Евросоюз создаёт собственную армию. Чем это грозит России?
К 2030 году наша страна рискует оказаться в таком же положении, в каком Русская Империя пребывала в годы Крымской войны XIX века: вся Европа – враги, а из союзников – лишь армия и флот.
Европейские элиты дозрели до создания собственных вооружённых сил. Решение, обсуждавшееся примерно с 2015 года, принято на фоне военной спецоперации России на Украине с очевидным прицелом на противодействие аналогичным шагам Москвы в будущем.
Создание европейской армии – яркий симптом конца единого Запада и одновременно эпохальное событие. Оно должно совпасть со свёртыванием демократии и переходом Европы к авторитарным, а то и тоталитарным формам правления.
Что означает для нашей страны появление в Европе жёсткого и хорошо вооружённого наднационального образования, русским людям объяснять не нужно.
Ударный потенциал Брюсселя
Решение о создании общеевропейских вооружённых сил было принято на совместном заседании министров иностранных дел и министров обороны стран – членов ЕС 21 марта, а затем утверждено лидерами Евросоюза в пятницу, 25 марта. Комплекс согласованных мер изложен в документе с прихотливым названием "Стратегический компас ЕС".
ЕС должен иметь возможность защищать своих граждан и способствовать международному миру и безопасности. Это тем более важно в то время, когда война вернулась в Европу после неоправданной и неспровоцированной русской агрессии против Украины, а также крупных геополитических сдвигов. Этот Стратегический компас повысит стратегическую автономию ЕС и его способность работать с партнёрами для защиты своих ценностей и интересов,
– говорится в документе.
Суть его сводится к тому, что ЕС создаёт соединение численностью до 5 тысяч военнослужащих (это чуть больше американской бригады), пригодное для использования в "кризисах различных типов". Кроме того, формируется оперативная группа числом до 200 полностью экипированных экспертов, которая может быть отправлена в горячую точку в течение 30 дней и будет способна действовать в "сложных условиях".
Также решено интенсифицировать учения на суше и на море, повысить военную мобильность европейских армий, упростить принятие совместных решений. Руководство ЕС намерено усилить разведку и кибербезопасность, создать собственную программу космической обороны и нарастить возможности по ведению информационных войн и морских операций.
Скриншот страницы сайта eeas.europa.eu
Анализируй это
"Компас" Евросоюза содержит два важных момента. Во-первых, он чётко и однозначно направлен против России; во-вторых, предназначен для того, чтобы отвязать силовую политику Европы от решений Вашингтона. В документе прямо говорится, что собственные силы нужны ЕС, "чтобы иметь возможность действовать быстро и решительно, когда разразится кризис, с партнёрами, если это возможно, и в одиночку, когда это необходимо".
Также обращают на себя внимание планы по созданию системы космической безопасности и наращиванию возможностей по проведению морских операций. Флот и космос – две чрезвычайно затратные сферы, основные расходы на которые до сих пор брали на себя американцы. Уже полвека континентальная Европа позволяет заокеанским партнёрам тратиться на авианосцы и спутниковые группировки, и если в Брюсселе задумались о самодостаточности в этих сферах, это значит, что в перспективе ожидается существенное снижение роли США в поддержании европейской безопасности.
План рассчитан до 2030 года и на этом промежутке явно не предполагает масштабных самостоятельных действий. Европа продолжит играть вторым номером, где-то следуя в фарватере американцев, где-то прячась за ними. Но всё более и более самостоятельно.
Примечательно, что постепенная мутация Евросоюза и превращение экономического объединения в военный блок не ускользнули от внимания отечественных экспертов.
Организация, которая традиционно является организацией финансово-экономической, торгово-экономической, местами политической, но никак не военной, фактически стала военной,
– отметил в разговоре с Царьградом Владимир Козин, член-корреспондент Академии военных наук России.
В свою очередь военный эксперт, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин уверен, что необходимость создания собственных сил быстрого реагирования осознавалась европейцами уже давно, но приступить к реализации идеи на практике мешала банальная жадность.
Эта проблема стоит перед ними ещё с 2014 года. Особенно после воссоединения Крыма с Россией: они пришли к выводу, что у них нет сил быстрого реагирования. И с тех времён всё идут дискуссии о том, чтобы создать эти силы. Но для них это очень сложно. Кто их будет финансировать? Они всё как бы пытаются на уровне финансирования государств, потому что общий финансовый бюджет у них – всего два миллиарда евро. И это, конечно, не так много, чтобы содержать какие-то вооружённые силы. То есть они, как коммерсанты, не хотят содержать какие-то силы, которые посягают на деньги, которые они могут прежде всего пилить между собой,
– рассказал эксперт Царьграду.
Примечательно, что, комментируя согласование "Компаса", глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил, что эта инициатива не означает создания европейской армии, так как страны ЕС и дальше будут иметь собственные вооружённые силы. Что ж, если придерживаться этой логики, то и НАТО является не военным блоком, а кружком кройки и шитья, ведь его члены сохранили собственные вооружённые силы.
Перерождение Европы
Предполагаемый уход американцев из Европы может быть вызван самыми разными причинами. Например, ослаблением позиций доллара в качестве международной резервной валюты. Ведь именно возможность неограниченно, буквально из воздуха создавать триллионы долларов является главным источником богатства США. Утрата американской валютой своего нынешнего положения выбьет из-под военного могущества Штатов экономический фундамент.
Кроме того, чем дальше, тем больше Вашингтон будет вынужден тратить сил и внимания на сдерживание Китая. В этом случае США могут и не уходить из Европы, но будут крайне неохотно идти на любые резкие движения из-за нежелания распылять силы. К слову, нечто подобное мы уже наблюдали в ходе последнего саммита НАТО, где США и ФРГ заблокировали попытку Польши организовать интервенцию на территорию Западной Украины.
Европе же придётся меняться просто в силу экономических причин. Начатая против России экономическая война привела к рекордному скачку цен на газ и спровоцировала Москву перевести расчёты за голубое топливо в рубли. В результате евро, так же как и доллар, будет терять позиции резервной валюты, при этом продукция европейских компаний уже становится неконкурентоспособной, а благосостояние населения вошло в штопор.
На днях президент Франции Эммануэль Макрон анонсировал введение в стране продуктовых талонов. По словам политика, получать их могут не только бедняки, но и представители среднего класса. То есть европейские элиты без иллюзий смотрят на последствия экономической войны с нашей страной.
В условиях катастрофического обнищания населения и массовой безработицы удержать власть, да и элементарный социальный порядок можно будет, только свернув и так дышащую на ладан демократию, перейдя к более простым и эффективным методам управления. Тем более что и институциональные и культурные предпосылки для трансформации общеевропейского дома в общеевропейский концлагерь уже давно созрели.
Германия взялась за старое
Сильнее всех от валютно-газовой войны с Россией страдает Германия. Три десятка лет наша страна была надёжным и безотказным поставщиком дешёвых энергоносителей, в первую очередь газа. Огромные объёмы и низкая стоимость топлива стали тем фундаментом, на котором развивалась немецкая промышленность.
Набрав экономического, а за ним и политического веса, Берлин занялся любимым делом – организовал очередной Drang nach Osten (натиск на Восток). В 2014 году министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер принял активное участие в низложении президента Украины Виктора Януковича, а сейчас немцы и вовсе ведут против нас прокси-войну, буквально заваливая украинскую армию своим оружием. На наших глазах отъевшаяся на сибирских углеводородах Германия вновь стала экзистенциальной угрозой для русского народа.
Царьград уже писал о глубокой интеграции вооружённых сил Литвы и Чехии в систему управления бундесвера. В сущности, немецкая армия уже обеспечила себе и плацдарм, и инфраструктуру для быстрого развёртывания в жизненно важном для нас регионе. В военном освоении Прибалтики активно участвуют и Нидерланды, чья экономика находится в теснейшем симбиозе с немецкой.
По данным ежегодного бюллетеня The Military Balance, издаваемого Международным институтом стратегических исследований, в 2021 году на долю Германии пришлось 16,4% от общего объёма военных расходов Европы; 17,5% составили расходы Франции, 19,6% – Великобритании, 9,4% – Италии. По 4% потратили Польша и Нидерланды, ещё 2,1% пришлось на долю Норвегии.
То есть из наиболее милитаризованных стран Европы только Италия и Франция (в силу географических причин) прямо не вовлечены в военное строительство и подготовку к войне с Россией. При этом политика Франции весьма и весьма агрессивна по отношению к нашей стране. Италия же не обладает какой-то заметной субъектностью и в случае любого конфликта последует за старшими партнёрами.
Континентальный рейх
Подготовка к созданию европейской армии ведётся с 2015 года. Именно тогда начался рост оборонных расходов стран – членов Евросоюза. Тогда же о необходимости коллективных вооружённых сил заговорили председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и глава комитета Бундестага по внешней политике Норберт Рёттген. Примечательно, что вопрос о создании европейской армии был поднят ещё до того, как в США к власти пришёл Дональд Трамп, не стеснявшийся в выражениях относительно европейских союзников и существенно поломавший евроатлантическую солидарность. К ноябрю 2019-го дело дошло того, что французский президент Эммануэль Макрон заявил, что у НАТО умер мозг, а европейцам пришло время думать о себе как о самостоятельной геополитической силе.
Прошлогодняя история со срывом гигантского контракта по строительству подводных лодок для ВМС Австралии французскими верфями показала, что партнёры окончательно перестали стесняться в отношении друг друга.
Посмотрев на риторику европейских лидеров, нетрудно заметить, что именно французские и немецкие официальные лица продвигают идею общей армии. При этом немцы не ограничиваются декларациями, а деятельно интегрируют вооружённые силы Чехии и Литвы в собственную военную машину.
В силу географических, исторических и экономических причин Париж более ориентирован на Средиземноморский бассейн и Африку, Берлин же явно нацелился на освоение жизненного пространства на востоке Европы.
При этом обе страны весьма органично дополняют друг друга. Франция располагает ядерным оружием, представлена в Совбезе ООН, имеет обширные заморские территории, зону влияния в Африке и Иностранный легион, позволяющий вести колониальные войны.
Немцы имеют слабый флот (их вооружённые силы вообще находятся сейчас в довольно потрёпанном состоянии), но при этом располагают мощнейшей промышленностью и ключевыми компетенциями во всех стратегически важных областях. Кроме того, Берлину удалось выстроить эффективные механизмы сотрудничества с восточноевропейскими союзниками и провести их экономическое поглощение.
Судя по всему, именно франко-немецкий союз станет костяком нового Евро-рейха, с которым России придётся иметь дело в ближайшие десятилетия.
Англичанка гадит и будет гадить дальше
Великобритания – одно из самых русофобских государств мира и один из "крепышей" Старого Света, на долю которого приходится почти 20% европейских оборонных расходов. Островное государство кровно заинтересовано, чтобы у континентальной Европы чем-нибудь были заняты руки (в противном случае Брюссель начинает душить британскую экономику). И потому Лондон как выступал, так и будет выступать провокатором и инициатором антироссийских кампаний.
Имея очень небольшую и сильно некомплектную армию, Лондон в последние десятилетия не жалел денег на развитие флота. Благодаря этому были построены два авианосца водоизмещением по 70 тысяч тонн каждый, десятки надводных кораблей и проведено обновление атомного подводного флота. В результате Британия сейчас достраивает флот, выглядящий как уменьшенная, но вполне функциональная копия американского. С учётом традиционно сильных позиций Британии в разведке островное государство будет ценным союзником Берлина и Парижа в конфликтах с Москвой, каковые и будет создавать на каждом шагу.
Что с того?
Специальная военная операция России ускорила тектонические сдвиги, которые и без того шли в глубинах коллективного Запада. ЕС сделал очередной шаг к обретению большей самостоятельности в качестве геополитического игрока.
Однако предстоящий раскол некогда единого Запада и вероятное ослабление США отнюдь не означают улучшения геополитического положения России. Напротив, положение нашей страны всё более напоминает то, в котором Русская Империя оказалась в годы Крымской войны: вся Европа – либо открытые, либо скрытые враги. А это, в свою очередь, означает, что текущую военную спецоперацию наша страна просто обязана довести до конца. Притом без уступок и договорняков. Любой компромисс, например, по вводу европейских миротворцев на Западную Украину, уже в ближайшем будущем будет использован против нас.