БРИКС ударил по России? Правда о дружеских санкциях
Президент Нового банка развития БРИКС Дилма Русеф заявила, что это учреждение не рассматривает новые проекты в России, поскольку соблюдает введённые против нашей страны международные санкции. Это дало повод противникам России, одной из учредителей этого финансового института, говорить, что от неё отвернулись даже партнёры по БРИКС. Но они ошибаются.
26 июля президент Нового банка развития (НБР) БРИКС Дилма Русеф провела двухстороннюю встречу с президентом Владимиром Путиным в преддверии саммита "Россия – Африка". В ходе встречи обсуждалось дальнейшее взаимодействие между нашей страной и финансовым институтом крупнейших развивающихся стран. Как следует из стенограммы этой встречи, Русеф отметила:
Россия является очень важным партнёром в рамках БРИКС, в рамках Нового банка развития – действительно выполняет перед ними все свои обязательства.
При этом президент НРБ отметила, что "банк должен сыграть важную роль в становлении многополярного, полицентричного мира", добавив, что "нет никаких препятствий тому, чтобы страны развивающегося мира осуществляли свои внешнеторговые операции в национальных валютах между собой", а стратегия развития финансового института предполагает, что "порядка 30% средств должно быть привлечено на внутренних рынках… в разных валютах, не только в долларах или евро".
Тем самым Дилма Русеф прямо поддержала ряд идей Владимира Путина, включая отказ от использования доллара США в расчётах между странами БРИКС и превращение этого сугубо формального объединения в новый геополический центр.
Однако вскоре после встречи в своем аккаунте в соцсети Х (бывший Twitter, запрещён в России) Дилма Русеф сообщила:
НБР подтверждает, что не рассматривает новые проекты в России и действует в соответствии с действующими ограничениями на рынках финансов и международных капиталов. Любые предположения об обратном - необоснованны.
Это заявление дало повод противникам России заговорить об усилении международной изоляции нашей страны, на что, собственно, и были направлены санкции США и Евросоюза, а также о том, что от Москвы и Путина отвернулись даже наши партнёры по БРИКС. Но так ли это?
Тактическое отступление
Несмотря на то, что НБР в 2014 году был создан как финансовый институт группы крупнейших развивающихся стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), он не может действовать вне мировой финансовой системы. Тем более, что пока практически все расчёты он осуществляет в американских долларах и евро. Соответственно, независимо от желаний своего руководства и учредителей, НРБ вынужден действовать так, чтобы самому не попасть под удар США и Евросоюза.
Дело в том, что запреты и ограничения, которые вводились против нашей страны, предполагают своего рода "продолжение" – так называемые вторичные санкции. Они могут быть введены против любой организации и даже страны, если она не соблюдает те меры, которые уже были предприняты против России.
Из последних примеров можно вспомнить четыре фирмы из Киргизии, которые действовали в качестве посредника-"прокладки" – закупали на Западе запрещённые для поставок в Россию товары, а затем перепродавали их в нашу страну (разумеется, с хорошей наценкой). И когда их деятельность привлекла внимание Вашингтона и Брюсселя, эти компании оказались в том же "чёрном списке", что и многие русские организации.
Хотя НРБ и является детищем БРИКС, он не может себе позволить подставиться под американские и европейские санкции, поскольку это серьёзно ограничит его возможности. Причём как в проведении расчётов в долларах и евро, так и в сотрудничестве с международными институтами вроде Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) и привлечении средств, которые затем инвестируются в инфраструктурные проекты в развивающихся странах. Попади НРБ под вторичные санкции – выполнять свои функции ему стало бы намного сложнее. А ведь на кону – миллиарды долларов, которые могут быть вложены в экономическое развитие десятков стран, большинство из которых является нашими потенциальными или действующими союзниками.
Так что с этой точки заявление Дилмы Русеф следует рассматривать как тактическое отступление на наименее выгодном участке фронта. Глава НРБ публично поддержала идеи Владимира Путина о многополярном мире, усилении влияния БРИКС, постепенном отказе от доллара США как основной валюты международных расчётов, но прошибать лбом санкционную стену не стала. Для атаки на этом направлении время ещё явно не пришло.
И вашим, и нашим
Заявление Дилмы Русеф может быть продиктовано не только тактикой избегания санкционных ударов Запада по НРБ. Не стоит забывать, что Русеф – опытный политик с богатым жизненным опытом вплоть до участия в подпольной организации, боровшейся с Бразильской военной диктатурой во второй 1960-х – первой половине 1980-х годов (из-за этого она провела два года в тюрьме). Впрочем, для нас важнее то, что Русеф в 2011-2016 годах была президентом Бразилии и считается не только союзником, но и другом действующего главы этого государства Лулу да Силвы. А он тоже далеко не новичок в политике – в 2003-2011 годах он был президентом Бразилии и успешно переизбрался на этот пост в 2023 году.
Дилма Русеф. Фото: Carlos Elias Junior/Keystone Press Agency/Global Look Press
Бразилия в группе БРИКС занимает особое место – страна является крупнейшей экономикой Латинской Америки, а этот континент издавна называют "задним двором" США. Учитывая высокую степень зависимости Бразилии от американских инвестиций и торговли с развитыми странами, её политики вынуждены проявлять определённую осторожность. К примеру, Лула да Силва, с одной стороны, неоднократно осуждал действия Украины и выступал с собственным планом примирения Москвы и Киева, а с другой – не раз заявлял о том, что часть ответственности за конфликт лежит на России.
Одновременно с этим Бразилия активно развивает торговлю с нашей страной: как заявил 17 июля министр иностранных дел Мауру Виейра, в 2022 году товарооборот между Бразилией и Россией достиг рекордного уровня $9,8 млрд долларов, увеличившись по сравнению с 2021 годом более чем на 30% (а в 2021 году по сравнению с 2020 годом прирост составил 70%). Причём по многим позициям рост поставок продолжается и в 2023 году – например, импорт дизельного топлива в Бразилию в первом квартале вырос в 9 раз по сравнению с первым кварталом прошлого года.
И с этой точки зрения высказывания Русеф - "чисто бразильская хитрость". Бразилия и да Силва не могут себе позволить открыто противостоять США, как Россия и Владимир Путин, но и открыто ссориться с партнёром по БРИКС не хотят.
Поэтому Бразилиа продолжает активно импортировать из России удобрения, солярку, промышленные металлы и пшеницу, поддерживает многие из начинаний Владимира Путина, периодически высказывается в поддержку Москвы. Но для того, чтобы не испортить окончательно отношения с США, бразильские политики вынуждены периодически говорить и даже делать то, что Кремлю не нравится.
"Чисто бразильская хитрость"?
Не стоит забывать и то, что политика – это, как правило, бесконечные и откровенно циничные торги, в которых каждая страна с той или иной степенью успешности отстаивает свои национальные интересы (или чужие интересы руками своей продажной элиты, как в случае с Украиной).
Поэтому заявление Русеф может оказаться еще и своего рода заявкой на торги, причём заявкой, которая напрямую НБР не касается. Например, Россия должна будет уступить Бразилии в каких-то других вопросах, например, снизить цену на удобрения и дизельное топливо, а Бразилия в свою очередь уступит в чем-то другом, например, поддержит действия Москвы в Африке (что, по сути, уже сделано, судя по другим заявлениям Русеф в тот же день и самому факту ее присутствия на саммите "Россия – Африка"). А вот инвестиции через НБР, увы, пока придется отложить до лучших времен.
Кроме того, у политиков группы БРИКС и, в частности, России и Бразилии, впереди есть куда более важный повод поторговаться, который связан с планируемым расширением группы. Россия при поддержке Китая и ЮАР настаивает на максимально быстром приёме новых членов, каковых к настоящему времени насчитывается 31, включая соседа Бразилии – Аргентину. Бразилия и Индия не слишком рады предполагаемому росту количества "бриксов", причём в первую очередь из-за опасений, что неформальное объединение крупнейших развивающихся стран быстро превратится в альянс недовольных Западом государств и прямого соперника США и НАТО.
К такому сценарию Индия и Бразилия относятся с большой осторожностью из-за зависимости своих экономик от западных стран. Так что торги по поводу "русского сценария" будущего БРИКС явно предстоят очень серьёзные и, возможно, позиция НБР в данном случае – одна из разменных монет в них, брошенная в "бразильскую копилку".
Что с того?
Несмотря на то, что Россия стала мировым чемпионом по количеству санкций, введённых против неё, и несмотря на отказ НБР от финансирования проектов в нашей стране, говорить о международной изоляции и тем более о разрушении экономики оснований нет.
Международный валютный фонд последнем докладе о состоянии мировой экономики в третий раз с начала 2023 года повысил прогноз относительно "порванной в клочья" санкциями ещё при президенте США Бараке Обаме экономики России. Теперь ожидается, что в 2023 году она вырастет на 1,5% (в апреле фонд прогнозировал рост на 0,7%, в январе – всего на 0,3%). Причём этот прогноз очень близок к тому, который озвучивал Владимир Путин, выступая 16 июня на ПМЭФ-2023 (он говорил о росте ВВП России на 1,5-2%). Кстати, примерно такой же рост – 1,8% – МВФ в своем новом прогнозе обещает США.
Разумеется, таких темпов роста не удалось бы добиться, если бы Россия действительно находилась в жёсткой международной изоляции. Торговый оборот со странами БРИКС и другими развивающимися государствами заметно увеличился в прошлом году и ещё более заметно – в этом. Достаточно вспомнить более чем 20-кратный рост экспорта нефти в Индию, благодаря чему Россия стала крупнейшим поставщиком "чёрного золота" в эту страну и избежала огромных убытков из-за эмбарго Евросоюза.
При этом, как сообщило американское агентство Bloomberg, цена на основной русский экспортный сорт нефти Urals в первой половине июля превысила установленный западными странами "потолок цен" в $60 за баррель, что говорит о высоком спросе на наше "чёрное золото" и пренебрежении покупателей к западным санкциям. А Китай, давно ставший нашим крупнейшим торговым партнером, Вашингтон и вовсе неоднократно обвинял в оказании "военной и экономической помощи России в конфликте на Украине".
Впрочем, и западные компании не торопятся отказываться от работы с Россией. В начале июля Киевская школа экономики (КШЭ) совместно с неправительственной организацией B4Ukraine опубликовали доклад, из которого следует, что 83% крупнейших западных компаний (1146 из 1387) продолжают работать в нашей стране. Учитывая, что их суммарную выручку за прошлый год КШЭ оценивает в $177,2 млрд, то эти организации должны были уплатить налоги в российский бюджет на сумму не менее 300 млрд рублей.
Да и ушедшие из России зарубежные фирмы "не совсем ушли" - статистические данные по европейским странам показывают, что параллельно с падением экспорта в Россию растут поставки в граничащие с нами страны. Рынок России слишком велик и привлекателен, чтобы его потерять из-за политических дрязг, поэтому западные производители "закрывают глаза" на то, что их продукцию приобретают фирмы-посредники, которые затем перепродают их россиянам.
Да и саммит "Россия – Африка", на котором присутствовала Дилма Русеф, тоже говорит о многом. Из 62 государств Чёрного континента это мероприятие посетили представители 47. Разумеется, их в первую очередь волнуют поставки пшеницы после приостановки зерновой сделки, возможность договориться об инвестициях в собственную экономику или об отсрочке погашения и даже списании старых долгов, ведь задача любого хорошего государственного деятеля – защита интересов своей собственной страны. Однако все они приехали на саммит, несмотря на давление и даже откровенные угрозы со стороны Запада, в первую очередь США. А это значит, что Россия в качестве партнёра и союзника им по-прежнему очень интересна.