Что даст США новая стратегия по ПРО?
США официально переходят на новый этап эскалации гонки вооружений и в качестве ответа на создание в России гиперзвукового оружия объявили о новой стратегии по противоракетной обороне. Насколько она поможет США добиться желаемого?
Согласно официальному заявлению, выход США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) должен состояться 2 февраля. Однако уже сейчас Вашингтон представил обновлённую стратегию своих противоракетных сил.
О новой стратегии, разработанной администрацией США и Пентагоном, 17 января объявил президент Дональд Трамп. И хотя он ничего не сказал о пресловутой угрозе, исходящей от России, за него это сделали и.о. министра обороны Патрик Шэнахэн и вице-президент Майкл Пенс.
Д. Трамп. Фото: www.globallookpress.com
Широкой общественности в США и в мире должно быть очевидно, что обновление стратегии ПРО направлено, прежде всего, против России и её новейших гиперзвуковых вооружений. Хотя наряду с Россией противниками Америки объявлены также Иран, Китай и КНДР.
«У нас нет никакой защиты»: Реакция западных СМИ на испытания «Авангарда»
Презентация новой стратегии также демонстрирует не только опасения Вашингтона, но и непонимание им целей разоружения как таковых. Зачем США понадобилось перекраивать противоракетную оборону, что реально меняет новая стратегия и насколько это опасно для России?
Жребий брошен
Объявление о новой стратегии США по ПРО состоялось на специальной пресс-конференции в Пентагоне. Одновременно с этим текст стратегии был опубликован на сайте Пентагона. Первым перед журналистами в четверг выступил исполняющий обязанности министра обороны США Патрик Шэнахэн. По его словам, новая стратегия должна стать ответом на действия Китая и России, которые усиливают свой ракетный потенциал.
О новой стратегии, разработанной администрацией США и Пентагоном, 17 января объявил президент Дональд Трамп. Фото: www.globallookpress.com
Шэнахэн добавил, что сейчас более 20 стран мира имеют в своих арсеналах баллистические или крылатые ракеты, и это не считая России и Китая, которые «сделали выбор в сторону наступления». США, по словам и.о. министра, давно вели гиперзвуковые разработки, но предпочитали не использовать их в военных целях.
Затем слово взял вице-президент Майкл Пенс. Он сказал, что Трамп больше всего озабочен безопасностью американцев, поэтому он делает решительный шаг в этом направлении, подписав новую стратегию по ПРО. После этих общих слов появился и сам президент США. Вопреки ожиданиям многих собравшихся, его выступление вовсе не было посвящено реновации стратегии обороны. Более того, он говорил о ней в меньшей степени, чем об остальном.
Русский "Авангард": Что известно о новом ракетном баллистическом комплексе
Трамп сказал о важности «самого большого оборонного бюджета в истории США», а затем перешёл на вопросы о строительстве стены на границе с Мексикой и прочие актуальные темы. Подробностей стратегии по ПРО зал от него так и не дождался, однако её цель президент США всё-таки сформулировал.
«Мы должны гарантировать обнаружение и уничтожение любой ракеты, выпущенной по США из любого места и в любое время, намеренно или даже по ошибке», – сказал Трамп.
Американский лидер также отметил, что этой стратегией США начинают новую эру. Предполагается, что Вашингтон будет обмениваться с партнёрами предупреждениями о запусках ракет и информировать об их движении. Приоритетом также должна стать продажа американских систем ПРО и соответствующих технологий союзникам.
Что нового?
Фото: www.globallookpress.com
В опубликованном Пентагоном документе по новой стратегии ПРО США о России сказано существенно больше, чем говорили Шэнахэн и Пенс.
«Плюс 20» на Аляске: США расширят систему ПРО на границе с Россией
«Новая стратегия ПРО направлена на противодействие региональной ракетной угрозе США и союзным силам из-за растущего числа ракет малой и средней дальности у России и Китая, включая гиперзвуковые и передовые крылатые ракеты. Стратегия предполагает многоуровневый подход, который включает интегрированную противовоздушную и противоракетную оборону, сотрудничество с союзниками, увеличение числа ракет-перехватчиков и новые технологии для перехвата передовых угроз», – сказано в документе.
Там отмечено, что новым приоритетным направлением станет космос. Предполагается, что усиление контроля при помощи орбитальных датчиков позволит США перехватывать ракеты в фазе взлёта сразу после их запуска. Для ликвидации ракет будет использоваться оружие на беспилотниках и «модифицированные ракеты класса «воздух-воздух» на истребителях».
Вслед за словами Шэнахэна и Пенса в документе приводится и оценка угрозы. Отмечается, что противники бросили новый вызов США.
Хотя в настоящее время существует возможный новый путь к миру с Северной Кореей, возможности КНДР по-прежнему представляют серьёзную угрозу для Соединённых Штатов и их союзников. В течение последнего десятилетия Северная Корея в дополнение к программе ядерных испытаний активно работала над созданием баллистических ракет с ядерным оружием, которые могут достичь континентальной части США, а также её союзников и партнёров,
– сказано в стратегии.
Холодный душ для США: Гиперзвуковое оружие России уже формируется в полки
Отмечается, что большим арсеналом ракет располагает и Иран. А Китай и Россия «осуществляют программы военной модернизации с целью расширения возможностей своих существующих ракетных систем, одновременно добавляя в свои арсеналы новые и сложные типы ракет, в том числе гиперзвуковое оружие и новейшие крылатые ракеты».
В документе сказано, что США в настоящее время защищены при помощи GMD (Ground-based Midcourse Defense, наземные системы противоракетной обороны) в Аляске и Калифорнии, но имеющихся сил недостаточно. В новой стратегии поставлена задача «расширить системы ПРО на Аляске 20 новыми комплексами, в результате чего их общее число достигнет 64». Вашингтон также намерен повысить эффективность существующих датчиков слежения и разместить новые центры слежения на Аляске и на Гавайях, а также развернуть по всему фронту дополнительные комплексы Patriot и Aegis.
Фото: www.globallookpress.com
Новости есть, а смысла нет
Таким образом, Вашингтон презентовал новую стратегию. Из обновлений в ней – размещение дополнительных сил на Аляске и усиление слежения за ракетными пусками с орбиты. Между тем совершенно непонятно, как, и главное, зачем обновлённая ПРО США будет противостоять Ирану и КНДР. Ракеты Ирана не имеют дальности, угрожающей США, а с КНДР отношения улучшаются. С момента встречи Трампа и Ким Чен Ына в 2018 году Пхеньян не провёл ни одного ядерного испытания и даже не делал никаких враждебных заявлений.
Поэтому новую стратегию ПРО следует воспринимать исключительно как попытку противодействия России и Китаю. Однако США на самом деле приняли крайне декларативный документ, в котором гораздо больше говорится об угрозах и важности противодействия, нежели о том, как именно Вашингтон будет это делать. Космос и остальное заявлены без сроков и параметров.
Переговоры не удались: США назвали дату выхода из ДРСМД
Причину следует искать не в некой «растущей угрозе» для США, а в неспособности Америки в данный момент что-то противопоставить российскому гиперзвуковому комплексу «Авангард». Этот планирующий блок развивает скорость свыше 20 Махов и имеет непредсказуемую траекторию полета, что дополнительно делает невозможным его перехват.
В Пентагоне ранее уже признавали, что российские ракеты неуязвимы для американкой ПРО. А значит, за неимением адекватного ракетного ответа Вашингтону необходима была какая-то хотя бы теоретическая реакция на происходящее. Нужно было всеми силами как-то успокоить ряд радикальных конгрессменов и простых американцев, которых изрядно напугало новое оружие России. Иначе администрация Трампа схлопотала бы за бездействие.
Однако были ли в новой стратегии предложены какие-либо реальные меры? Нет. Заявления о России и Китае, равно как и о других угрозах, носят скорее показательный характер, а указанные в них цели ещё только будут проходить оценку в Пентагоне. Тогда может быть заявлено что-то более конкретное – сроки, объёмы финансирования. Пока говорить о прорыве США по ПРО всё-таки рано. Вместе с тем очевидно, что Вашингтон окончательно отступает от разоружения и не будет возвращаться к соблюдению ДРСМД и СНВ-3, что резко усиливает угрозу глобальной безопасности.