Балконы падают, дома рушатся, за капремонт платим
Очередная трагедия в многоквартирном жилом доме произошла в Астрахани: оторвался балкон пятиэтажки, на котором стояли два человека. Один погиб, другой в реанимации
«Мужчины упали с высоты четвертого этажа, с различными травмами их доставили в медицинское учреждение, где утром 18 ноября житель Астрахани 1980 года рождения скончался, – сообщили в региональном управлении СКР. – Его знакомый 1983 года рождения находится в реанимации в тяжёлом состоянии. Следствием будет дана правовая оценка действиям (бездействию) управляющей компании, на балансе которой находится данный дом, а также иным лицам».
Койки в коридорах и холодные батареи: Что происходит с нашими больницами
Официально: 55 тысяч аварийных домов. В реальности – в разы больше
Ключевое звено здесь, как представляется, – именно «иные лица». Ведь сколько таких домов еще в России? На той же улице Яблочкова в Астрахани, например, подобных пятиэтажек, построенных в 60-70-х годах прошлого века, – масса, и местные жители боятся, как бы подобное не повторилось и с их домами.
Да что там говорить – по официальным данным Росстата, на конец третьего квартала 2019-го в России насчитывается почти 55 тысяч многоквартирных жилых зданий (без малого 16 млн кв. метров) в аварийном состоянии – при том, что, как сообщили в Фонде содействия реформированию ЖКХ, больше двух миллионов «квадратов» из этой общей площади – то, что прибавилось к числу аварийных зданий только за девять месяцев текущего года.
Фото: Dmitry Chasovitin / Globallookpress
Более всего домов, способных рухнуть, насчитали в Якутии, Кемеровской и Архангельской областях, Пермском крае, Ханты-Мансийском АО.
Но здесь речь идет только о тех постройках, которые действительно на грани. Добавьте к этому еще те, что считаются «просто» ветхими, то есть где износ колеблется от 66 процентов и выше, но несмотря на это они теоретически еще способны какое-то время постоять, пока окончательно не придут в негодность, – и получится совершенно потрясающая ситуация.
И, что самое печальное, каких-то радужных перспектив по её исправлению нет. Эксперты утверждают: в реальности объем аварийного фонда в разы больше официального.
Совсем недавно Царьград, анализируя ход выполнения программы по капремонту на основании аналитики Счетной палаты, приводил такую статистику: за первые четыре года действия этой программы количество ветхого жилья, пребывающего в предаварийном состоянии, выросло на четверть.
Деньги, сданные на капремонт, оседают на Канарах
Обрушения происходят по всей стране
Оттого и печальные истории, связанные с обрушениями, становятся, к сожалению, частыми сюжетами новостных лент.
Незадолго до ЧП в Астрахани аналогичный случай произошёл в Уссурийске. Там отвалилась стена дома, признанного, кстати, аварийным еще семь лет назад, но так и не расселенного.
Выяснилось, правда, что инцидент случился в квартире, где никто не проживает уже несколько лет, поэтому и обошлось без пострадавших. Заодно после обследования представители местной мэрии заверили – мол, стена оказалась не несущей, потому дальнейшей угрозы обрушения нет.
В дом вернули подачу электричества, и жильцы, эвакуированные среди ночи, наутро вернулись обратно: под обещания местных чиновников, что им «предоставят жилье в приоритетном порядке» – в следующем году, когда начнет действовать новая программа по расселению на 2020-й.
Фото: Nikolay Titov / Globallookpress
В Пензе тоже на днях чудом удалось избежать трагедии, когда рухнул потолок в трехэтажном жилом здании: в доме идёт как раз капитальный ремонт кровли, что-то там напортачили строители, и отвалился целый пласт штукатурки. А в квартире маленький ребенок, между прочим.
Причем жители пензенского дома не раз указывали – трещины идут по потолкам во всех квартирах, так и до беды недалеко – но всё мимо.
А ведь подобное происходит практически везде – в Саратове, в Москве, Красноярском крае и т. д. В Приморье, допустим, весной балкон рухнул вместе с женщиной, когда она развешивала белье: она получила переломы обеих ног.
Куда «утекли» 72 млрд, собранные на капремонт жилых домов?
Год назад Центр предупреждения катастроф МЧС «Антистихия» предупреждал, что есть высокий риск обрушений «элементов конструкций зданий и сооружений» в четырнадцати регионах России. В их число попали Красноярский и Пермский края, Кемеровская, Новосибирская, Свердловская, Челябинская, Нижегородская, Саратовская, Оренбургская, Московская и Ростовская области, Татарстан, Санкт-Петербург и Москва.
Прогноз давался на 2018 год. И кое-где он, увы, сбылся. В некоторых местах это происходит уже в нынешнем году, а в следующий и заглядывать не хочется.
Основными причинами таких ЧС были названы «некачественное выполнение строительно-монтажных работ, ошибки при проектировании, снеговые нагрузки на крыши, ветхость зданий, ремонтные работы и демонтаж, физическая усталость конструкций».
Фото: vk.com / mchs24 / Globallookpress
Иногда жильцы сами, видя критичность ситуации, успевают привлечь внимание властей к надвигающейся беде – как, скажем, получилось в Липецке, где начался «сверхнормативный прогиб перекрытий» в пятиэтажке в проезде Осеннем. Долго они этого добивались, но проверки всё никак не могли «установить наличие дефектов» – пока в некоторых квартирах потолки не провисли настолько, что лампочки в люстрах можно было менять, не вставая на стул.
Расселение – штука дорогая, и чиновники лукавят
А ведь программы капремонта и переселения из аварийного жилья не просто существуют – они являются столпами исполнения нацпроекта «Жилье и городская среда», в соответствии с которым к концу 2024 года предстоит расселить более полумиллиона человек, ликвидировав тем самым 9,54 млн квадратных метров «аварийки».
И эти две программы зачастую пересекаются между собой – неприхотливым и зачастую немыслимым образом, дабы муниципалитеты и регионы могли справиться с поставленными задачами.
Расселение – штука очень дорогая, за выделение средств на это из местных бюджетов всегда идут бои, – объясняет юрист Татьяна Семыкина, специалист по жилищным вопросам. – К тому же зачастую администрации предлагают взамен определяемого аварийным жилья квартиры где-то на окраинах, поскольку они подходят по нормативам и ценам, и люди спорят, судятся. Поэтому проще всячески оттянуть момент признания здания аварийным, а вместо этого перекинуть на его поддержание в «ветхом» состоянии какие-то средства из статьи на капитальный ремонт.
Зато, говорит она, и жильцы довольны – их проблемами вроде начали заниматься, и власти спокойны, поскольку не придется срочно корректировать программы по расселению, прогнозные цифры не нарушатся.
Фото: Valery Lukyanov / Globallookpress
И план по расселению на этот год в целом по стране, между прочим, уже даже перевыполнен к 1 октября на четверть: десять тысяч человек получили новое жилье, на что было выделено из госказны 35,4 млрд рублей – плюс еще 5,56 млрд добавили сами регионы.
Однако часть из них так и не приступила к расселению – это все семь регионов СКФО, девять из ЦФО, по два из СЗФО и ЮФО, шесть на Дальнем Востоке, один на Урале, четыре в Сибири, а также восемь в Поволжье.
То ли чего-то ждут (денег из Москвы), то ли надеются на неизбежные корректировки нацпроекта.
В Минкомсвязи рассказали, куда уходят наши деньги за ЖКХ
В Магнитогорске переселенцам предложили въехать в девятиэтажку, где взорвался газ
Однако с расселением не всегда выходит так, как задумывается. Периодически вспыхивают настоящие скандалы, когда людей вместо благополучных квартир отправляют в новостройки, сооруженные наспех, с браком, который выявляется очень быстро.
Такое было, скажем, в Пензе, когда переселенцы увидели, что их только что выданные квартиры начинают разрушаться прямо на глазах – по стенам пошли трещины, обои стали отклеиваться, а плитка отваливаться.
«У меня другая история была в Бийске, – рассказывал в интервью «Российской газете» глава наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин. – Проезжаем, смотрю – женщины стоят, кричат что-то. Подъехали, посмотрели. Оказалось, двадцать семей переселили из аварийного жилья в... домишки для рабочих! Пальцем ткни – дверь проткнешь. Поэтому тут либо переселять надо, либо ремонтировать, либо кто-то в тюрьму сядет».
Фото: Nikolay Titov / Globallookpress
А в Магнитогорске вообще жильцов аварийных домов решили поселить в пострадавшей от взрыва газа в декабре прошлого года девятиэтажке на пр. К. Маркса, 164: мол, уцелевшие-то подъезды здания признаны пригодными для проживания, в чём проблема?
«Учитывая сроки реализации программы, а также наличие свободного жилищного фонда в 2019 году, собственникам и нанимателям 10 аварийных домов, запланированных к расселению в 2021-2025 годах, было предложено рассмотреть вариант переселения из аварийного жилья до наступления этапов переселения 2021-2025 года в освободившиеся жилые помещения дома № 164 на проспекте К. Маркса. Помещения предлагаются для осмотра после освобождения прежними собственниками», – пояснили оригинальный ход в мэрии.
Если «аварийщики» откажутся от такого варианта, то им придется подождать ещё. А к тому времени в очередь к нынешним аварийным домам подтянутся и те, что сегодня просто «ветхие».
Антитеррор оплатят граждане: В квитанциях за ЖКХ появится новая строка расходов
Ветхость всё-таки признают официально
Кстати, четкого определения понятия «ветхости» на данный момент нет. Буквально на днях Госдума в первом чтении рассмотрела законопроект о «совершенствовании механизмов переселения граждан из аварийного жилья», разработанный Минстроем.
Им предлагается, во-первых, наделить компетентные службы наконец-то правом определять основания, порядок и критерии для признания многоквартирного дома аварийным, во-вторых, оказывать переселенцам помощь уже не из муниципальных, а напрямую из региональных бюджетов.
Важный момент, на который обратил внимание профильный комитет ГД, – это всё-таки дать разъяснение, что такое «ветхое жильё».
Фото: Anton Belitsky / Globallookpress
Кроме того, раз уж дома с износом более 70 процентов, согласно тексту законопроекта, собираются выделять по решению субъектов РФ в отдельную подпрограмму, надо бы подумать и над тем, как это всё будет финансироваться.
Иначе получится коллапс.
Комитет считает, что в случае принятия в регионе такого решения потребуется пересмотр как региональной программы капитального ремонта в целом, так и предельных сроков проведения капремонта в многоквартирных домах, – отмечается в заключении комитета Госдумы по ЖКХ. – Однако законопроект не предусматривает таких механизмов, а действующими нормами жилищного законодательства установлен исчерпывающий перечень оснований для переноса сроков проведения капитального ремонта на более поздний период.
Но когда всё будет отрегулировано в этой сфере – точно ответить никто не может. А те «достижения» по программе переселения, которые есть сегодня, ставят под сомнение, что нацпроект в этой части удастся реализовать в срок.