Без "попов на мерседесах": COVID-19 открыл подлинную Русскую Церковь
Пандемия коронавируса принесла беду во многие семьи, но вместе с тем помогла с долгожданной ценностной переоценкой, пониманием того, что миром правит отнюдь не "невидимая рука рынка", а материалистический прогресс – совсем не панацея, вера же в Бога, человечность и милосердие – куда важнее либеральных ценностей.
Мировоззренческие уроки пандемии
В современном постхристианском (а во многом антихристианском) мире критика веры в Бога, патриотизма, традиционной семьи и вообще всего того, что именуется "традиционными ценностями", уже давно не воспринимается чем-то ненормальным. Едва ли ошибусь в большую сторону, если скажу, что 90% публицистики последних десятилетий (не говоря уже о соцсетях и блогосфере) в ценностном отношении отнюдь не консервативна. И даже формально "охранительная", "системная" пресса зачастую относится к тем же религиозным вопросам как к чему-то "маргинальному".
Чиновникам придётся ответить перед Богом
Так, например, однажды известному московскому протоиерею в одной из федеральной газет выделили авторскую "редакционную страницу", но с условием, что он будет писать в ней о мусульманских, буддийских и иудейских праздниках, а также публиковать астрологические "прогнозы". Словом, даже нашу страну, где до 80% граждан считают себя верующими и православными, за 30 лет религиозных свобод не удалось вывести из безбожной пустыни. И главный показатель этого даже не число регулярно посещающих храмы, но то, что русские люди до сих пор считают аборты пусть не "нормой", но никак не убийством, а даже двухдетные семьи, не говоря уже о многодетных, напротив, отнюдь не норма.
Пандемия коронавируса наглядно показала: комфортность современного мира и идея материального прогресса – не более чем либеральный миф. Как и сами либеральные "свободы", о которых с началом карантинных мер, включая российский "режим самоизоляции", во всех странах очень быстро забыли. Конечно, всё это очень сильно ударило и по религиозным организациям: от закрытия храмов страдают как прихожане, для многих из которых возможность храмовой молитвы сейчас особенно важна, так и клирики, чей навязываемый образ "попов на мерседесах" в последние месяцы разбился в прах.
Вообще образ Церкви за время пандемии очень сильно изменился. С одной стороны, антирелигиозные публицисты и блогеры уже не смогут спекулировать мифами о сказочном богатстве священнослужителей. Более того, многие видят, что наши пастыри в буквальном смысле находятся на передовой, подобно врачам, и удар по священникам столь же серьёзный: количество умерших от последствий COVID-19 клириков, к сожалению, очень велико. Но именно это сейчас пытаются использовать в новой информационной войне против Церкви. Так, карикатура с изображением священника, "кадящего коронавирусом", может стать символом нынешней антицерковной кампании, основной тезис которой: храмы – источник заразы, их надо было закрыть раньше, а уж коли закрыли, так лучше и не открывать.
И в то же самое время именно антилиберальная переоценка ценностей, то, что солидарность, человечность и милосердие сегодня стали цениться намного выше, чем несколько месяцев назад, а во многих неожиданно открылась вера в Бога ("не бывает атеистов в окопах под огнём"), уже очень скоро может привести в храмы новых христиан. Но я намеренно оговорился: может. Потому что обращение к Богу – это не всегда обращение к Церкви. Более того, как антицерковные кампании, так и, будем откровенны, наши ошибки делают своё дело. Увы, всё больше людей разделяют: Православие – это одно, а вот Церковь – другое. И именно здесь очень важно будет сделать "работу над ошибками".
Общинность – основа Русской Церкви
Консервативное обновление: Исторический шанс Русской Церкви
Сегодня перед Московским Патриархатом, его священноначалием, клириками и активными мирянами становится очень важный вопрос: что будет после пандемии? Сделаем ли мы вид, что ничего не случилось и продолжим жить как прежде, или будем вынуждены пойти на какие-то перемены? Одно могу сказать с уверенностью: как бы иные деятели ни призывали Церковь на путь либеральных реформ, подталкивая её к переводу богослужений на современный русский язык, сокращению самих богослужений, наконец, изменению самого образа православного священника, ни к чему хорошему подобные меры не приведут. По этому пути давно идут протестанты и уже "пришли" к женскому "священству" и "венчанию" однополых "браков". По этому же пути полвека назад пошли католики, но их храмы пустеют с каждым днём.
А потому единственный путь для нас, православных, это не либеральное обновленчество, а консервативное обновление. То есть не мнимое возвращение к "апостольским традициям", за которые ратуют протестанты и наши околоцерковные либералы, а возрождение приходской общинной жизни, которой наша Русская Церковь жила столетиями. Так, в беседе с Царьградом известный православный пастырь и проповедник, настоятель Михаило-Архангельского монастыря города Юрьев-Польский игумен Афанасий (Селичев) отметил:
Этот кризис, а это действительно кризис церковной повседневной жизни, ставит перед нами один вопрос: как дальше жить? Как жить, когда мы увидели реальное количество прихожан? Как жить в условиях неблагоприятного отношения властей к Церкви? И ответ для меня лично очевиден. Это возвращение к подлинной общинности. Когда каждый прихожанин является фиксированным членом своей общины, со всеми вытекающими правами и обязанностями по содержанию своего храма. Когда священник не просто "эффективный менеджер", а по-настоящему духовный отец для своих прихожан, который знает всех. Когда епископ – это истинный отец отцов, родной своей епархии человек.
И к слову, за последние годы в Русской Православной Церкви для этого уже созданы все условия: число епархий значительно увеличилось, а потому правящим архиереям (которых тоже стало больше в разы) намного проще быть ближе к своим приходам. И многие из них в последние месяцы уже проявили себя как подлинные отцы, в частности, сняв или значительно сократив епархиальные взносы с и без того обедневших приходов. При этом каждый из нас должен понимать, что церковная "десятина", помощь своему храму, его священникам, нашим духовным отцам – дело христианской совести всех прихожан.
Игумен Афанасий (Селичев). Фото из личного архива отца Афанасия
А вместе с тем священники и епископы теперь тоже уже не смогут быть "далекими от народа", изображая из себя, как это, увы, делают некоторые клирики, этаких "приспустившихся в наш грешный мир небожителей". Однако это совсем не значит, что наши пастыри должны сбрить бороды и сменить рясы на джинсы. Как и не значит, что что-то должно измениться в богослужебной жизни. Просто пастырский и архипастырский образ должен стать, как это особо подчеркнул игумен Афанасий (Селичев), более отеческим. Как это и было у русских веками.
Но в то же самое время в ценностном отношении Русская Церковь как была, так и должна оставаться оплотом консерватизма. Оплотом, отстаивающим традиционную семейственность, обличающим общественные пороки, в том числе социальную несправедливость, исполняющим долг печалования перед властями о нуждах простых людей. И конечно, не дающим повода "ищущим повода".
Расплата за гордыню: Протодиакона Андрея Кураева ждёт церковный суд
А потому если среди пастырей и архипастырей заводятся "оборотни в рясах" (как это бывает и среди врачей и учителей, в армии и в правоохранительных органах), это неверно утаивать. Как нельзя позволять всевозможным хулителям, разносчикам слухов и сплетен наподобие недавно запрещённого в служении (странно только то, что недавно) протодиакона Андрея Кураева, порочить Церковь и её клириков.
Словом, сегодняшний кризис должен пойти на пользу всем нам. Подобно тому, как две тысячи лет назад Страсти Христовы, Распятие и Крестная смерть нашего Господа и Спасителя стали предвестием Великой Победы над смертью – Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней. И людям верующим, считающим себя православными христианами, нужно понимать, что это – не далёкое историческое событие, но основа нашей веры и жизни.
Христос Воскресе!