на основе духовной близости двух христианских монархий.
Как Россия спасла Эфиопию от колонизаторов
Наши державы и народы разделены тысячами километров и непростыми догматическими расхождениями между Русской и Эфиопской Церквами (последняя, хотя и именуется "Православной", подобно Армянской Апостольской Церкви не признает догматы Халкидонского Вселенского Собора, базовые для всех православных христиан). Однако же и русские и эфиопы сохраняют общность традиционных ценностей, а также то, что именуется "этнокультурной эмпатией".
Конечно, взаимные интерес и симпатия русских и эфиопов друг к другу во многом связаны и с этническими корнями уже упомянутого Александра Сергеевича Пушкина. Неслучайно в ходе продолжающегося визита в Россию Эфиопского Патриарха Абуны Матфия "наше [общее] всё" упоминался десятки раз. И всё-таки не стоит упрощать.
Русские казаки при дворе Эфиопского императора
Как говорилось в одной телерекламе 1990-х, "надо чаще встречаться". И это правда, ведь только взглянув друг другу в глаза, мы сможем в полной мере осознать нашу духовную близость. Хотя еще в XIX веке император Александр III осознал ее на расстоянии. Известный своим внешнеполитическим скепсисом, Государь почувствовал это родство и вступил в переписку с Менеликом II, императором Абиссинии (Эфиопии), приведшим наши христианские монархии к очень теплым дипломатическим отношениям.
Союзник Российской империи Эфиопский император Менелик II
Связь двух христианских монархий была налажена посредством миссии казачьего атамана Ашинова и ряда других русских военных и дипломатов, прибывших в дальние абиссинские края вместе с многими тысячами русских добровольцев во второй половине XIX – начале XX веков. Одним из этих добровольцев был уже упомянутый поэт Николай Гумилев, воспевший Эфиопию в своих "Абиссинских стихах". В те годы русские очень помогли укреплению этой христианской монархии, но после русских революционных потрясений 1917 года наши тесные контакты практически прервались вплоть до... революционных потрясений эфиопских.
"Три танкиста три веселых друга и Менгисту Хайле Мариам"
Эту шуточную песню распевали в Аддис-Абебе и других городах Эфиопии советские военспецы, привлеченные на помощь эфиопским коммунистам, совершившим в 1974 году переворот, свергший власть императора Хайле Селассие (по всей вероятности, в итоге принявшего мученическую кончину). Их глава Менгисту Хайле Мариам установил в своей стране самый настоящий режим Красного террора. Террора, завершившегося лишь спустя 17 лет, когда разваливавшееся советское государство прекратило поддержку эфиопских революционеров.
Красный диктатор Эфиопии Менгисту Хайле Мариам Фото: www.globallookpress.com
Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Именно в эти годы наши народы вновь смогли ближе узнать друг друга. И, несмотря на политические потрясения, наладились отношения между Русской и Эфиопской Церквами. Вплоть до того, что в 1970-х Эфиопию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен, а СССР – Эфиопский Патриарх Текле Хайманот. Разумеется, в те годы много говорилось о совместной борьбе за мир, но ничего – о тяжелейшем положении христиан в наших странах. Когда же после падения коммунистических режимов положение Церквей в России и Эфиопии улучшилось, в них значительно упал уровень жизни. Что вновь привело к ослаблению русско-эфиопских связей.
И наконец, новая активизация отношений между нашими странами и Церквами началась в последние годы. Так, в 2011-м Эфиопию посетил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), в 2017 году Россию посетила делегация Эфиопской Церкви во главе с епископом Абуной Филипосом. В марте 2018-го в Аддис-Абебе вновь побывала делегация Русской Церкви, а уже 15 мая этого года в Москву прибыл Патриарх-Католикос всея Эфиопии Абуна Матфий.
Патриарх-Католикос Абуна Матфий в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Фото: stsl.ru
В ходе этого визита Эфиопский Первосвятитель посетил многие святыни и учебные заведения Русской Церкви, побывал на Патриаршем богослужении в Храме Христа Спасителя, встретился со Святейшим Патриархом Кириллом и некоторыми российскими государственными деятелями и… дал эксклюзивное интервью телеканалу "Царьград".
Патриарх-Католикос Абуна Матфий: "Россия делает всё, чтобы защитить христиан Азии и Африки"
"Царьград": Ваше Святейшество, Вы впервые посетили Россию, а потому хотелось бы узнать о Ваших впечатлениях о нашей стране и от святынь Русской Православной Церкви.
Патриарх-Католикос Абуна Матфий: Мы очень рады посетить Россию и ее святыни, русские храмы и монастыри, в числе которых – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Побывали в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и в Московской духовной академии. И эти посещения и встречи для нас очень радостны и полезны.
"Царьград": Со Святейшим Патриархом Кириллом Вы говорили, в том числе, и о положении наших братьев-христиан на Ближнем Востоке и в Африке. Насколько, на Ваш взгляд, значима роль России и Русской Православной Церкви в деле защиты христианского населения этих регионов?
Патриарх-Католикос Абуна Матфий: Положение христиан в ряде стран Азии и Африки вызывает серьезную озабоченность. Особенно – бесчеловечные действия экстремистских группировок в разных странах, приносящие страшные страдания нашим христианским братьям и сестрам. В результате этих актов гибнет мирное население, а миллионы людей вынуждены эмигрировать. И чтобы решить эти проблемы, необходимы совместные усилия и совместные действия, в том числе и наших Церквей. И конечно, мы признаем то, что Россия очень многое делает для того, чтобы эти проблемы были решены.
Патриарх-Католикос Абуна Матфий. Фото: Телеканал «Царьград»
"Царьград": Сегодня 150-летие со дня рождения последнего русского императора Николая II, в июле 1918 года принявшего мученическую кончину. Известно, что русская трагедия 100-летней давности практически повторилась в Эфиопии в 1970-е годы. Насколько этот горький опыт наших народов и подвиг новомучеников наших Церквей сближает нас?
Патриарх-Католикос Абуна Матфий: Да, это так, в России и Эфиопии произошли практически одинаковые ужасные события. Мы пострадали в течение 17 лет, вы – в течение многих десятилетий. Конечно, масштаб наших трагедий несравним, но все равно они имеют одно происхождение и очень близкий характер. В нашей стране пострадало очень много верующих, в том числе молодежи. В течение тех 17 лет погибло немало священнослужителей нашей Церкви, в том числе – наш Патриарх Феофил. Эти страдания мы до сих пор чувствуем и помним. Мы помним эти жертвы и скорбим о них. И в этом мы очень близки с нашими русскими братьями. Слава Богу, сейчас в обеих наших странах царит мир, и мы можем свободно исповедовать свою религию. И очень радует, что много молодежи, несмотря на годы антихристианских гонений, знают свои корни и свою историю, приходят в Церковь и стремятся поступить в духовные школы, чтобы стать священниками.
***
И очень радует, что в отношениях наших двух Восточных Церквей, несмотря на определенные расхождения в богословских вопросах, открываются перспективы совместного социального служения. Начиная от совместной поддержки христиан на Ближнем Востоке и в Африке и выработка солидарной позиции по вопросу защиты традиционных нравственных ценностей и вплоть до возобновления практики обучения студентов из Эфиопии в русских духовных школах. И нет сомнений, что это взаимодействие принесет добрые плоды.