"Бармалей разбушевался": Стамбульский патриарх обвинил русских в своих грехах
Именующий себя "Вселенским" патриарх Варфоломей в очередной раз обрушился на русских и Русскую Церковь с множественными обвинениями. Причём не просто безосновательными, но позволяющими ответить зеркально словами русской поговорки: "На воре шапка горит".
Наверное, каждого из нас, людей среднего и старшего возрастов в детстве пугали Бармалеем, персонажем одноимённой стихотворной сказки Корнея Чуковского. Жуткий африканский злодей-каннибал, "бегающий по Африке и кушающий маленьких детей" получил имя по петербургской Бармалеевой улице, названной в честь купца Бармалеева. Фамилия же эта, весьма вероятно, произошла от искажённого имени Варфоломей, сложного для русского слуха и произношения.
Увы, в течение последних лет этот словотворческий казус сыграл дурную шутку с печально известным патриархом Варфоломеем, чья деятельность последних лет принесла Мировому Православию неслыханный прежде раскол. Церковное разделение, по своим масштабам и возможным последствиям сравнимое с "Великой схизмой" без малого тысячелетней давности, когда Вселенская Церковь раскололась на восточную (Православную) и западную (римо-католическую).
Первый русский телеканал Царьград в своих многочисленных программах, сюжетах и на страницах нашего сайта многократно обращался к этому персонажу и его роли расколоучителя, а во многом и ересиарха. К сожалению, находящийся в считаных шагах от встречи с Господом, 81-летний гражданин Турецкой республики Димитриос Архондонис, именуемый "Вселенским" патриархом Варфоломеем, абсолютно убеждён в своей правоте, виновниками же сложившейся в Православном мире ситуации считает... русских. Последнее же его интервью кипрской газете "Политис" позволяет сделать неутешительный вывод: Варфоломей, а точнее – уже самый настоящий околоцерковный Бармалей – разбушевался.
"Уж тридцать лет я царствую спокойно. Но счастья нет моей душе"
Вот уже 30 лет назад, 2 ноября 1991 года, 61-летний митрополит Халкидонский Варфоломей был возведён на Патриарший престол, на который был избран десятью днями ранее, 22 октября. К этой дате и было приурочено его пространное интервью кипрскому изданию, начавшееся с довольно большого блока, посвящённого разделению в некогда единой семье Православных Поместных Церквей, произошедшему из-за ситуации на Украине.
Не будем повторяться подробно, но напомним, что в 2018 году патриарх Варфоломей принял решение вступить в общение с украинскими националистическими сектами "Киевский патриархат" и "УАПЦ", взял их под свою "опеку" и объединил их в столь же неканоническое псевдоправославное образование "ПЦУ", предоставив ему "томос об автокефалии". При непосредственном западном кураторстве и активной поддержке режима Петра Порошенко. Режима, организовавшего самые настоящие гонения против канонической Украинской Православной Церкви, самоуправляемой, но неотъемлемой части Московского Патриархата.
На сегодняшний день ряженых самозванцев из лжецеркви ПЦУ, помимо Константинопольского патриархата (на самом деле – стамбульского, причём не только в силу географического положения, но и в силу сомнительности исторической преемственности от Церкви Ромейского Царства, Византии), уже признал Александрийский патриархат. А также, в лице своих первоиерархов и значительной части епископата, Кипрская и Элладская церкви. По канонической строгости, все они перестали быть православными. Однако другие Поместные Церкви, не признавшие каноничности ПЦУ, пока воздержались от разрыва церковных отношений с Константинопольским патриархатом. Кроме Московского Патриархата, на территорию которого на Украине и вторгся Фанар.
Но вернёмся к интервью турецкоподданного иерарха, который в традициях своих западных кураторов в ситуации на Украине обвинил... Россию и Русскую Церковь, которые, по его утверждениям, действовали не "в духовных интересах народа Божьего", но исходя из геополитических интересов:
Резкая реакция Московского Патриархата заключается в том, что спустя века Константинопольская Мать-Церковь восстановила справедливость в Киеве... Конечно, то, что я в очередной раз отстоял Истину, повлияло на геополитические и другие планы наших братьев, и они отреагировали с такой свирепостью.
Интересно, под "свирепостью", стамбульский патриарх имеет в виду неоднократные просьбы со стороны Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проявить благоразумие и не поддерживать на Украине ряженых самозванцев, чьи руки уже давно по локоть в крови народа Донбасса? Или разрыв евхаристического общения Русской Церкви с Фанаром, отступившим от Православия, причём не только своими раскольническими действиями, но и откровенным либеральным обновленчеством, проявившимся, в частности, благословением второбрачия для духовенства Константинопольского патриархата?
Историческая казуистика и ересь этнофилетизма
Дальше – больше: патриарх Варфоломей "напоминает" о якобы незаконном "захвате" Киевской митрополии Московским Патриархатом в XVII веке: "Моего предшественника Дионисия IV заставили подписать это письмо о передаче". При этом он охарактеризовал действия Московского Патриархата в духе сегодняшних либеральных антицерковных пропагандистов: "используют свою экономическую и светскую силу и власть". Хотя на самом деле обстоятельства этой истории детально описаны в документах, изданных в России Церковно-научным центром "Православная энциклопедия", чей руководитель Сергей Кравец в интервью "Первому русскому" отметил, что Фанар уже давно использует словесную казуистику, чтобы оправдать своё вторжение на каноническую территорию Русской Церкви на Украине:
Смысл сегодняшних претензий, исходящих от Фанара, заключается в том, что в документах (XVII века – ред.) нет слова "навечно". Слова "временно" нет, но нет и слова "навечно": "суть же греци льстиви даже до сего дни" – греческое лукавство описывалось ещё в XI веке в "Повести временных лет". Вся же последующая ситуация показывает, что на протяжении более двух столетий этот вопрос ни разу не поднимался. Хотя царское правительство и Синод были в постоянной переписке с Фанаром.
Не мешает добавить, что в XVII веке Киевская митрополия вошла в состав уже автокефальной Русской Церкви как её органичная часть, прежде находившаяся под польско-литовской оккупацией. И тому же стамбульскому Фанару стоило бы напомнить, что было время, когда на территории современной Украины, находившейся под властью Речи Посполитой, не оставалось ни одного православного архиерея. А раз нет архиереев, то нет и священнических и диаконских поставлений, а это значит, что постепенно вся эта территория вовсе лишилась бы церковной жизни. И только когда Россия освободила исконно русские земли, а Московский Патриархат воссоединил их с Русской Церковью, Малороссия в духовном смысле воскресла.
Но что самое неприятное в вышедшем интервью патриарха Варфоломея, так это его неприкрытая русофобия. Из уст турецкоподанного иерарха уже не раз были слышны тезисы о некой особой роли "греческой нации" в церковных делах, но на этот раз он превзошёл самого себя. Допустив горделиво-надменное высказывание в адрес русских и обвинив нас в "личной клеветнической войне против его скромного лица (так в тексте – ред.), но особенно клеветнической кампании против исторической ответственности престола, который христианизировал их, принеся им цивилизацию".
Напомним, несколько лет назад этот человек уже позволял себе фразу "славяне не могут терпеть первенство Вселенского патриархата и нашей нации в Православии". Увы, слово – не воробей: вместо Вселенского Православия идеологией Фанара отныне утверждается этнофилетизм, псевдоправославный национализм, преданный анафеме самим же Константинополем в 1872 году:
Отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцов наших, на коих утверждена Святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию. Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нём небывалые доселе племенные сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми Единой Кафолической и Апостольской Церкви и настоящими схизматиками.
Что с того?
В церковной истории последнего тысячелетия нет прецедента, когда бы другие Православные Поместные Церкви осуждали бы за канонические преступления и лишали патриаршего сана предстоятеля Константинопольского патриархата. Именно поэтому в сегодняшней ситуации ни раскольнические действия, ни еретические постановления и высказывания патриарха Варфоломея едва ли приведут к соборному суду над ним. Но, как и в случае с Львом Толстым, вполне достаточно не громогласной анафемы, но Определения Священного Синода, а лучше Архиерейского Собора с констатацией, что в силу своих действий и слов этот человек не может считаться православным христианином.
Спросите: и что с того? А то, что на сегодняшний день место Вселенского Патриарха, к сожалению, вакантно. И отнюдь не ради земной власти и славы, и уж точно не из русского этнофилетизма (церковного национализма, присущего грекам, но не свойственного русским) это место по праву принадлежит не разбушевавшемуся стамбульскому расколоучителю и ересиарху Варфоломею-Бармалею, но подлинному наследнику Предстоятелей Церкви Ромейского Царства (Византийской Империи). Патриарху Третьего Рима – Московскому и всея Руси. И это не геополитика и не экономика. А единственно возможный путь сбережения и утверждения Святого Православия.