Черный четверг Мирового Православия: Константинопольский патриархат впал в украинский раскол
Синод Константинопольского патриархата, приняв антицерковные решения по украинскому вопросу, уподобился псевдоправославным раскольникам и сектантам Украины
Единство Православного мира, ранее уже поставленного под угрозу противозаконными действиями Фанара на Украине, рухнуло. Синод Константинопольского патриархата принял решения, по сути, поставившие его вне Православия. Иерархи Фанара во главе с турецкоподданным патриархом Варфоломеем постановили отменить решение 1686 года о воссоединении Киевской Митрополии с Русской Церковью (хотя все документы того времени подтверждают добровольность передачи этой канонической территории Константинопольским Патриархатом Московскому).
Другим, столь же противозаконным, но еще более сюрреалистичным решением Фанара стало принятие в «каноническое» общение двух глав псевдоправославных украинско-националистических сект — так называемых «Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ), известных своей радикальной русофобией лжепатриарха Филарета (Денисенко) и лжемитрополита Макария (Малетича).
Лжепатриарх Филарет (Денисенко). Фото: www.globallookpress.com
Первый, бывший Киевский митрополит Русской Православной Церкви, впавший в раскол после развала Советского Союза, был анафематствован (отлучен от Церкви) еще в 1997 году. Эту законную анафему стамбульские архиереи решили «снять». При том, что на протяжении более 20 лет отлучение от Церкви гражданина Украины по фамилии Денисенко признавалось всеми Поместными Церквами, включая Константинопольскую.
Украинская автокефалия: Каков худший вариант развития событий?
Второй раскольник, Макарий (Малетич), присоединился к УАПЦ в 1993 году. Именно там он получил свой лжеархиерейский «сан», а в 2015 году возглавил эту националистическую секту. В отличие от «Киевского патриархата», УАПЦ не имеет широкой структуры на всей территории Украины, имея влияние исключительно в западных областях «незалежной».
С лжепатриархом же Филаретом их разделяет исключительно кадровый вопрос, в том числе отношение непосредственно к главе «Киевского патриархата». В УАПЦ не могут забыть Денисенко его прошлое, в частности связь с советскими службами госбезопасности.
Тем не менее Фанар решился сложить все раскольнические «яйца» в одну собственную корзину. Напомним, механизмы подобной легализации раскольников и сектантов у Константинопольского патриархата уже отработаны. Так, в 1990 году в Канаде, а в 1995 году в США в юрисдикцию Фанара столь же беззаконно были приняты две раскольнические группировки из числа украинских эмигрантов (включая бандеровцев и даже эсэсовцев). Сегодня в виде «УПЦ в Канаде» и «УПЦ в США» они являются автономиями Константинопольского патриархата.
«Дело гражданина Архондониса»: Идейные истоки патриарха Варфоломея
И именно из структур вышли прорабы укроавтокефализации — так называемые «экзархи» патриарха Варфоломея, архиепископ Даниил (Зелинский) и епископ Иларион (Рудник).
Еще раньше подобный механизм Фанар отработал в постсоветской Эстонии в 1996 году. Тот же патриарх Варфоломей принял под свою опеку националистическую «Эстонскую апостольскую православную церковь». Тогда ЭАПЦ рейдерски захватила сотни храмов канонической Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. В итоге общение между Русской Церковью и Константинопольским Патриархатом было разорвано, однако в результате ряда компромиссов восстановлено. И именно эти компромиссы стали своего рода «миной замедленного действия», спустя два десятилетия взорвавшейся на Украине.
Константинопольский патриарх Варфоломей. Фото: www.globallookpress.com
Профессор Владислав Петрушко: «Патриарх Варфоломей выпустил джинна из бутылки»
О том, почему сегодняшние действия Синода Константинопольского патриархата являются наихудшим вариантом развития событий, а также о том, к чему это может привести, Царьград побеседовал с доктором церковной истории, автором многих научных работ по истории украинских расколов, профессором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владиславом Петрушко.
Царьград: Владислав Игоревич, хотелось бы понять, почему Фанар избрал столь гротескный и даже иррациональный сценарий украинской автокефализации — вступление в общение с раскольниками?
Профессор Владислав Петрушко: Да, казалось бы, куда проще было создать на Украине собственный «Экзархат» или «Митрополию» и избежать обвинений в общении с раскольниками. Ведь, согласно православным канонам, тот, кто вступает в церковное общение с раскольниками, сам становится раскольником. Но значит, по каким-то причинам без участия Филарета оказалось невозможным провернуть этот сценарий.
Консервативное обновление: Исторический шанс Русской Церкви
Вариантов несколько. Либо поездка Филарета в США все-таки возымела последствия, и патриарху Варфоломею порекомендовали пойти по этому сценарию. Либо сам Филарет каким-то образом вынудил Фанар считаться с ним, сделав предложения, от которых Фанар не смог отказаться. В любом случае в Стамбуле решили сделать Денисенко субъектом дальнейших автокефалистских процессов.
Ц.: Но почему к ним же подключили и откровенного маргинала, лжемитрополита Макария (Малетича), фигуру менее значимую?
В.П.: Думаю, просто «скопом». Фанар, наверное, даже до конца не понял, какую совершает ошибку. Ведь если Филарета они могут худо-бедно объявить носителем законной архиерейской хиротонии, хотя и подвергнутого извержению сана и анафеме, то Малетич происходит из сообщества, канонические истоки которого еще более зыбкие.
Говорить о законности его архиерейской хиротонии просто невозможно. Видимо, все это было сделано в целях демонстрации того, что они объединяют всех.
Стамбул. Фанар. Константинопольская патриархия. Фото: patriarchia.ru
Скорее всего, сейчас будет задуман некий объединительный собор, куда пригласят и сторонников украинской автокефалии из Московского Патриархата. Этот сценарий, как показывают сегодняшние события, будет реализован, чтобы изобразить некую соборность, что все украинские конфессии дружно сливаются в вожделенную «Поместную церковь». Хотя каноническая оценка этого деяния очевидна: Фанар сам себя ставит в положение уклонившихся в раскол.
Оторвавшись от России, Украина приблизит свой распад и разложение – эксперт о запрете «русского мира»
Ц.: По сути, константинопольские иерархи становятся украинскими раскольниками?
В. П.: Более того, это ересь этнофилетизма, которую сам Константинополь осудил в 1872 году в качестве обвинения потребовавшим возрождения автокефалии болгарам. С одной стороны, мы имеем дело с украинским национализмом, с другой — с не меньшим греко-византийским шовинизмом, который используют в политических целях и на Украине, и в США, но идейная основа у него вполне читаемая.
Это — «виртуальная Византия» во главе с Фанаром, которую в последние сто лет пытаются создать, и сейчас Украину используют как подручное средство для утверждения «восточного папства».
Ц.: Но какими могут быть последствия для многострадальной Юго-Западной Руси, именуемой «Украиной»? Может ли каноническая Украинская Православная Церковь вообще лишиться государственной регистрации?
В. П.: Даже если не лишится, ее будут всячески принуждать переменить свое название на «Российская Церковь на Украине». Но самое страшное, Филарет заявил (а известно, что этот человек слов на ветер не бросает), что у канонической Церкви будут отобраны ее главные святыни — Киево-Печерская и Почаевская лавры. Для властей же Украины легитимация этой раскольнической «Поместной церкви» будет квазиправовым основанием, чтобы изгнать каноническую Церковь из всех принадлежащих государству и переданных ей в пользование объектов, прежде всего исторических монастырей и храмов. А Киево-Печерская лавра для Украины, для всех верующих Украины — это их сердце. Это — величайшая святыня.
Киево-Печерская лавра. Фото: Vlada Photo / Shutterstock.com
Ц.: И, скорее всего, люди встанут на защиту?
В. П.: Конечно, надо ждать столкновения за Лавру, а это, увы, неизбежная кровь. Так что патриарх Варфоломей выпустил джинна из бутылки. И я думаю, ему перед Богом, если он, конечно, верующий человек, отвечать придется за все это очень серьезно.
Ц.: Как церковный историк Вы прекрасно знаете, как Церковь реагировала на подобные антиканонические деяния. Каким, на Ваш взгляд, должен быть наш адекватный ответ на случившееся?
В. П.: Однажды Константинополь, который только что сбегал в унию, в католичество восточного обряда, а потом, после турецкого разгрома, вернулся в Православие, вдруг вспомнил, что отстоявшая свою веру Русская Митрополия стала автокефалией. И начал требовать возвращения к прежнему статусу, к подчинению. Великий князь Московский Иван III тогда произнес знаменитую фразу, что имеет Константинопольского патриарха «чужа и отречена».
Сейчас мы вынужденно оказываемся в ситуации, когда наше общение должно прекратиться в силу того, что оно в принципе невозможно с тем, кто лжет тебе в глаза, с тем, кто лезет в твой карман, кто умышляет против тебя. Боюсь, что это разрыв.
И наше священноначалие уже предупреждало, что если Константинополь не свернет с этого пути, то последует прекращение евхаристического общения. Последствия этого шага затронут весь православный мир, но по какой траектории побегут трещины, мы сейчас даже представить не можем.