Единый день голосования за... мощную русскую армию
В Москве прошёл Единый день приёмки военной продукции, который показал, что Россия становится всё зубастее и сильнее
Военные аналитики США содрогаются: Россия обрастает высокоточным оружием
В этот день никто не гонит в Москву колонны новенькой боевой техники. Не везёт к Национальному центру управления обороной России вооружение в трейлерах. Не тащит прикреплённые цепью к запястью чемоданчики с секретной документацией и актами сдачи-приёмки. Техника едет в войска своим порядком, документы передаются и подписываются — своим, а военные представители отправляют рапорты командованию — своим. Тем не менее Единый день приёмки военной продукции символически олицетворяет именно эту картину. Он является одновременно и совещанием, на котором подводятся итоги поставки в войска военной техники и вооружений от предприятий оборонно-промышленного сектора (ОПК), и шоу, предназначенным для освещения того, как оснащаются вооружённые силы страны, как обстоят дела с работой над производством современных и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники. Чтобы налогоплательщик знал, что деньги его расходуются не зря, и видел, что его безопасность обеспечивается надёжно и уверенно.
Поза ротного пулемёта или усталого, но гордого победителя?
Формально это единый день, когда подводят итоги выполнения гособоронзаказа по каким-то конкретным видам боевой техники, — осветил "Царьграду" формальную и неформальную сторону этого мероприятия военный обозреватель Виктор Литовкин. — Он потому и называется Единым днём приемки, что на нём все отчитываются: те, кто должны были осуществить к данному сроку поставку готового вооружения в войска.
А если неформально описать это событие, продолжил эксперт, то сидят в Национальном центре обороны представители Вооружённых сил, и им тот или иной завод рассказывает, что у него происходит с выполнением гособоронзаказа, что делается, что сделано, что не сделано, какие есть недоработки, проблемы, которые надо решать. В свою очередь представители армии и флота докладывают о том, какие изделия поступили на вооружение, приняты и развёрнуты.
Словом, получается что-то вроде большого селекторного совещания, только по всей стране, по всем предприятиям, которые выполняют гособоронзаказы, — пояснил Литовкин. — И в один день подводятся итоги работы по всем важнейшим предприятиям. Сразу видна картина всего, что происходит с выполнением гособоронзаказа.
Но ведь это же армия, припомнил боевое прошлое корреспондент "Царьграда". А если кто-то чего-то там не выполнил, с ним что делают? Сразу ставят в позу ротного пулемёта?
Ну, такое было бы уже перебором, — продолжил Виктор Литовкин. — Не тот уровень. Просто стараются разобраться, в чём причина, намечают какие-то меры по выполнению задания, по выходу из этой ситуации. Когда-то в таких случаях может идти речь о выделении дополнительных денег, а когда-то, может быть, и дополнительного следователя. Или прокурора. Но это не правило, конечно.
Но в основном, по свидетельству военного эксперта, предприятия отечественного ОПК по итогам военной приёмки занимают позу усталого, но гордого своим успехом победителя.
В военном производстве тоже есть свои победы. Как и поражения
В целом оценку Виктора Литовкина подтвердил и министр обороны России, генерал армии Сергей Шойгу. В своём выступлении по ходу Единого дня приёмки военной продукции он рассказал, что "за прошедший год в армию и на флот поступило более 3,5 тысяч перспективных образцов вооружения и военной техники".

Министр обороны РФ Сергей Шойгу. Фото: www.globallookpress.com
Конкретно в цифрах это означает, что в результате реализации государственного оборонного заказа в 2017 году в вооружённые силы страны было поставлено "свыше 110 самолётов и вертолётов, два боевых корабля, три бригадных комплекта ОТРК «Искандер-М», девять зенитных ракетных систем и комплексов различного класса, 116 крылатых ракет оперативно-тактического назначения «Калибр», более 400 единиц бронетанкового вооружения". Параллельно войска получали инженерную и автомобильную технику, средства связи, авиационное вооружение и боеприпасы.
В этом списке и ряд новинок, о которых сообщал "Царьград".
В частности, это модифицированные зенитные комплексы "Тор-М2", которые заступили на боевое дежурство в Ростовской области. В отличие от ЗРК семейства "С", эти комплексы — тактического назначения, то есть самим фактом своего нахождения вблизи Донбасса призваны избавлять украинское руководство от излишней агрессивности в отношении народных республик.
Это и бригадный комплект ЗРК "Бук-М3" уже средней дальности совсем новой разработки. Это и полки МБР "Ярс", поставленные на дежурство в Новосибирской области, где их не достанут никакие американские крылатые ракеты во исполнение плана "первого обезоруживающего удара". Это и вошедший в состав Черноморского флота третий фрегат проекта 11356 "Адмирал Макаров".
Всего же гособоронзаказ по поставкам новых образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в прошлом году оказался выполнен на 98,5%, по ремонту — на 96,7%. То есть, по поощряющим словам министра обороны, "достигнутые результаты свидетельствуют о том, что предприятия промышленности в основном выполняют взятые на себя обязательства".
Сравнение в пользу России
В прошлые разы Единый день приёмки военной продукции проходил, в общем, по той же схеме. Министр обороны объявлял о подведении итогов приёмки продукции военного назначения и объектов строительства инфраструктуры. Затем он сообщал, сколько и чего за тот или иной отчётный период было поставлено в войска предприятиями ОПК.
Для сравнения: в прошлом году летом объявлялось, что на вооружение приняты бригадный комплект оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер-М", 11 самолётов и шесть вертолётов различных классов и целевого предназначения, девять радиолокационных станций различной модификации, многоцелевой сторожевой корабль "Совершенный", два рейдовых катера, тяжёлый плавучий причал для ракетного подводного крейсера класса "Борей", 60 крылатых ракет морского базирования "Калибр".
Интересно сравнить и показатели ритмичности: по состоянию на июль 2017 года гособоронзаказ был выполнен "по поставкам новых образцов вооружения на 34,2%, по ремонту — на 42,2%". Тогда Сергей Шойгу счёл это "удовлетворительными показателями ритмичности производства предприятий ОПК", но как раз сегодня видно, что ритмичность эта весьма относительна: две трети работ исполняются всё же во втором полугодии.
Поставляется, впрочем, не только вооружение. В один из прошлых Единых дней прозвучал отчёт, например, о том, что вооружённые силы получили столько-то "новейших модульных комплексов для отбора кандидатов на военную службу по контракту". Они представляют собой нечто вроде офиса кадрового агентства в смеси с передвижкой для агитбригады: есть и офисное оборудование, и информационный терминал, и кузов-контейнер, который трансформируется в сцену. И всё это на колёсах, точнее, на высокопроходимом шасси, чтобы такая "передвижка" могла, по словам замминистра обороны Николая Панкова, "расширить географию агитационного воздействия, повысить конкурсность при отборе и привлечь на военную службу по контракту граждан из отдалённых населённых пунктов".
А многое ещё в перспективе. Так, к нынешней дате в печати появилась информация, что "Уралвагонзавод" довершил модернизацию танков Т-90М, первый батальон которых вскоре будет передан в армию. Машина получила новый боевой башенный модуль с мощным комплексом вооружения и автоматизированной системой управления, с тепловизионным прицелом, с новой модульной динамической защитой. Использован в том числе и опыт, полученный в Сирии.
В начале года должны завершиться испытания и танка Т-80БВМ после модернизации. В её ходе были улучшены его огневая мощь, защищённость, подвижность, что приблизило этот, в общем, не без недостатков танк к характеристикам основного боевого танка Т-72Б3.
На подходе также соосные беспилотные вертолёты от холдинга "Вертолёты России" со взлётной массой до 500 кг. С планируемыми для него мощными системами вооружения и мониторинга он будет настоящей неотвратимой "летающей смертью" для террористов.
В общем, всё — на пользу России.