Чуда не произошло: ЦБ продолжит жесткую денежно-кредитную политику
Российский Центробанк остается верен своей ущербной денежно-кредитной политике, которая стала одной из ключевых причин стагнации в экономике страны. Совет директоров ЦБ сохранил ключевую ставку на уровне 7,5% годовых.
На Неглинной заявляют, что ситуация на финансовом рынке «стабилизировалась», экономика растет «темпами, близкими к потенциальным»; тем не менее, инфляционные риски «остаются на повышенном уровне», так же как и инфляционные ожидания, реагирующие на ослабление рубля и предстоящее повышение НДС.
Кроме того, в ЦБ называют геополитический фактор одним из ключевых на ближайшую перспективу.
Из заявления совета директоров Банка России:
Сохраняется высокая неопределенность относительно дальнейшего развития внешних условий и их влияния на цены финансовых активов. Дальнейший рост доходностей на развитых рынках, отток капитала из стран с формирующимися рынками и геополитические факторы могут привести к усилению волатильности на финансовых рынках и оказать влияние на курсовые и инфляционные ожидания.
Напомним, что с начала этого года ЦБ снижал ключевую ставку дважды – в феврале и марте, по 0,25 процентного пункта. В сентябре регулятор принял решение о повышении ключевой ставки на 0,25 процентного пункта, до 7,5% годовых.
Греф и Набиуллина поменялись местами
Это произошло впервые с 2014 года на фоне резкого ослабления курса рубля, возросших инфляционных рисков и санкционного давления.
В этих условиях, по мнению совета директоров Центробанка, шансов на смягчение денежно-кредитной политики практически нет. На Неглинной отмечают, что будут оценивать целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки, принимая во внимание динамику инфляции, а также учитывая риски со стороны внешних условий.
Глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков назвал действия Центробанка достаточно последовательными и предсказуемыми. Накануне заседания совета директоров Банка России он заявил Царьграду, что сюрпризов не ожидает, скорее всего, ставка останется на прежнем уровне.
На вопрос о вероятности снижения ставки господин Аксаков заявил, что сейчас ЦБ не станет этого делать по нескольким причинам.
Фото: www.globallookpress.com
«В Америке выборы накаляются. И в период перед выборами начинается мощная риторика, в том числе разговоры о санкциях против России и Китая. Соответственно, это все влияет на нашу денежную составляющую, и ЦБ должен на это реагировать. Но мы уже адаптировались к санкционным решениям, - отметил депутат. - И все-таки нет причин для того, чтобы повышать ключевую ставку, но я думаю, что и понижать сейчас ЦБ не в состоянии. Потому что он должен выждать время, посмотреть, как развернутся события в США. Еще же и действия ФРС влияют на нашу денежную составляющую. Я полагаю, что и ФРС сейчас не будет повышать свою ставку, поскольку президент США отсигнализировал».
Вместе с тем господин Аксаков согласен, что Банк России и кабмин проводят слишком жесткую денежно-кредитную политику, которая не позволяет отечественной экономике совершить вожделенный рывок.
«Надо менять структуру экономики, и дальше всё пойдет быстро, по нарастающей. Разговоры о том, что мы не сможем достичь темпов нулевых лет, уйдут в прошлое, потому что мы сможем этого добиться», - убежден депутат.
Академик РАН Сергей Глазьев неоднократно заявлял, что Банк России действует как «автомат, запрограммированный МВФ». «Когда мы рассуждаем об ущербности той или иной политики, нужно понимать, что она проводится потому, что это кому-то выгодно. Не может такая абсурдная политика вестись, если бы у нее не было мощных сил, которые ее поддерживают», - уверен академик.
Фото: ruskpp/shutterstock.com
«Старшие партнеры за океаном их, собственно, и держат за то, что они проводят правильную экономическую и финансовую политику, - вторит академику экономист Михаил Хазин. - Они решают для старших партнеров две главные задачи. Обеспечить максимальный отток капитала. И поэтому они запрещают ограничение валютных спекуляций, дешевые кредиты и рублевые инвестиции. И второе – это недопущение внутренних инвестиций в российскую экономику. Вот это две задачи, которые решают Центробанк и правительство».
Эффект бабочки: Как выборы в США могут обрушить экономику России
Главный экономист «Эксперт РА« Антон Табах называет принцип работы российских финансовых властей «через тернии к звездам». «Если послушать официальные заявления (что из ЦБ, что из Минфина), жесткая денежно-кредитная политика в сочетании с жесткой бюджетной политикой и накоплением резервов - это замечательно, потому что потом при низкой инфляции и стабильном бюджете все цветет, - отмечает эксперт. - Проблема в том, что если активно доить, мало кормить и еще держать в смирительной рубашке, могут быть самые негативные последствия».
Экономист Владислав Жуковский еще более категоричен: «У нас главные субъекты, блокирующие напрочь развитие России, отрезающие ее от инновационного, технологического развития, проведения модернизации, исполнения майских указов президента, - это именно финансово-экономический блок: правительство, ЦБ России и те олигархические кланы, которые вокруг них выстроены, которые являются главными бенефициарами этой политики обескровливания экономики».
Фото: www.globallookpress.com
Отношение отечественных финансовых властей к реальному сектору экономики хорошо иллюстрирует заявление ЦБ, сделанное не так давно, о том, что кредитование производства, сельского хозяйства и строительства является угрозой для так называемой стабильности в российской экономике.
Из аналитической записки Центробанка:
Среди отраслей, которые, вероятно, наиболее уязвимы к финансовым шокам: строительство, операции с недвижимостью, сельское хозяйство и некоторые обрабатывающие производства. В силу этих особенностей финансовые шоки могут сильнее сказаться на российской экономике, чем на европейской. Поэтому поддержание финансовой стабильности требует особенно тщательного мониторинга и анализа ситуации в данных отраслях.
Академик Сергей Глазьев уверяет, что анализ экономического роста за последние 100 лет показывает, что все страны, которые совершили экономическое чудо, начинали его с роста инвестиций.
«А перед этим они создавали механизмы финансирования этих инвестиций за счет расширения кредита, который они создавали целевым образом, опираясь на государственную монополию создания денег, - отметил эксперт. - И только наш Центральный банк считает, что он должен изымать деньги из экономики, а не создавать».