ЦАР: Российским журналистам вход воспрещен
Сегодня в Центральноафриканской Республике (ЦАР) погибли журналист Орхан Джемаль, режиссер Александр Расторгуев и оператор Кирилл Радченко, которые работали там над документальным фильмом о ЧВК «Вагнер». Что творится в этой далекой африканской стране?
Пока очень рано говорить о причинах и обстоятельствах этого трагичного инцидента, подробности которого еще выясняются. Но тот факт, что это произошло в ЦАР, человека, мало-мальски разбирающегося в ситуации в этой стране, едва ли удивит. ЦАР — «Сирия в Африке», а в некотором отношении даже хуже Сирии. Если Башар Асад контролирует 2/3 территории Сирии, то президент ЦАР — лишь 1/5.
Запад vs Россия: Кому достанутся африканские ресурсы
Богатая алмазами, ураном и золотом Центральноафриканская республика превратилась в поле боя в 2013 году, когда президента-христианина Франсуа Бозизе свергли повстанцы-исламисты. В конфликт вмешалась Франция, исторически доминировавшая в регионе. Но, несмотря на прибытие французских военных, преемнику Бозизе Фостен-Арканжу Туадере удается контролировать лишь небольшую территорию вокруг столицы Банги. И это еще при поддержке 13-тысячных миротворческих сил ООН.
Туадера понял, что без серьезной поддержки его страна повторит судьбу Афганистана, Ливии и других «failed states». Тогда он обратился к России. В октябре прошлого года, во время визита Туадеры в Сочи, Банги и Москва договорились о перевооружении армии ЦАР. Центральноафриканский президент попросил направить 1500 военных со стрелковым вооружением, гранатометами и бронетехникой. В декабре ООН дала добро на поставки российского вооружения и обучение местных военных.
Фото: www.globallookpress.com
Франция и другие натовские союзники — США и Британия — были крайне недовольны этим и требовали, чтобы российские поставки были ограничены легким вооружением. Да и, кроме того, появление русских в ЦАР означало то же самое, что и прибытие ВКС в Сирию. Обе страны некогда были колониями Франции.
Россия возвращается в Африку
Французы ревностно наблюдают за тем, как русские военные разъезжают на американских «Фордах», которые США поставили в ЦАР в рамках военной помощи. Но, в отличие от французских военных, которые обеспечивали сохранность скорее алмазных копий и урановых рудников, чем людей, русские вызывали у местных больше доверия. На годовщине своего переизбрания в марте Туадера прибыл на стадион в компании охраны, состоящей из людей европейской внешности в униформе без опознавательных знаков.
Чтобы развеять слухи о том, кто эти люди, Туадера заявил о существовании «отряда российских спецподразделений для усиления безопасности президента». Русские военные не только контролируют администрацию президента, его гараж и бронетехнику, но и имеют беспрепятственный доступ к перемещениям Туадеры, а также к ведущим лицам из его правительства. В президентском аппарате создана особая должность — «директор по безопасности», которую занимает офицер из России. Его же французы называют главным посредником между ЦАР и Россией в вопросах обороны и экономики.
Президент ЦАР Фостен-Арканжу Туадера. Фото: www.globallookpress.com
С санкции ООН мы поставили туда стрелковое оружие и направили наших инструкторов для овладения нашим оружием для двух батальонов в составе, по-моему, шести тысяч человек. Первые две тысячи уже закончили формирование. Заключение этого соглашения вызвало почти истерическую реакцию во французских СМИ. Они тут же приписали намерение России утвердить свое влияние в стране, богатейшей природными ресурсами, особенно ураном, нефтью, алмазами, золотом. И это вызвало большое беспокойство, судя по всему, в правящих кругах Французской Республики,
— рассказал в беседе с Царьградом заведующий Центром исследования российско-африканских отношений Института Африки РАН Евгений Корендясов.
«В Африке режут людей, как животных»: Патриарх Эфиопии призвал на помощь Русскую Церковь и Россию
В мае на экономическом форуме в Петербурге Туадера встречался с Владимиром Путиным и поблагодарил его за помощь России «в тяжелой гуманитарной ситуации» и «процессе консолидации и примирения» в ЦАР. В июле Москва пыталась организовать встречу в Судане, чтобы примирить правительство и повстанцев, сообщали власти центральноафриканской страны.
С учетом того, что большая часть территории ЦАР контролируется примерно 15 различными враждующими между собой исламистскими и христианскими группировками, Джемаль, Расторгуев и Радченко могли оказаться целью каждой из этих групп боевиков или просто попасть под «перекрестный огонь». Последняя версия — они стали жертвами банального грабежа.