«Газпром»: Падший гигант
О Давиде и Голиафе газового бизнеса
Крупнейшая российская газовая монополия «Газпром» стремительно утрачивает позиции на российском рынке. Компания резко теряет капитализацию и теперь уступает лавры первенства своему конкуренту – «Новатэку». Почему с лидером происходят такие метаморфозы, и есть ли для компании выход из этой ситуации?
В конце сентября стало известно, что «Газпром» перестал быть самой крупной в мире энергетической компанией. Российская газовая монополия совершила впечатляющее падение в международном рейтинге S&P Global Platts с 1-го места сразу на 17-е. Такое перераспределение сил на мировом энергетическом рынке сродни небольшой революции, ведь никто не ожидал, что такие проблемы могут постигнуть компанию, которая поставляет газ в большинство стран Европы.
«Газпром» перестал быть самой крупной в мире энергокомпанией. Что произошло?
На внутреннем рынке у «Газпрома» дела тоже разладились. С начала года компания уступила лидерство по капитализации «Роснефти», а затем опустилась ниже «Лукойла». Самое болезненное, что «Газпром» уступил лидерство среди газовых компаний своему конкуренту – «Новатэку».
Парадокс ситуации в том, что «Газпром» является одним из признанных мировых поставщиков «голубого топлива», реализует проекты магистральных газопроводов, находится в центре внимания. «Новатэк» же обладает совершенно скромным бизнесом в сравнении с газовой монополией. В то же время капитализация «Новатэка» и «Газпрома» сейчас сопоставима.
Проблемы «Газпрома» накануне оказались в центре внимания экспертов на круглом столе «Битва за Европу: перспективы российских компаний на международном газовом рынке». Как оценили нынешнее положение дел специалисты отрасли?
Амбиции или расчет?
Примечательно, что капитализация «Газпрома» снижается, тогда как рыночная стоимость других российских энергетических компаний только растет.
Так, за первую половину 2018 года акции «Газпрома» на Лондонской бирже подешевели на 10%. «Новатэк» же, напротив, добавил сразу 32% капитализации, «Роснефть» показала рост на 30%, а «Лукойл» - на 17%.
Эксперты уже говорили Царьграду, что увеличение рыночной стоимости энергокомпаний России во многом обусловлено и ростом цен на поставляемое сырье. Покупка их акций, таким образом, считается среди инвесторов привлекательным вложением. Однако как на этом фоне «Газпрому» удалось не приобрести, а потерять?
Рынок не верит в эффективность инвестиций «Газпрома». Компания на 1,5 трлн рублей увеличила капвложения и пересматривает свою программу капзатрат ежегодно в сторону увеличения. Постоянное повышение прогнозов по капексу негативно сказывается на капитализации монополии,
– заявил старший аналитик БКС Сергей Суверов.
Злую шутку с компанией сыграли и амбиции. Да, «Газпром» строит «Северный поток-2» и «Турецкий поток», есть немалое число не менее значимых для импортеров проектов. Однако при этом глава «Газпрома» Алексей Миллер в 2008 году заявлял, что холдинг в течение 10 лет взлетит в своей стоимости и достигнет заветной цели в 1 трлн долларов капитализации. Однако этого не случилось, а рынок не прощает таких просчетов.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер. Фото: StockphotoVideo / Shutterstock.com
Потери в итоге понесли все: и сама компания, и государство как основной акционер, и даже жители России. В 2008 году капитализация «Газпрома» составляла 360 млрд долларов. Затем вместо бурного роста до цели в 1 трлн долларов она снизалась в семь раз.
По оценкам экспертов, государство потеряло на падении стоимости акций «Газпрома» более 140 млрд долларов. Это значит, что за последнее десятилетие каждый житель России потерял 1 тыс. долларов.
ТЭК: уверенное будущее с серьезными рисками
«Газпром» добывает немногим менее 500 млрд кубов, «Новатэк» (с учетом его доли в «Ямале СПГ» после полного запуска проекта к 2020 году) будет добывать не больше 70-80 млрд. Однако рынок больше верит в «Новатэк», – сказал Суверов.
Эксперты связали этот факт с более понятными для инвесторов проектами, которые курирует «Новатэк». Речь, например, идет о проекте «Арктик СПГ-2», который нравится инвесторам более прозрачной политикой вложений и меньшими рисками, в сравнении с «политизированными» проектами «Газпрома».
Огонь, вода и медные трубы
Эксперты отметили, что «Газпром», являясь основной газовой госкомпанией, должен продвигать самые глобальные проекты в энергетической сфере. Газ из России идет в Европу по трубопроводам, строятся и новые ветки. Этот способ поставки действительно хорошо себя зарекомендовал, однако трубопроводы как основа бизнеса уходят в прошлое, считают специалисты.
«Газпром» со своей философией трубопроводного газа тормозит развитие газовой промышленности России и ставит под угрозу стратегические позиции нашей страны на мировом газовом рынке,
– заявил аналитик «Атон» Александр Корнилов.
Почему Швеция вновь взялась за «Северный поток-2»
Он отметил, что «Новатэк», в свою очередь, вовремя почувствовал перспективы поставок СПГ и эффективно ими пользуется. В «Газпроме» же заявили ранее о колоссальной убыточности своих СПГ-проектов, в которых, по словам представителей компании, больше нет смысла.
«За последние 10 лет экспорт СПГ в мире вырос почти в 1,9 раза – на 87%. При этом экспорт трубопроводного газа вырос на 6%. Это говорит о том, что газовый рынок – больше не рынок продавца. Правила диктуются покупателями», – сказал глава Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Действительно, газ по трубопроводам поставлять дешевле – почти нет никаких транспортных издержек. В то же время трубы привязаны к конкретным поставщикам и транзитерам. А это значит, что переориентировать поставки в случае осложнения внешнеполитической ситуации не получится. Если оба фактора считать своего рода «минами», то «Газпрому» удалось наступить на обе: он не развивал СПГ-проекты и потом получил проблемы с трубопроводами из-за политической ситуации.
Фото: evgenii mitroshin / Shutterstock.com
Пути развития
Специалисты отметили, что для выхода «Газпрома» из кризиса нужна масштабная либерализация российского рынка. Инвесторы ведь серьёзно обеспокоены тем, что львиную долю поставок контролирует связанная с государством компания.
Почему это плохо для остальных? Прежде всего, «Газпром», получается, отбирает долю рынка у независимых производителей. Которые, к слову, могли бы оказаться более современными и успешно выйти на мировые рынки, составив конкуренцию американским компаниям.
Саудиты намерены захватить долю России на мировом рынке нефти
Вместе с тем «Газпром» и сам лишился рынков сбыта, отсюда и снижение добычи на 15%. Среди причин эксперты выделили не только геополитику и трудные взаимоотношения России с партнерами, но и политику самой компании.
«Я думаю, никто не будет спорить, что в мире нет такой практики, когда государственные компании имеют монополию на экспорт энергоресурсов. То есть это такая специфическая российская вещь, которая подрывает развитие рынка в целом», – заявил Сергей Суверов.
Таким образом, «Газпрому» следует заняться не только диверсификацией поставок, но и расширением транспортных возможностей. Однако очевидно, что компания все же будет плотно заниматься трубопроводами, так как они возведены в статус государственных проектов. С этой точки зрения компания оказалась заложницей самого принципа, предполагающего одновременно сочетание монополии с госкомпанией.