Анатолий Борисович, не позорьтесь. Правительство разбило критику Чубайса в свой адрес
В выступлении на ВЭФ Чубайс решил отработать западную экологическую повестку и выступил с критикой угольной стратегии правительства России до 2035 года. Министерство энергетики молчало несколько дней, но всё же решило дать обстоятельный ответ. Аргументация ведомства не оставляет камня на камне от сентенций "эффективного менеджера" из лихих 1990-х.
Ответочка Анатолию Чубайсу от Министерства энергетики не заставила себя долго ждать. Напомним, выступая на Восточном экономическом форуме, специальный представитель президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития подверг критике угольную стратегию правительства Михаила Мишустина. Чубайс, как известно, активно лоббирует "зелёную" повестку в полном соответствии с курсом Демократической партии США и, шире, всего леволиберального истеблишмента стран Запада. Причём делает это, не особо маскируясь. По словам Анатолия Борисовича, наращивать вывоз угля в Китайскую Народную Республику бессмысленно, поскольку Поднебесная планирует в ближайшую пятилетку снизить потребление данного полезного ископаемого. Первый русский телеканал "Царьград" рассказывал об этой безумной инициативе.
Ответ ведомства Николая Шульгинова последовал взвешенный, спокойный и, самое главное, весьма обоснованный. Голословные утверждения "эффективного менеджера" парировали цифрами и фактами. Прежде всего, Минэнерго констатировал очевидную вещь: уголь остаётся важнейшим сырьём для мировой экономики. Спрос на русский уголь только растёт. За январь – июнь 2021 года его экспорт увеличился почти на десять процентов в сравнении с аналогичным периодом пандемийного 2020-го и составил 107 миллионов тонн, причём особенно активно растут поставки на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Ежегодно наращивается угольный вывоз в КНР и, что особенно необходимо подчеркнуть, растёт доля России в китайском импорте.
Русский уголь неизменно повышает своё качество, за тринадцать лет его энергетическое обогащение удвоилось, о чём Чубайс, видимо, не прочитал в правительственной программе или решил об этом "неудобном" факте умолчать. Именно поэтому китайцы постепенно переходят на наш товар. Четыре года назад Россия обеспечивала девять процентов угольного импорта Китая, в прошлом году эта цифра выросла до двенадцати. Учитывая, что мы будем только увеличивать поставки, доля лишь возрастёт. Нам в помощь – общая огромная граница, порты Приморья и транспортная инфраструктура Сибири и Дальнего Востока.
На нашу страну приходится 16 % всего общемирового вывоза угля. Мы уступаем только австралийцам и индонезийцам. Судя по амбициозным планам кабинета министров, это временное явление. Наш быстрорастущий сосед потребляет 50 % (!) всего мирового угля. На то, чтобы перестроиться под новое сырьё, у него уйдут десятилетия. Кроме того, председатель КНР Си Цзиньпин не сказал: "Мы полностью отказываемся от угля". Он лишь объявил о снижении угольной доли в национальном хозяйстве. Скорее всего, произойдёт отказ от угля, который: а) сложно доставлять в страну (из Северной и Южной Америки, Африки и других регионов), б) имеет низкий уровень энергетического обогащения. Оба пункта – мимо нас.
Настоящие эксперты в области энергетики утверждают: потребность КНР в угле будет неизменно возрастать, как минимум до начала следующего десятилетия. И пример Западной Европы, отказывающейся от угля, отнюдь не является для стран АТР заразительным.
В соответствии с программой правительства России в угольную отрасль до 2035 года инвестируют огромные деньги – от 2,5 до 3,5 триллиона рублей. Такие шаги позволят в худшем случае выйти к середине 2030-х на экспорт 259 миллионов тонн угля (из которого в Азию пойдёт 73,35 %), в лучшем – на 392 миллиона тонн (в Азию – 66,58 %). При оптимистическом развитии событий русская доля в мировой торговле углём возрастёт до четверти.
Что с того?
Наращивание экспорта угля – это не только сверхдоходы в федеральный бюджет. Это ещё и развитие транспортной инфраструктуры Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, новые железнодорожные магистрали, порты, обновлённый вагонный состав и современные локомотивы. Когда через лет 50-60 спрос на уголь сократится, инфраструктура останется. Инвестиции не пропадут даром. Транссибирскую железную дорогу сдали в эксплуатацию в 1916 году. С тех пор прошли две революции, гражданская война и иностранная интервенция, Великая Отечественная, распад Советского Союза и так называемые "реформы", а важнейшее значение Транссиба никто не может поставить под сомнение.
Впрочем, к чему вести спор с Анатолием Борисовичем? Он просто отрабатывает либеральную методичку, написанную в Вашингтоне. США требуют от своих лоббистов по всему миру проталкивать экологическую тематику и рубить на корню невыгодные американцам проекты – агентура тут же берёт под козырёк. Главное, чтобы к его "мудрым" советам не прислушивались в Кремле (за Краснопресненскую набережную пока можно быть спокойным).