Арбитр нового мира назначен: Индия с Китаем говорят через Путина
Не имея необходимого экономического и демографического веса, Россия оказалась в уникальной позиции арбитра нового мирового порядка, а также гаранта демонтажа гегемонии Запада. И всё благодаря дружбе с Китаем и Индией, которые не ладят между собой. Царьград разобрался, насколько реально появление трёхполярного мира в лице Востока, Запада и глобального Юга и кто сыграет в этом ключевую роль.
В международных отношениях на наших глазах происходит драматическое размежевание на, грубо говоря, американский и безамериканский лагеря. В этой связи особое внимание привлекает позиция Индии – самой населённой страны и одной из крупнейших экономик мира. Раз единой глобальной системы скоро не будет, с кем окажется в таком случае Нью-Дели – с США, Британией и их вассалами, или с Россией, КНР и их союзниками? Или же Индия предпочтёт третий путь, возглавив группу стран, не желающих рвать ни с Востоком, ни с Западом?
И нас, конечно, интересует очень важный вопрос: насколько позиция Индии будет соответствовать интересам России, сделанной Западом своим врагом и тесно связанной в то же время с самым серьёзным противником Нью-Дели – Пекином? Не удастся ли Вашингтону и Лондону на этой почве развернуть Индию против русских, которые столько для неё сделали? И существует ли для нас проблема, с кем из наших друзей связать свою судьбу и кого предпочесть – Китай или Индию?
Их не будет в одном флаконе
Заявленная тема непроста и многогранна, но разобраться в ней можно. Реальных незападных "тяжеловесов" в мире два – Китай и Индия. И хотя они входят в БРИКС, в грядущем мире базирующихся на собственной технологической базе макрорегионов в одной общей зоне, вместе с Китаем, Индии не будет. Прежде всего, из-за достаточно острой пограничной проблемы между ними, давних тесных связей Пекина (враг моего врага мой друг) с архиврагом Индии – Пакистаном.
И, конечно, по причине экономического, инвестиционного, торгового и кое-где политического соперничества с китайцами в других регионах мира – в Африке, Азии, Латинской Америке. А также в Океании, за влияние в которой конкурируют коллективный Запад, Китай и Индия. Оперативный повод для появления этой статьи связан как раз с этим.
Моди заявил о намерениях
Этот повод создал индийский премьер Нарендра Моди. Он выступил 22 мая на открытии саммита Форума сотрудничества Индии и Тихоокеанских островов (FIPIC), который проходит в Папуа - Новой Гвинее. FIPIC – это организация друзей Индии в Океании, созданная в 2014 году для развития сотрудничества между ней и 14 государствами региона. Её членами являются Острова Кука, Фиджи, Кирибати, Маршалловы Острова, Микронезия, Науру, Ниуэ, Самоа, Соломоновы Острова, Палау, Папуа-Новая Гвинея, Тонга, Тувалу и Вануату. Некоторые из них, например, Соломоновы острова, ещё теснее дружат с Китаем, а кое-кто – с США.
Мы готовы поделиться с вами своими способностями и опытом, не задумываясь. Будь то цифровые технологии или космические технологии, здравоохранение или продовольственная безопасность, проблема изменения климата или защита окружающей среды,
– заявил Моди в Порт-Морсби, согласно МИД Индии. Намекнув на эгоизм, жадность и безразличие Запада, ярко проявившиеся в пандемию COVID-19, Моди указал, что государства глобального Юга должны оказывать поддержку друг другу. Поскольку не все оказались готовы поддерживать развивающиеся страны в период кризисов.
По его словам, было также "много вызовов, связанных с изменением климата, стихийными бедствиями, голодом, бедностью, проблемами здравоохранения, а теперь возникают новые проблемы - в цепочке поставок продуктов питания, топлива, удобрений и лекарственных препаратов". Моди подчеркнул, что Индия "стояла плечом к плечу со своими тихоокеанскими друзьями в это непростое время" и помогала всем необходимым по мере возможностей.
Моди завёл об этом речь не случайно, связав проблемы Океании с необходимостью реформы ООН. Индия давно претендует на постоянное членство в Совбезе, где Нью-Дели обещает действовать в интересах глобального Юга.
Как и вы, мы верим в многосторонность, бескорыстную, открытую и инклюзивную поддержку Индо-Тихоокеанского региона, уважение суверенитета и целостности всех стран. Голос глобального Юга должен звучать на высоте Совета Безопасности ООН. Для этого реформа международных институтов должна стать нашим общим приоритетом,
– подчеркнул индийский премьер. Он также назвал "своим долгом" отстаивать интересы глобального Юга в ходе председательства Нью-Дели в этом году в "Большой двадцатке".
Американцы готовят войну с Китаем
Весьма характерно, что также 22 мая премьер-министр Папуа - Новой Гвинеи Джеймс Марапе и госсекретарь США Энтони Блинкен подписали соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности, направленное против Китая, которое открывает путь к милитаризации обширного и стратегически важного региона.
Царьград подробно проанализировал недавно, что это означает, в том числе для американо-китайских отношений, которые стабильно деградируют, несмотря на смягчение антикитайской риторики Вашингтона, потому что реальная политика США становится всё более враждебной Пекину. Форпостом китайского влияния в регионе являются Соломоновы Острова, у которых с Пекином уже есть рамочное соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности.
Оно было даже однажды задействовано для подавления попытки инспирированного западными государствами госпереворота, при непосредственном участии командированных "китайских полицейских консультантов". Эта страна активно сотрудничает с 2019 года с КНР и в других областях, получает щедрое финансирование на нужды развития. Пекин снял также многие торговые барьеры.
Угроза появления китайских баз в регионе вызвала истерическую реакцию Вашингтона и Канберры, которые в то же время возмущаются тем, что Пекин недоволен военными приготовлениями США на Тайване. При этом остров отделяют от берегов КНР 130–180 километров, а от Сиднея, крупнейшего города Австралии, до Соломоновых Островов – 2 тысячи 842 километра, а США от них отделяет добрая половина земного шара. Это к вопросу о западном лицемерии. Но речь сейчас не об этом, а об Индии, которая хочет конкурировать с Китаем в регионе на почве добрых дел, а не на поле брани.
Байден угрожал Моди?
Проблема для Нью-Дели и особенно премьера Моди заключается в том, что Запад терпеть не может тех, кто идёт с ним не в ногу, даже если это не прямой враг, и всегда готов поменять на послушных не устраивающих его политиков. Поэтому "шутка" президента США Джо Байдена в Хиросиме в ходе встречи лидеров Четырёхстороннего диалога по безопасности (QUAD – Австралия, Индия, Япония, США) прозвучала довольно двусмысленно.
В связи с предстоящим 22 июня приездом Моди с государственным визитом в США Байден, согласно индийскому телеканалу NDTV, заявил: "Вы представляете для меня настоящую проблему… Вы слишком популярны". "Мне следует взять у вас автограф", - потроллил Байден Моди, отметив, что индийский премьер имеет большой вес в Индо-Тихоокеанском регионе.
Английская месть
При этом западные СМИ всё чаще критикуют Моди за слишком тесные связи с Россией, за преследования мусульман в Индии (можно подумать, что им до этого есть дело), ограничение "свободы СМИ". Под последним обычно имеется в виду конфликт Нью-Дели с Би-Би-Си, снявшей о Моди подмётный фильм с целью убийства его репутации. Понимая, что лучшая защита – это нападение, индийское правительство в ответ готовит кампанию по возвращению из западных стран многочисленных произведений искусства, награбленных британцами в Индии в течение 200-летнего колониального периода.
Видно невооружённым глазом, что американцы и англичане, периодически угрожая Индии санкциями, хотят заменить Моди на послушного себе политика, чтобы попробовать разорвать тесные связи Индии с Россией и использовать её в роли Украины в будущей войне с Китаем, чего Нью-Дели при всех его разногласиях с Пекином стремится избежать. С целью давления на Моди и превращения его фигуры в токсичную для индийского бизнеса Лондон и при индусском премьере Риши Сунаке всячески затягивает заключение с Индией соглашения о свободной торговле.
Как очень мило сообщило на днях агентство Reuters, у сторон не получается добиться прогресса по вопросам торговых тарифов и правил защиты инвестиций, вследствие чего сделку, возможно, не удастся заключить во время второго срока премьерства Моди. Оно истекает в конце 2024 года, и до этого момента соглашение подписано не будет. И, кстати, тема Украины в ходе встречи Моди и Сунака в Хиросиме не обсуждалась…
Прочные, как скала: выгодно всем
Два месяца назад Царьград подробно писал, почему Индия, особенно при Моди, не порвёт с Россией, выделив восемь основных причин этого. Ничего не изменилось. Наши отношения, как всегда, дружественные, торговля стремительно растёт, никто из представителей индийского бизнеса в России не покинул страну после начала СВО. Об этом прямо заявил, согласно ТАСС, президент Индийского бизнес-альянса Сэмми Котвани на круглом столе дискуссионного клуба Ecumene, посвященном развитию отношений между обеими странами.
Бизнесмен заверил: "Наращиваем бизнес и переходим к новым высотам, будем их покорять, нас не остановить и мы не пойдём назад". Да, вызванные западными санкциями проблемы иногда возникают, но не нужно воспринимать "какие-то мелкие трудности как препятствие или невозможность ведения бизнеса", добавил он.
В политических кругах Индии прекрасно понимают, что тесные отношения Москвы с Пекином продиктованы необходимостью иметь надёжный тыл в конфронтации России с Западом, что Индия не может заменить Китай в этом плане как по экономическим причинам, так и из-за отсутствия совместной границы. Мало того, Индии даже в чём-то выгоден "больше, чем союз" России с Китаем.
Коль скоро в Нью-Дели не сомневаются в дружеских чувствах России и заинтересованности нашей страны в дальнейшем развитии отношений, там могут быть уверены, что Москва будет положительно влиять на своего китайского союзника в том, что касается его отношений с Индией. Поэтому никто не будет разбрасываться уходящими корнями глубоко в историю, как любят повторять президенты двух стран, "особо привилегированными российско-индийскими отношениями, российско-индийским стратегическим партнёрством".
Нью-Дели не подчинится поэтому Вашингтону и Лондону и не признает неоколониализм с его поучениями и диктатом – это отвергается индийцами на генетическом уровне, слишком свежи ещё старые раны. Западники это, кажется, не вполне понимают.
Перед Россией также не стоит выбор – быть нам с Индией или с Китаем. С обоими! У Москвы нет с Пекином формального союза, который обязывал бы обе страны воевать против общих врагов или ущемлять ради друг друга свои внешнеполитические и внешнеэкономические интересы. Наличие сильного союзника в лице Индии лишь укрепляет позиции России в отношениях с Китаем, превосходящем нас по численности населения в 10 раз и почти во столько же – в плане экономического веса.
Что с того?
Так мы вернулись к вопросам, которые были поставлены в начале статьи. В мире скорого будущего между американским и антиамериканским лагерем будет, вероятно, третий полюс – сбившиеся в кучу, чтобы западникам было сложнее выкручивать им руки, страны, которые вдохнут новую жизнь в Движение Неприсоединения. Индия является естественным лидером этого объединения, к которому тяготеют многие страны глобального Юга.
Многие обладающие частичным суверенитетом государства, заинтересованные в сотрудничестве с обоими лагерями, не захотят однозначно связать себя с одним из них и будут заинтересованы в стране-лидере, которая позволит всем им сохранить свободу действий. Поскольку поодиночке Запад поставит их на колени. Так у Индии – благодаря другу России и врагу Китаю – появляется возможность оказывать большее влияние на ход мировых дел, чем она может рассчитывать, исходя из собственного экономического и политического веса.
Это намного более завидная роль, чем превращение в неоколониального сателлита декадентского и разваливающегося Запада. И всё равно тут многое будет зависеть от лидеров. Поэтому Моди надо беречь не меньше, чем Путина с Си Цзиньпином.