Бросит ли Европа «спасательный круг» Ирану?
США ввели санкции против импорта иранской нефти. В условиях, когда главный торговый партнер Тегерана Пекин освобожден от рестрикций, благосостояние Ирана и стабильность иранского режима зависят от Европы. Для ЕС игнорирование американских санкций – вопрос не только денег, но и статуса
5 ноября вступили в силу «мощнейшие», по словам Дональда Трампа, санкции Соединенных Штатов в отношении Исламской Республики Иран (ИРИ). Они коснулись 700 физических и юридических лиц, включая Центробанк страны и Организацию по атомной энергии Ирана, и направлены преимущественно против экспорта нефти, банковского сектора и судоходства ИРИ.
Это второй пакет мер, связанный с выходом Дональда Трампа из «ядерной сделки». В августе США ввели ограничения против торговли золотом и другими металлами, авто- и авиаиндустрии Ирана, а также национальной валюты страны - риала.
Санкции против Ирана: Дания стала «пятой колонной» Трампа в ЕС
Цель Вашингтона проста - свергнуть иранский режим. Запрет на поставки нефти, объемы которых уже сократились на 1 млн баррелей в сутки, должен ухудшить благосостояние простых иранцев и вызвать народные волнения. Хотя, видимо, в Госдепе не учитывают, что в результате забастовок и экономических митингов усилятся позиции не либералов в лице президента Хасана Рухани, а консервативных клерикалов, которые с 2015 года критиковали подписание Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) с шестеркой международных посредников – США, Францией, Германией, Великобританией, Китаем и Россией.
Ослабление Ирана изнутри должно подточить его влияние и на внешнем контуре - в Йемене, Сирии и Ливане, чего добиваются не только США, но и их региональные союзники - Израиль и Саудовская Аравия. Вашингтон поставил три условия для отмены санкций: Иран должен отказаться от ядерного оружия, разработки баллистических ракет и влияния на Ближнем Востоке. Первое условие ИРИ и так выполняет в рамках СВПД, и эксперты МАГАТЭ ведут постоянный контроль над иранскими объектами. Все участники «ядерной сделки», кроме Штатов, подтверждают приверженность Тегерана условиям соглашения.
Президент Ирана Хасан Рухани. Фото: www.globallookpress.com
Два других пункта – отказ от влияния в регионе и разработки ракет – это новые, придуманные в кабинетах Белого дома условия, не имеющие отношения к СВПД. На их выполнение Тегеран никогда не пойдёт. Ибо понимает, что дальше от него потребуют ещё больших уступок. Например, ограничения обычных вооружений.
Иранский президент Хасан Рухани уже заявил, что будет бороться с американскими рестрикциями.
Америка хотела довести до нуля продажи иранской нефти, но мы продолжим продавать нашу нефть, чтобы прорвать санкции,
— отметил политик.
Как участники ядерной сделки намерены обойти антииранские санкции Трампа
Удастся ли Ирану это сделать? Ответ на этот вопрос зависит не только от мобилизационных ресурсов иранской экономики и политической прочности местного режима. Тегерану нужна политическая и экономическая поддержка извне. Китай и ЕС как первый и второй торговые партнеры Ирана уже заявили о том, что продолжат вести бизнес с этой ближневосточной страной.
Госсекретарь США Майк Помпео 5 ноября представил список из восьми стран, которые временно выводятся из-под американских санкций, наложенных на Иран. В него вошли Китай, Индия, Италия, Греция, Япония, Южная Корея, Тайвань и Турция.
Госсекретарь США Майк Помпео. Фото: www.globallookpress.com
Учитывая, что Китай и так привык торговать в условиях санкций, а сейчас получил послабления от Вашингтона, во многом на благосостояние иранской экономики будет влиять позиция Евросоюза. Торговля ЕС с ИРИ утроилась с момента снятия санкций в 2016 году, достигнув $20 млрд. Больше только у КНР – $30 млрд. На европейцев возлагают надежды не только в импорте нефти, но и в развитии газовых месторождений, строительства и инфраструктуры Ирана. Крупные ТНК - Total, Peugeot, Deutsche Telekom, Deutsche Bahn и Daimler - после выхода США из СВПД ушли с иранского рынка.
Санкции США: Иран может спасти только Путин
Накануне ввода санкций Помпео сказал, что европейцам придется выбирать, с кем вести бизнес – США или Ираном, напомнив, что большинство европейских компаний уже ушло из ИРИ. Брюссель ранее объявил о создании специального механизма, который позволит обходить долларовые операции по покупке иранской нефти. В нем будет участвовать и Россия, готовая сыграть роль посредника. Еще раньше ЕС пообещал компенсацию тем компаниям, которые понесут убытки из-за экстерриториального действия американских санкций.
Сумеет ли Европа вопреки Вашингтону продолжить бизнес с Ираном? Здесь вопрос стоит не только о защите европейских инвестиций, сколько о независимости ЕС. И ответа на него пока ни у кого нет.